Слайд 1КГУ «Нуринская СОШ»
Семинар
«Жестокость и насилие в семье»
Подготовила:
психолог: Эпп М. Г.
Слайд 2 Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем,
что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
Слайд 3 Насилие - такое физическое или психологическое действие в отношении личности,
группы или общества в целом, которое направлено на ограничение всех форм свободы и носит явный или скрытый характер для объекта.
Насилие включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, другими членами семьи ребенка, педагогами, представителями органов правопорядка, другими взрослыми
Слайд 4Различают четыре основных формы жестокого обращения с детьми:
1. Эмоциональное (психологическое)
насилие
2. Физическое насилие
3. Сексуальное насилие
4. Пренебрежение нуждами ребёнка (заброшенность, беспризорность)
Слайд 5 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ (ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ) НАСИЛИЕ – преднамеренное манипулирование объектом, игнорирование его субъектных характеристик
(свободы, достоинства, прав), приводящее к различным деформациям и нарушениям психического (поведенческого, интеллектуального, эмоционального, волевого, коммуникативного, личностного) развития
Слайд 6Формы проявления
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
- угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся
в словесной форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
- неоднократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
- угрозы, запугивание;
- оскорбление;
- унижение;
- ругань;
- вмешательство в личную жизнь
Слайд 7 ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ — это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в
возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинений телесных повреждений
Слайд 8Формы проявления
- побои;
- увечья;
- убийства;
- ограничения в еде и сне;
- вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков
и т.п.
Слайд 9 ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ НУЖДАМИ РЕБЁНКА — это форма жестокого обращения с детьми, при
которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье
Слайд 10Формы проявления
- отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая
Слайд 11 СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ —
это использование ребёнка и подростка другим лицом для
получения сексуального удовлетворения
Слайд 12Формы проявления
- изнасилование;
- инцест;
- сексуальное совращение;
- вовлечение в проституцию, порнобизнес и т.п.
Слайд 13
Последствия жестокого обращения, насилия
Любая ситуация насилия, в которой оказывается ребенок (объект
ли он или свидетель насилия) носит негативный характер, тормозит или искажает развитие его еще только-только формирующейся личности, является причиной многих психологических и социально-психологических проблем, которые могут сопровождать человека всю жизнь. Вовлеченность ребенка в той или иной форме в ситуацию насилия приводит к развитию таких психологических свойств личности, как, с одной стороны, хамство — грубость, хулиганство, неумение вести себя, неуважение и оскорбление другого человека, и, с другой стороны, лакейство — подхалимство, лицемерие, раболепствование
Слайд 14
Признаки, характерные для различных видов насилия
Чаще всего дети, которые подвергаются жестокому
обращению, ни с кем не делятся своими переживаниями.
ребенок плохо развивается – его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
ребенок неухожен, неопрятен; он апатичен, часто плачет или, напротив, агрессивен, вызывающе себя ведет;
ребенок демонстрирует изменчивое поведение – оно постоянно переходит от спокойного к внезапно возбужденному состоянию и наоборот.
- у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;
- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
- ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;
Слайд 15- у ребенка могут быть проблемы с обучением в связи с плохой
концентрацией внимания, общей несобранностью, усталостью, недосыпанием;
- ребенок проявляет отрицательное отношение к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений;
- ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки;
- для ребенка характерны повторяющиеся жалобы на недомогание – головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
- ребенок явно испытывает враждебность или чувство страха по отношению к отцу (другим знакомым мужчинам) или матери (другим знакомым женщинам);
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку (как бы сжимается, боясь удара);
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению, ласке любых взрослых; уходит от конфликтов, споров с другими детьми; гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует несоответствующее возрасту «взрослое» поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательствах, которые якобы произошли с другими детьми;
- к перечисленным выше признакам также могут добавиться проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Слайд 16 В случаях, если эти признаки насторожили педагога в отношении кого-либо из
детей, следует обратить внимание и на его родителей. В беседе о ребенке такие родители:
- настороженны, чрезмерно озабоченны, или наоборот, безразличны;
- на жалобы по поводу поведения ребенка реагируют очень бурно, эмоционально, или наоборот, холодно;
- родители часто переводят ребенка из одного учреждения в другое;
- часто меняют участкового врача ребенка
Слайд 17
Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокость по отношению к
ребенку
В беседе - противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения
Позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью идет от постороннего лица
Перекладывание ответственности за травму на самого ребенка
Неадекватность реакции родителей на тяжесть повреждений: преуменьшение или преувеличение их
Невнимание к ребенку, неласковое обращение с ним
Отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка
Выказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка
Рассказы о том, как их самих наказывали в детстве
Слайд 18Последовательность действий педагога
в случае выявления факта жестокости и насилия
Постараться «разговорить» ребенка,
установить контакт, доверительные отношения с ним. Оказать эмоциональную поддержку взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту и эмпатию.
Рекомендовать родителям (законным представителям) проведение диагностического обследования ребенка и всей семьи, с целью установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания).
Если нет возможности устроить его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место необходимо обратиться:
- в полицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением;
- в травмпункт или другое медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы;
- в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам;
- на консультацию к психологу, социальному педагогу
Слайд 19
Психолого-педагогические правила организации общения между учителем и учениками
Будьте внимательны к своим
ученикам, отмечайте малейшие изменения в их поведении, любые отклонения от нормы. Пристального внимания учителей и родителей требуют резкие “вдруг” возникшие изменения в поведении.
Обратите внимание на изменение работоспособности ученика (не может продолжительное время работать без отвлечений и ошибок из-за быстро нарастающего утомления).
Нельзя торопиться с выводами, проявляйте терпение, доброжелательность по отношению к ученику. Понаблюдайте, побеседуйте с родителями.
Будьте объективны не только в оценке ученика, но и в сложившейся ситуации. Не поддавайтесь эмоциям, чувствам, которые мешают решению проблемы.
Всегда чувствуйте психологическую атмосферу в классе. Для этого необходимо:
- наблюдать за детьми и обращать внимание на их поведение;
- понимать выражение глаз ребят, их мимику, жесты;
- уметь сопоставлять психологическую атмосферу сегодняшнего дня со вчерашней.
Искренне интересуйтесь жизнью своих учеников. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей: не придирайтесь, не пытайтесь переделать, не критикуйте, чаще хвалите!
Знать и уметь дать профессионально грамотные рекомендации родителям, дети которых подверглись жестокому обращению или насилию со стороны взрослых или сверстников.
Быть честным с семьей, стараться подробно разъяснить родителям причину разговора с ними.