Презентация, доклад Работа над ритмико-интонационной стороной речи с детьми с нарушениями слуха.

Содержание

Ритмико-интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп, слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.

Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Школа –интернат для детей с

нарушениями слуха»


«РАБОТА НАД РИТМИКО -ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»
Быленкова Е.М, учитель по РСВ и ФП



Абакан, 2018

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Школа –интернат для детей с нарушениями слуха» «РАБОТА НАД РИТМИКО -ИНТОНАЦИОННОЙ

Слайд 2Ритмико-интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп,

слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.
Ритмико-интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп, слитность, логическое и словесное ударение, высота

Слайд 3Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка:
Нарушение звукопроизношения.
Нарушение состояния голоса, интонации,

орфоэпии.
Нарушение словесного и логического ударения.
Нарушение паузального членения фраз.
Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка:Нарушение звукопроизношения.Нарушение состояния голоса, интонации, орфоэпии.Нарушение словесного и логического ударения.Нарушение паузального

Слайд 4Что такое интонация?
Интонация (лат. Intono «громко произношу») – ритмико- мелодическая сторона

речи, которая служит средством выражения смысла и эмоциональной окраски речи. Интонация бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная.
Что такое интонация?Интонация (лат. Intono «громко произношу») – ритмико- мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысла

Слайд 5Средства и приемы работы над ритмико-интонационной стороной речи у детей с

нарушениями слуха

Как показать неслышащему ребенку изменение интонации? Проблема заключается в том, что ребенок считывает с губ, смысл фразы ему понятен, а интонацию он не понимает.
Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведению модуляций голоса по высоте, силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения (словесного и логического).
При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии с новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно). Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении (прежде всего при подражании речи слышащих), так и на специальных занятиях - индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации.


Средства и приемы работы над ритмико-интонационной стороной речи у детей с нарушениями слуха Как показать неслышащему ребенку

Слайд 6- У Маши красивое платье.
- У Маши красивое платье!
- У Маши

красивое платье?

- У Маши красивое платье.- У Маши красивое платье!- У Маши красивое платье?

Слайд 7В 1 классе подготовительные упражнения включают обучение восприятию (на слух и

слухо-зрительно) и воспроизведению:
слитности и пауз,
краткого и долгого произнесения гласных звуков,
силы голоса,
ударения в двух-, трехсложных словах; логического ударения,
темпа речи,
высоты голоса.

В 1 классе подготовительные упражнения включают обучение восприятию (на слух и слухо-зрительно) и воспроизведению:слитности и пауз,краткого и

Слайд 8Во 2 классе эти навыки закрепляются и расширяются. Второклассники учатся говорить

эмоционально и выразительно, произносить фразы в нормальном темпе, слитно или деля паузой на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, воспроизводя доступные элементы мелодического контура, а также адекватно использовать выразительную мимику.

Во 2 классе эти навыки закрепляются и расширяются. Второклассники учатся говорить эмоционально и выразительно, произносить фразы в

Слайд 9В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух

и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных предложениях со значением предельно высокой степени признака, действия, состояния.
На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование.
Дети учатся изображать, подражая действиям педагога, различные чувства.

В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в

Слайд 10Упражнения по формированию правильной интонации
Боль - а-а-а, бобо, больно, болит, у

меня болит живот и т.п.;
Радость - А_, ура! Мама! Мама пришла!
Вопрос - А? Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?
Просьбу - а_, а-а, дай, помоги, иди ко мне;
Осуждение - а_,а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;
Усталость - О_, ох, устал(а), я устал(а)

Упражнения по формированию правильной интонацииБоль - а-а-а, бобо, больно, болит, у меня болит живот и т.п.;Радость -

Слайд 11Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения

(корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с

Слайд 12Обширное использование фонетической ритмики способствует формированию естественной речи у неслышащих детей.
 

Обширное использование фонетической ритмики способствует формированию естественной речи у неслышащих детей. 

Слайд 13Работа над ритмом
Ритм - чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с

определенной последовательностью, частотой.

Работа над ритмомРитм - чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Слайд 14Прежде всего, внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на

длительное произнесение гласного звука. При этом следует опираться на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения. Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам. Берется словарь, которым дети уже владеют.

Прежде всего, внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на длительное произнесение гласного звука. При этом

Слайд 15Упражнения по развитию ритма
Произнеси

Татата
Отхлопай паПУпаПУпаПу
Отстучи ПАпапаПАпапа
Оттопай
Подбор слов по заданному ритму.
 
тА - та РУчка
та -ТА альБОм
ТА – та - та ГУсеница
та - ТА – та лоПАта каПУста поСУда
та - та-ТА каранДАш красоТа

Упражнения по развитию ритма Произнеси

Слайд 16Словесное ударение
Правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности

звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука.

Словесное ударение Правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности звучания. При словесном ударении один из

Слайд 17Приемы работы над словесным ударением
При овладении словесным ударением слабослышащие учащиеся испытывать

известные трудности. Прежде всего необходимо научить детей: технике выделения ударного слога, правильной постановке ударения в словах.
Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Следует добиваться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.

Приемы работы над словесным ударениемПри овладении словесным ударением слабослышащие учащиеся испытывать известные трудности. Прежде всего необходимо научить

Слайд 18Дирижирование
Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у слабослышащих и

глухих школьников навыков дирижирования. При этом производится движением руки в воздухе. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением. Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, фраз и связных текстов.
ДирижированиеРабота над словесным ударением тесно связана с формированием у слабослышащих и глухих школьников навыков дирижирования. При этом

Слайд 19Логическое ударение
Логическое ударение – это выделение голосом во фразе наиболее важного

по смыслу слова.
Логическое ударениеЛогическое ударение – это выделение голосом во фразе наиболее важного по смыслу слова.

Слайд 20Приемы работы над логическим ударением
Хорошим приемом работы над логическим ударением является

постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.

Приемы работы над логическим ударениемХорошим приемом работы над логическим ударением является постановка вопросов к разным словам фразы

Слайд 21Полезной разновидностью упражнений служит подчеркивание логического ударения в текстах, воспринятых учащимися

слухо-зрительно и только на слух.
МАМА придет завтра.
Мама ПРИДЕТ завтра?
Мама придет ЗАВТРА!

Полезной разновидностью упражнений служит подчеркивание логического ударения в текстах, воспринятых учащимися слухо-зрительно и только на слух.МАМА придет

Слайд 22Высота и сила голоса
Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в

результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.
Сила голоса - это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах (зависит от размаха колебаний голосовых связок).

Высота и сила голосаВысота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися

Слайд 23Упражнения по развитию высоты голоса
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных

звуков
А а А а А а А а
О о О о О о
 
«Вопрос-ответ»
- Был сапожник? (высоко)
- Был. (низко)

Упражнения по развитию высоты голосаПовышение и понижение голоса при произнесении гласных звуковА а А а А а

Слайд 24Упражнения по развитию силы голоса
Усиление голоса (немая артикуляция, шепот, тихо, громко)

О-О-О-О
Ослабление голоса (громко, тихо, шепот, немая артикуляция) У-У-У-У
Прямой счет с постепенным усилением голоса 1-2-3-4-5
Обратный счет с постепенным ослаблением голоса 5-4-3-2-1

Упражнения по развитию силы голосаУсиление голоса (немая артикуляция, шепот, тихо, громко) О-О-О-ООслабление голоса (громко, тихо, шепот, немая

Слайд 25Темп речи
Темп - скорость произнесения звуков, слогов, слов и целых фраз. Темп

бывает разный (медленный, замедленный, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный).
Формирование нормального темпа крайне важно и для внятности , и для восприятия речи. Необходимо формировать умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала.

Темп речиТемп - скорость произнесения звуков, слогов, слов и целых фраз. Темп бывает разный (медленный, замедленный, быстрый, очень

Слайд 26Упражнения по развитию темпа голоса
Медленно

ТА___ТА___ТА
Нормально Та-ТА-ТА
Быстро ТАТАТА

Произнести, с изменением темпа голоса
Идет ПАПА медведь (медленный) ПА___ПА___ПА
Идет МАМА медведица (средний) Па-ПА-ПА
Идет МЕДВЕЖОНОК (быстрый) ПАПАПА

Упражнения по развитию темпа голосаМедленно

Слайд 27Изменение темпа произнесения и силы голоса
//Мёд тут,/
мёд там, /
мёд тут

и там.//
Изменение темпа произнесения и силы голоса//Мёд тут,/ мёд там, /мёд тут и там.//

Слайд 28Методические рекомендации по работе над ритмико-интонационной стороной речи у детей с

нарушениями слуха

Работу над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте;
речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе;
обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение;
следует обращать внимание на произносительную сторону речи учащихся, исправляя допущенные ошибки;
важно подбирать материал, который соответствует речевому развитию детей, его следует усложнять по мере усвоения;
работа над ритмико-интонационной стороной речи должна вестись системно, в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на музыкальных и индивидуальных занятиях, нужно включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом урока.;
чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над ритмико-интонационным строем речи, тем лучших результатов можно достигнуть.
 

Методические рекомендации по работе над ритмико-интонационной стороной речи у детей с нарушениями слухаРаботу над ритмико – интонационной

Слайд 29Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть