Презентация, доклад Психологическое сопровождение работы с родителями

Содержание

Семья – важнейший институт становления личности. Именно здесь, маленький человечек получает первые уроки уважения или неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что в нем есть, учится относиться к

Слайд 1Психологическое сопровождение работы с родителями

Психологическое сопровождение работы  с родителями

Слайд 2 Семья – важнейший институт становления личности.
Именно здесь,

маленький человечек получает первые уроки уважения или неуважения к старшим, открывает для себя мир и то самое ценное, что в нем есть, учится относиться к себе и миру также, как к нему относятся мама и папа. Каким будет наш человечек - во многом это зависит от родительской компетентности, от того насколько мама и папа знают и применяют технологии эффективного взаимодействия с ребенком, воспитания и развития. Родителям, для того, чтобы быть успешными родителями необходимо знать основы возрастной психологии, уметь выстраивать систему воспитания в семье, владеть технологиями взаимодействия с ребенком, а также широким арсеналом средств действия в конкретных ситуациях.
Психологическая грамотность родителя во многом выступает залогом успешности ребенка и гармоничности отношений в семье.

Семья – важнейший институт становления личности.   Именно здесь, маленький человечек получает первые уроки уважения

Слайд 3Результаты мониторингов развития родительской компетентности.
Анализ результатов мониторингов развития родительской компетентности, показывают

существование определенных проблем, требующие решений:
более 50 -60% школьников боятся получить двойку или сделать ошибку, из-за страха наказания со стороны родителей, в том числе физического
многие родители не знают, как нормально можно договориться с ребенком, не прибегая к подкупу и рукоприкладству
Родители часто непоследовательны в своих решениях, а также многие из них не знают технологии организации воспитательного уклада в семье
Многие родители переносят на детей свои личностные проблемы
Многие родители срывают свою злость, плохое настроение на детях, а также допускают серьезное физическое насилие в отношении детей
Многие родители не знают возрастных особенностей возраста и технологий взаимодействия с ребенком того или иного возраста и т.д.
Поэтому повышение родительской компетентности должно рассматриваться психологом в качестве первоочередной задачи, решение которой позволит снизить число проблем в обучении, поведении, общении учащихся.

Результаты мониторингов развития родительской компетентности.Анализ результатов мониторингов развития родительской компетентности, показывают существование определенных проблем, требующие решений:более 50

Слайд 4Постулаты организации поддержки родителей с целью развития родительской компетентности http://wiki.openclass.ru , http://forum.krasmama.ru
1. Необходимо

организовать поддержку родителям в реальном и дистанционном форматах, для того, чтобы позволить занятым родителям максимально включиться в процесс
2. Для развития родительской компетентности недостаточно простой передачи знаний от психолога к родителю –важно организовать поддержку родителей на основе деятельностной составляющей –включение родителей в процесс самостоятельного открытия знаний приводит к более эффективному их усвоению
3. Развитие родительской компетентности будет идти более быстро, если дать родителям возможность обсуждать свои проблемы в кругу других родителей, а также с привлечением психолога
4. Родительская компетентность будет развиваться более эффективно, если будет осуществляться трансляция позитивных образов воспитания и идеалов конструктивного воспитания в родительскую среду, а также будет формироваться установка на правильное воспитание ребенка в семье
5. У родителей должна быть исчерпывающая информация обо всех психолого –педагогических услугах, оказываемых в районе и городе –в случае возникновения затруднений они быстро смогут сориентироваться и получить поддержку.
6. Необходимо установить доверительные отношения психолога с родителями, тогда родители станут лучше прислушиваться к рекомендациям психолога о воспитании и развитии ребенка
7. Необходимо формировать сообщество активных родителей, которые затем будут выступать проводниками идей.
Постулаты организации поддержки родителей  с целью развития родительской компетентности http://wiki.openclass.ru , http://forum.krasmama.ru1. Необходимо организовать поддержку родителям в

Слайд 5Принципы работы с родителями
1.  Безусловной ценностью признается каждый человек в своей

индивидуальной уникальности.
2.  Психологическое качество или свойство человека может быть понято как ресурс его развития, поскольку каждое психологическое явление полезно для решения различных задач и ситуаций.
3.  Различные психологические затруднения (например ЗПР или  ненормативное поведение)   не   есть   негативное 
  качество   или   свойство   человека,   а  лишь недостаток какого-то ресурса.
4.  Повышение возможностей человека в обучении, в принятии решений, в средствах достижения    поставленных   целей,
   в    отношениях   с   другими   людьми    с использованием   психологической   коррекции,    которая
   вовсе    не   является процедурой переделки человека, а лишь дополняет его теми ресурсами, которые еще необходимы.
5.  Психическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или же с сохранением перспективы такого роста каждого.

Принципы работы с родителями1.  Безусловной ценностью признается каждый человек в своей индивидуальной уникальности.2.  Психологическое качество или свойство

Слайд 6Педагогическая компетентность родителей:

Способность понимать потребности ребёнка и создать условия для

их разумного удовлетворения;
Способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.
Педагогическая компетентность родителей: Способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения; Способность сознательно планировать

Слайд 7Формы работы с родителями по повышению педагогической компетентности

Информирование родителей о проблемах

воспитания и образования,
Применение активных форм работы педагогического персонала,
Планирование работы по формированию педагогической компетентности родителей.

Формы работы с родителями по повышению педагогической компетентностиИнформирование родителей о проблемах воспитания и образования, Применение активных форм

Слайд 8Наиболее частые темы, интересующие родителей
Воспитание – это обучение? Как помочь

своему ребенку точно знать какое поведение ведет к его успеху, а какое заведомо принесет неудачу? Как быть понятным для своего ребенка?
Как хвалить своего ребенка? Правильная похвала - лучший способ помочь ребенку закрепить правильное поведение, сформировать его позитивную самооценку и желание соответствовать родительским ожиданиям. Как объяснить ребенку, что хорошие поступки ему полезны («Детские» причины).
Как помочь своему ребенку справиться с трудной ситуацией или предупредить неудачу? Чего наш ребенок не умеет делать, чего боится или стесняется, чем озабочен, что может мешать ему быть лучшим и чему его стоит обучать (стратегии обучения успеху и преодоления страхов).
Имеет ли право компетентный родитель испытывать раздражение или гнев? Как сохранять самообладание или как эффективно выражать свои эмоции? Как обучиться этому самим и научить своего ребенка?
Что делать, если неправильное поведение уже закрепилось? Как помочь ребенку его изменить? Границы родительского влияния: «ломать» или «принимать» и «направлять».
Как помочь своему ребенку добиться успехов в учебе, как планировать свое время, как ставить цели и их достигать, как договориться о выполнении распорядка дня, что такое семейные собрания и пр.
Наиболее частые темы, интересующие родителей Воспитание – это обучение? Как помочь своему ребенку точно знать какое поведение

Слайд 9Стиль родительского воспитания
Вопрос о стиле

родительского воспитания встает особенно ярко в конфликтных ситуациях.
Надо ли избегать конфликтов?
Как вынести пользу для всей семьи из конфликтной ситуации?
Каковы способы разрешения конфликтов с ребенком по принципу обоюдного выигрыша?
Причины, по которым ребенок может плохо себя вести, или что стоит за поведением ребенка.
Как лучше узнать своего ребенка?
Что такое родительский авторитет? Власть родителей: необходима и оправдана? Что делать, когда родители теряют власть?
Как выслушать детей, чтобы они говорили с Вами. Язык «принятия». Навыки активного слушания.
Как родители могут избежать конфликтов с детьми, изменив себя? Чем больше родитель сам себя принимает, тем легче ему «видеть» своего ребенка реально и понимать его.
     Трудные ситуации в воспитании детей – дело обычное и нормальное в жизни любого человека.
«Хочешь изменить мир – измени себя»
Стиль родительского воспитания      Вопрос о стиле родительского воспитания встает особенно ярко в

Слайд 10Диагностика стилей родительского воспитания.
опросник для родителей

(АСВ)Эйдемиллера,Юстицкого
Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или подростка.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У– ).
Чрезмерность требований-обязанностей (шкала Т+) Недостаточность требований-обязанностей ребенка (шкала Т-).
Чрезмерность требований-запретов (шкала З+)
Недостаточность требований-запретов к ребенку (шкала З–)
Чрезмерность санкций (тип воспитания "жестокое обращение" .
Минимальность санкций (шкала С-)
Сочетание различных отклонений в воспитании.
Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+, при Т-, 3-, С-)
Доминирующая гиперпротекция (Г+, У±, Т±, 3+, С±). (лишение самостоятельности)
Повышенная моральная ответственность (Г+, У-, Т+).
Диагностика стилей  родительского воспитания.     опросник для родителей (АСВ)Эйдемиллера,Юстицкого Потворствование (шкала У+). О

Слайд 11Психологические причины отклонений в семейном воспитании

Особую роль в практике врача-психотерапевта играют следующие группы причин.
Отклонения личности самих родителей.(Стиль доминирования может также обуславливаться чертами тревожной мнительности.)
Психологические (личностные) проблемы родителей, решаемые за счет ребенка.(в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы )
Определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание


Психологические причины отклонений  в семейном воспитании         Особую роль

Слайд 12Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
«Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение

к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему.
"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него.
"Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым.
«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность
Опросник родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин) «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса

Слайд 13Тренинги для родителей.
1.  Изменение, родительских установок в восприятии своего ребенка.
2.   Понимание

и принятие родителями индивидуальности своего ребенка.
3.  Формирование согласованности воспитательных позиций супругов.
4.   Овладение навыками бесконфликтного взаимодействия, в семье.
Тренинги для родителей.1.  Изменение, родительских установок в восприятии своего ребенка.2.   Понимание и принятие родителями индивидуальности своего ребенка.3. 

Слайд 14Ролевые игры (ситуация глазами ребенка)
Одному участнику группы предлагается

побыть «ребенком» и попробовать ощутить давление родительских воздействий. Остальные участники группы выступают в роли «коллективной мамы», которая осуществляет определенные родительские воздействия на ребенка, определяет его жизненное пространство, решает что можно, чего нельзя. В случае запретов используются ленточки. В зависимости от запретов лентами завязываются руки, ноги, уши. Когда «ребенок» весь перевязан, родителям предлагается оценить адекватность родительских воздействий.
После этого идет обсуждение и делаются основные выводы участников.
Вопросы:
*  Как «ребенку» быть естественным в «завязанном» состоянии?
* Какие последствия могут быть в результате продемонстрированных воздействий для ребенка, родителя, для семьи?
* Какова роль родительских запретов?
Ролевые игры  (ситуация глазами ребенка)   Одному участнику группы предлагается побыть «ребенком» и попробовать ощутить

Слайд 15Качества идеальных родителей.
любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо

от его успешности, особенностей, соответствия нашим ожиданиям и представлениям о том, «каким я хочу видеть своего сына или дочь». Принятие — это основа конструктивных отношений с ребенком
помощь в понимании мира, обозначении границ приемлемого и недопустимого поведения. Здесь задача родителей — объяснить, «что такое хорошо и что такое плохо». Родители именно те люди, которые первыми начинают показывать ребенку нормы и границы дозволенного и запретного, приемлемого и недопустимого

Качества идеальных родителей.любовь и принятие ребенка таким, какой он есть, независимо от его успешности, особенностей, соответствия нашим

Слайд 16Открытое письмо родителям
Дорогие мама и папа!
Вот я и учусь в пятом

классе.
Прежде всего хочу сообщить, что я …
Если сравнивать с учебой в 4-м классе, то сейчас…
Иногда я…
Самый интересный для меня предмет…
А еще я…
Но кроме этого я хочу рассказать о …
Самым трудным для меня в 5-м классе …
Больше всего я хочу …
А в большинстве случаев настроение у меня…
Еще хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5-м классе …
А наш классный руководитель…
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на..
Но вот то, что заинтересовало меня, так это …
В 5-м классе меня удивило…
Но я с гордостью могу сказать, что теперь я умею…
Жаль, но меня торопят.
Крепко целую.
Дата ………………

Открытое письмо родителямДорогие мама и папа!Вот я и учусь в пятом классе.Прежде всего хочу сообщить, что я

Слайд 17Самодиагностика родительского отношения к детям
Инструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с

ними согласны, обведите кружком соответствующий номер ответа в бланке для ответов. Помните, что в опроснике нет правильных и неправильных ответов, постарайтесь ответить искренне, ведь речь идет о вашем отношении к детям. 1. Я всегда сочувствую моему ребенку. 2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 3. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 4. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек. 5. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым. 6. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него. 7. Я очень интересуюсь жизнью моего ребенка. 8. Строгая дисциплина в детстве развивает характер. 9. Я разделяю увлечения моего ребенка. 10. За строгое воспитание дети потом благодарят. 11. Я тщательно слежу за здоровьем ребенка. 12. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 13. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

Самодиагностика родительского отношения к детямИнструкция. Прочтите утверждения опросника. Если вы с ними согласны, обведите кружком соответствующий номер

Слайд 18Обработка результатов.



При подсчете баллов учитывается ответ «верно» по вопросам: 2,4,5,8,10,11,12.

При высоких

значениях диагностируются три типа родительского отношения (отвержение ребенка, его социальная нежелательность, отсутствие кооперации). Для родителей эта интерпретация предлагается в следующей форме:
«Вы пристально следите за достижениями ребенка, требуете от него успеха, послушания и дисциплины, не оставляете безнаказанными его поступки. К сожалению, вам не хватает понимания ребенка, вы напрасно сравниваете его с другими детьми, ограничиваете его самостоятельность и активность. Вам следовало бы принять ребенка таким, каков он есть, больше ему доверять, уважать как личность».

Обработка результатов.При подсчете баллов учитывается ответ «верно» по вопросам: 2,4,5,8,10,11,12.При высоких значениях диагностируются три типа родительского отношения

Слайд 19Новые направления поддержки родителей:
1. Разработка программно –методического обеспечения и организация психолого

–педагогического обучения родителей .
2. Создание системы дистанционной психологической поддержки родителей - площадки, в рамках которой родители могли бы получать нужные ресурсы, обсуждать проблемы, делиться опытом, консультироваться с психологами.
3. Создание базы данных психологических консультантов и организаций, куда бы родители могли обратиться за поддержкой –«Психологическая карта города» с возможностью общественной оценки качества оказываемых услуг.
4. Формирование у родителей мотивации на повышение собственной компетентности


Новые направления поддержки родителей:1. Разработка программно –методического обеспечения и организация психолого –педагогического обучения родителей .2. Создание системы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть