Слайд 1ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»
Социализация детей
с нарушениями слуха
в
творческой деятельности
Слайд 2
«Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас»
Эрнест Леизве
Слайд 3Актуальность
Социализация – это процесс, во время которого ребенок
усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.
Процесс социализации у детей с нарушением слуха значительно осложняется в связи с недоразвитием или отсутствием речи, и как следствие этого- нарушение социальных контактов ребенка с окружающим миром.
Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания приводит к возрастанию эмоционального напряжения, к возникновению поведенческих проблем.
Справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка, усилить ощущение собственной личностной ценности, активно строить индивидуальные социальные контакты успешнее происходят в процессе творческой деятельности. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.
Слайд 4Цель
Создание условий для успешной социализации неслышащего ребенка
на основе расширения сфер и способов взаимодействия с окружающей средой через творческую деятельность.
Слайд 5Задачи
подготовка детей к мировозренческому восприятию себя, помощь в построении отношений с
миром, в определении своего места в жизни в процессе творческой деятельности;
формирование культуры общения школьников с товарищами, родителями, учителями, взрослыми;
ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине, в ДК;
развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной, духовной, общественной;
развитие интереса к народному творчеству и его традициям;
развитие творческих способностей ребенка в различных сферах деятельности;
развитие способности жить полноценной счастливой жизнью, иметь хорошую семью.
Слайд 6
Целевые группы
Учащиеся
Педагоги
Родители учащихся
Слайд 7Ожидаемые результаты
В результате проделанной работы должна прослеживаться положительная динамика уровня коммуникативной
компетенции.
Должна наблюдаться успешная социализация учащихся: дети легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, проявляют отзывчивость, оказывают действенную взаимопомощь.
Предполагается достижение высокого уровня коммуникативных навыков школьников, проявляют уважительное отношение к окружающим людям, их интересам.
Сформированы мировоззренческие понятия.
Предполагается успешная интеграция детей в социальную среду через конкурсные и досуговые мероприятия.
В процессе творческой деятельности должна возникнуть потребность к самовыражению, к самореализации, к воплощению собственных идей, направленных на создание нового «продукта» (материального или духовного).
Слайд 8Этапы реализации проекта:
I этап. Подготовительный.
II этап. Основной.
III этап.
Заключительный.
Слайд 9I этап
Изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме с
целью педагогического поиска, отбора ведущих педагогических идей;
Диагностирование детей с целью изучения их возможностей, потребностей, интересов;
Разработка модели педагогического проекта, его теоретической концепции;
Установление взаимосвязей с окружающей средой (в том числе с родителями) в рамках единого образовательно-воспитательного пространства;
Решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.
Определение сроков реализации проекта, расстановка педагогических кадров.
Слайд 10II этап
Условия успешной реализации проекта:
количественное и качественное закрепление достигнутых результатов;
повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий;
активное включение родителей в совместную деятельность;
разработка классных программ воспитания по направлениям деятельности.
Слайд 11
Средства успешной реализации проекта ( основные направления деятельности):
Система внеклассных мероприятий:
Внеклассные занятия
по циклограмме деятельности
КТД: подготовка и участие в выставках, конкурсах, выпуск праздничных газет
Классные традиции : Дни именинников,
традиция приветствия,
подведение итогов дня,
оформление уголков класса и
спален
Слайд 12Система дополнительного образования
В школе работают кружки разной направленности:
Хореографический кружок «Каблучки»
Жестовое
пение «Поющие руки»
Театральный кружок «Закулисье»
Кружок «Поделки-самоделки»
Кружок кройки и шитья «Мастерица»
Изостудия «Радуга»
Слайд 13Школьные традиции
(проведение общешкольных праздников, тематических недель)
Линейка 1 сентября
Концерт,
посвященный Дню учителя
Праздничный концерт к Дню инвалида
Новогодний утренник
Праздник «Масленица»
Концерт «8 Марта»
Линейка «Последний звонок»
Тематические недели по ПДД, по экологии…
Слайд 14Взаимодействие с социумом
Областная экспериментальная площадка
«Мир равных возможностей» (бассейн «Дельфин» )
Творческое
мероприятие «Мир моих увлечений» (СОШ №31 )
Межрегиональный фестиваль «Звонкая капель»
Посещение ТОГУК «Тамбовконцерт»,
Театра кукол,
Драмтеатра,
музеев,
памятников культуры,
экскурсии в Автогородок
Проведение совместных мероприятий с волонтерами из ТГУ им. Державина
Слайд 15 Результаты диагностики (диагностический инструментарий)
Для изучения детей была проведена:
-диагностика уровня
личностного развития;
-диагностика уровня удовлетворенности школьной жизнью;
-диагностика уровня воспитанности;
-диагностика уровня развития классного коллектива.
Как показали наши исследования, прослеживается положительная динамика в формировании нравственных знаний, убеждений, поведения.
У детей сформированы понятия добра, сочувствия, умение общаться с людьми, умение выйти из ситуации без агрессии.
Слайд 16
Дальнейшее развитие проекта
Содержание будет совершенствоваться и дополняться новыми формами работы
с педагогами: проведение мастер-классов, оказание методической помощи, предоставление дидактических материалов.
Наработки получат дальнейшее распространение через публикации в сети Интернет на образовательных сайтах.
Методический материал будет использован для другого контингента детей и родителей.
Слайд 17Вывод
Мы пришли к выводу, что следует продолжать работу по
реализации описанной модели проекта, так как она поможет успешной социализации неслышащих детей в социум, поможет им вырасти раскрепощенными, открытыми к контактам, самостоятельными, способными творчески ( креативно) мыслить. Таким образом, при соблюдении определенных условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества. Главное — помочь им преодолеть трудности и стать хозяевами своей судьбы.