Слайд 1Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия «Школа –интернат для детей с
нарушениями слуха»
«РАБОТА НАД РИТМИКО -ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»
Быленкова Е.М, учитель по РСВ и ФП
Абакан, 2018
Слайд 2Ритмико-интонационной стороной речи можно назвать такие качества голоса как ритм, темп,
слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.
Слайд 3Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка:
Нарушение звукопроизношения.
Нарушение состояния голоса, интонации,
орфоэпии.
Нарушение словесного и логического ударения.
Нарушение паузального членения фраз.
Слайд 4Что такое интонация?
Интонация (лат. Intono «громко произношу») – ритмико- мелодическая сторона
речи, которая служит средством выражения смысла и эмоциональной окраски речи. Интонация бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная.
Слайд 5Средства и приемы работы над ритмико-интонационной стороной речи у детей с
нарушениями слуха
Как показать неслышащему ребенку изменение интонации? Проблема заключается в том, что ребенок считывает с губ, смысл фразы ему понятен, а интонацию он не понимает.
Подготовительная работа по обучению основным элементам интонации включает упражнения по развитию восприятия на слух и воспроизведению модуляций голоса по высоте, силе, по формированию слитности речи и пауз, изменений темпа, ударения (словесного и логического).
При работе над интонацией большое внимание уделяется формированию у учеников умений произносить один и тот же речевой материал, придавая ему разное эмоциональное звучание в соответствии с новой ситуацией (весело, грозно, строго, печально, радостно). Формирование у учащихся интонационной структуры осуществляется как в свободном общении (прежде всего при подражании речи слышащих), так и на специальных занятиях - индивидуальных, музыкально-ритмических, в слуховом кабинете, а также во время фонетических зарядок на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях. Также дети учатся на материале одной фразы по-разному комбинировать элементы интонации.
Слайд 6- У Маши красивое платье.
- У Маши красивое платье!
- У Маши
красивое платье?
Слайд 7В 1 классе подготовительные упражнения включают обучение восприятию (на слух и
слухо-зрительно) и воспроизведению:
слитности и пауз,
краткого и долгого произнесения гласных звуков,
силы голоса,
ударения в двух-, трехсложных словах; логического ударения,
темпа речи,
высоты голоса.
Слайд 8Во 2 классе эти навыки закрепляются и расширяются. Второклассники учатся говорить
эмоционально и выразительно, произносить фразы в нормальном темпе, слитно или деля паузой на смысловые синтагмы, выделяя логическое и синтагматическое ударение, воспроизводя доступные элементы мелодического контура, а также адекватно использовать выразительную мимику.
Слайд 9В 3 классе основное внимание уделяется развитию навыков восприятия на слух
и воспроизведения ритмико-мелодической структуры фраз в повествовательных и вопросительных предложениях, а также в оценочных предложениях со значением предельно высокой степени признака, действия, состояния.
На занятиях широко применяется подражание образцу речи учителя, воспринимаемой учениками слухо-зрительно и на слух (с помощью слуховых аппаратов), обучение различению, опознаванию и распознаванию на слух основных элементов интонации, фонетическая ритмика. Также используются вибро-тактильные ощущения, графические средства, инсценирование.
Дети учатся изображать, подражая действиям педагога, различные чувства.
Слайд 10Упражнения по формированию правильной интонации
Боль - а-а-а, бобо, больно, болит, у
меня болит живот и т.п.;
Радость - А_, ура! Мама! Мама пришла!
Вопрос - А? Где? Что там? Мама? Где папа? Папа дома? Почему?
Просьбу - а_, а-а, дай, помоги, иди ко мне;
Осуждение - а_,а-а-а, ай-яй-яй, фу!, плохо, неверно;
Усталость - О_, ох, устал(а), я устал(а)
Слайд 11Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения
(корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Слайд 12Обширное использование фонетической ритмики способствует формированию естественной речи у неслышащих детей.
Слайд 13Работа над ритмом
Ритм - чередование звуковых или речевых элементов, происходящее с
определенной последовательностью, частотой.
Слайд 14Прежде всего, внимание школьников обращается на более интенсивный голос и на
длительное произнесение гласного звука. При этом следует опираться на тактильно-вибрационное ощущение ребенка, его зрительное восприятие и слуховые ощущения. Используются также и другие сохранные анализаторы. Предлагаемый ритм отхлопывается, при этом ударный слог слова выделяется хлопком большей интенсивности. Кроме отхлопывания, применяется отстукивание и дирижирование. Начинать надо со слогов, а потом переходить к словам. Берется словарь, которым дети уже владеют.
Слайд 15Упражнения по развитию ритма
Произнеси
Татата
Отхлопай паПУпаПУпаПу
Отстучи ПАпапаПАпапа
Оттопай
Подбор слов по заданному ритму.
тА - та РУчка
та -ТА альБОм
ТА – та - та ГУсеница
та - ТА – та лоПАта каПУста поСУда
та - та-ТА каранДАш красоТа
Слайд 16Словесное ударение
Правильное словесное ударение - существенное условие выразительности, разборчивости, естественности
звучания. При словесном ударении один из слогов произносится более громко и с большей протяжностью гласного звука.
Слайд 17Приемы работы над словесным ударением
При овладении словесным ударением слабослышащие учащиеся испытывать
известные трудности. Прежде всего необходимо научить детей: технике выделения ударного слога, правильной постановке ударения в словах.
Ученик должен не только уметь выделить голосовыми средствами один из слогов слова, но и знать, какой именно - первый, второй или третий. Следует добиваться, чтобы ребенок владел подвижностью ударения.
Слайд 18Дирижирование
Работа над словесным ударением тесно связана с формированием у слабослышащих и
глухих школьников навыков дирижирования. При этом производится движением руки в воздухе. Ударный слог выделяется более интенсивным и длительным движением. Обучать дирижированию рекомендуется на материале слогов, слов, фраз и связных текстов.
Слайд 19Логическое ударение
Логическое ударение – это выделение голосом во фразе наиболее важного
по смыслу слова.
Слайд 20Приемы работы над логическим ударением
Хорошим приемом работы над логическим ударением является
постановка вопросов к разным словам фразы с последующим на них ответом. Слова, на которые падает логическое ударение, могут выделяться голосом учителя в вопросе и учеников в ответе. Например: Какая сегодня погода? Сегодня пасмурно.
Слайд 21Полезной разновидностью упражнений служит подчеркивание логического ударения в текстах, воспринятых учащимися
слухо-зрительно и только на слух.
МАМА придет завтра.
Мама ПРИДЕТ завтра?
Мама придет ЗАВТРА!
Слайд 22Высота и сила голоса
Высота голоса - слуховое ощущение частоты звука, образующегося в
результате прохождения воздуха между периодически смыкающимися и размыкающимися голосовыми складками.
Сила голоса - это реальная энергия звука, измеряемая в децибеллах (зависит от размаха колебаний голосовых связок).
Слайд 23Упражнения по развитию высоты голоса
Повышение и понижение голоса при произнесении гласных
звуков
А а А а А а А а
О о О о О о
«Вопрос-ответ»
- Был сапожник? (высоко)
- Был. (низко)
Слайд 24Упражнения по развитию силы голоса
Усиление голоса (немая артикуляция, шепот, тихо, громко)
О-О-О-О
Ослабление голоса (громко, тихо, шепот, немая артикуляция) У-У-У-У
Прямой счет с постепенным усилением голоса 1-2-3-4-5
Обратный счет с постепенным ослаблением голоса 5-4-3-2-1
Слайд 25Темп речи
Темп - скорость произнесения звуков, слогов, слов и целых фраз. Темп
бывает разный (медленный, замедленный, быстрый, очень быстрый, почти скороговорный).
Формирование нормального темпа крайне важно и для внятности , и для восприятия речи. Необходимо формировать умение произвольно изменять темп произносимого речевого материала.
Слайд 26Упражнения по развитию темпа голоса
Медленно
ТА___ТА___ТА
Нормально Та-ТА-ТА
Быстро ТАТАТА
Произнести, с изменением темпа голоса
Идет ПАПА медведь (медленный) ПА___ПА___ПА
Идет МАМА медведица (средний) Па-ПА-ПА
Идет МЕДВЕЖОНОК (быстрый) ПАПАПА
Слайд 27Изменение темпа произнесения и силы голоса
//Мёд тут,/
мёд там, /
мёд тут
и там.//
Слайд 28Методические рекомендации по работе над ритмико-интонационной стороной речи у детей с
нарушениями слуха
Работу над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте;
речевое общение с детьми должно происходить четко, внятно, на хорошей, комфортной громкости, в нормальном темпе;
обязательно должно соблюдаться логическое и словесное ударение;
следует обращать внимание на произносительную сторону речи учащихся, исправляя допущенные ошибки;
важно подбирать материал, который соответствует речевому развитию детей, его следует усложнять по мере усвоения;
работа над ритмико-интонационной стороной речи должна вестись системно, в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на музыкальных и индивидуальных занятиях, нужно включать отдельные элементы в организационные моменты перед началом урока.;
чем раньше и чем целенаправленнее будет вестись работа над ритмико-интонационным строем речи, тем лучших результатов можно достигнуть.