Слайд 1
«Инновационные подходы к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО"
Подготовила:
педагог-психолог
Ахмедеева Г.Ш.
Слайд 2Функции системы оценивания
Система оценивания выполняет следующие функции:
- нормативная функция позволяет проверить
соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;
- информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;
- корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;
- воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;
- социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
- диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
- стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Слайд 3Проблемы реализации ФГОС в НОО
Требования к планируемым результатам закреплены
законодательно, учитываются при составлении рабочих программ учителя и являются критерием при оценки качества освоения учеником НОО.
Все большее число педагогов повышают свою квалификацию по вопросам модернизации образования.
Разрабатывается диагностический инструментарий по оценке УУД.
На практике в оценке результативности работы педагоги по-прежнему апеллируют к знаниям , умениям и навыкам.
Не всегда повышение квалификации влечет за собой перестройку практической деятельности педагога
За разнообразием форм и большим количеством проводимых мероприятий зачастую теряется содержание.
Результаты мониторинговых исследований зачастую воспринимаются как самоцель, а не как руководство к действию
Слайд 4Что контролировать и оценивать?
2. Кто оценивает?
3. Как оценивать?
4. Где
фиксировать результаты?.
5. Когда ставить отметку?
6. По какой шкале оценивать?
Процедура оценки.
Слайд 6Оценочная деятельность учителя
Оценивание является постоянным процессом.
Оценивание может быть только критериальным.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. (внешняя оценка + самооценка).
В оценочной деятельности реализуется принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности
Слайд 7
Набор требований ( правил)
к выставлению оценки.
Оценивается любое, особенно успешное, действие,
а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.
Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную оценку)
За каждую учебную задачу или группу заданий – задач, показывающих овладение отдельным умением, - ставится отдельная отметка.
Отметки выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника).
За каждую задачу проверочной (контрольной работы) по итогам темы отметки ставятся всем ученикам. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать контрольную.
Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО. В протоколе указывается уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (повышенный – П, базовый – Б, низкий - Н).
Слайд 8ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:
учитель, ученик,
ОУ и родители
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:
государственные
службы
аттестация:
выпускник
мониторинг:
система
образования
Модели оценочной деятельности:
Слайд 9
Требования к результатам освоения начальной образовательной программы
Итогом обучения должна будет стать
совокупность результатов:
- личностных (способность к саморазвитию, желание учиться и др.);
- метапредметных (универсальные учебные действия);
- предметных (система основных знаний).
Слайд 10Предметные результаты
Текущая оценка
Промежуточная оценка
Итоговая оценка
Слайд 12Что такое портфолио?
Портфолио (в широком смысле слова) -это способ фиксирования, накопления
и оценка индивидуальных достижений учащихся в определенный период его обучения.
Слайд 13Цель портфолио
Предоставить отчет по процессу образования подростка
Увидеть «картину» значимых образовательных результатов
в целом
Обеспечить отслеживание прогресса ученика в широком образовательном контексте
Продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения
Слайд 14Педагогические задачи «потфолио»
Поддерживать высокую мотивацию школьника
Поощрять их активность и самостоятельность
Расширять возможности
обучения и самообучения
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся
Формировать умение учиться-ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность
Слайд 15Функции «портфолио»
Диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени
Целеполагания
- поддерживает учебные цели
Мотивационная - поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ
Развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения о т года к году
Рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений
Слайд 16Философия учебного портфолио предполагает:
Смещение акцента с того, что учащийся не знает
и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету
Интеграцию количественной и качественной оценок
Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Слайд 17Оценка мотивирует, когда:
Ученик уверен в ее объективности;
Ученик воспринимает ее как полезную
для себя;
Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия, где это можно реализовать, например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.
Слайд 18Виды «портфолио»
Портфолио документации
Портфолио процесса
Портфолио показательный
Портфолио рабочий
Портфолио оценочный
Слайд 19Портфолио документов
Портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений учащихся .
Слайд 20Портфолио работ
Собрание творческих и проектных работ ученика
Описывает основные формы и направления
его творческой активности: участие в конференциях, конкурсах, прохождение элективных курсов, различных практик, спортивных и художественных достижений и др.
Слайд 21Варианты записей в портфолио
Проектные работы
Исследовательские работы и рефераты
Техническое творчество
Работы по искусству
Формы
творческой активности: школьный театр, хор, оркестр и т.д.
Элективные курсы и факультативы
Практики: языковая, трудовая, социальная
Занятия в учреждениях дополнительного образования
Олимпиадах и конкурсах
Спортивные соревнования
Другое
Слайд 22Контрольно-оценочная деятельность психологической службы
Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности
универсальных учебных действий и социальной адаптации младшего школьника является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с первого по четвёртый класс с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка:
Слайд 23Личностные УУД
- ценностные ориентации младших
школьников;
- личностные смыслы, мотивы;
- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли- «я-природа», «я и общество», «я и другие люди», «я и я»)
Для диагностики личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- подведение итогов занятия, рефлексия
- творческие задания (рисунок на заданную тему, поделка)
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений;
Слайд 24Познавательные УУД:
-развитие творческого мышления;
- развитие познавательной активности, учебного интереса;
-сформированность операций мышления
(сравнение, обобщение, анализ, синтез);
- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение, восприятие)
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- «найди отличия»;
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»; логические задачи;
- составление схем-опор, диаграмм;
Слайд 25Регулятивные УУД
Умение учиться:
- способность целеполагания;
- учебная мотивация;
-способность к рефлексии;
- самоконтроль и
саморегуляция в деятельности и поведении;
-критичное отношение к результатам собственной деятельности
Для диагностики регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- «ищу ошибки»
- КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).
Слайд 26Коммуникативные УУД
- развитие коммуникативных навыков;
- формирование навыков общения( знание правил общения);
-
сформированность устной и письменной речи;
- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.
Для диагностики коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...», «перескажи» и т.д.
Слайд 27Диагностическая система психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО предполагают пять взаимосвязанных этапов:
1-ый этап – поступление ребенка
в школу.
2-ой этап – оценка стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе
3-ий этап – первичная адаптация детей к школе.
4-ый этап – психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации
5-ый этап – мониторинг развития метапредметных универсальных учебных действий.
Слайд 28Таблица 2. Методы оценки личностной компетентности обучающихся
Слайд 30Диагностика внимания в д/с
Высокий уровень
низкий уровень
Слайд 31Проективный тест «Рисунок семьи»
Нарушение эмоциональной сферы и внутрисемейных отношений
Нет эмоциональных
нарушений и благополучная семейная атмосфера
Слайд 32Тест Керна-Йерасика
Высокий уровень
Ниже среднего уровень
Слайд 33Нарушение эмоциональной сферы и сферы внутрисемейных отношений
Проективный тест «Рисунок семьи»
Нет
эмоциональных нарушений и благополучная семейная атмосфера
Слайд 34Неадекватно завышенная самооценка
Адекватная самооценка
Методика «Лесенка»
Слайд 35Методика «Лесенка»
Заниженная самооценка
Нарушений отношений с мамой самооценка
Слайд 36Проективный тест личностных отношений,социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О.А. Ореховой
Слайд 37Проективный тест
«Несуществующее животное»
Нарушение эмоциональной сферы
Нет эмоциональных нарушений