Слайд 1Психологические рекомендации
для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ
в условиях реализации
ФГОС
Подготовила педагог-психолог Горячева Н.В.
Слайд 2
ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Сначала подготовь место для занятий:
убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты жёлтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально продуктивно используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо чётко определить, что именно сегодня ты будешь делать. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы рассмотришь и повторишь.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно начать, «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдёшь в рабочий ритм, и дело пойдёт.
Слайд 3Чередуй занятия и отдых. Например, 40 минут занимаешься, а 10 минут
отдыхаешь. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Только не смотреть телевизор и не сидеть за компьютером!
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счёт составления планов, схем, причём желательно на бумаге, а не в компьютере (так подключается моторная память). Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а, напротив, мысленно нарисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, ещё раз остановиться на самых трудных вопросах.
Слайд 4ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к
экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять.
С вечера перестань готовиться, прими душ, погуляй. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя. Весь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В школу перед экзаменом ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до его начала. При себе нужно иметь паспорт (свидетельство о рождении), 2 чёрные гелевые ручки.
Слайд 5ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
Во время экзамена
Вначале вам сообщат всю необходимую информацию. Как
подписать бланки, сколько и на что отводится времени и т.д. Будь внимателен !!!
Сосредоточься! Постарайся на время забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только задание и часы, регламентирующие время экзамена. Торопись не спеша! Жёсткие рамки времени не должны влиять на качество твоей работы!
Начни с лёгкого! Начни с решения тех задач (ответов на те вопросы), в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнёт работать более ясно и чётко, и ты войдёшь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Слайд 6Читай вопросы и задания до конца! Спешка не должна приводить к
тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых лёгких заданиях.
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведённого времени пройтись по лёгким вопросам – «первый круг», а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить – «второй круг».
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не паникуй! Самое главное – успокоиться и сосредоточиться. Тогда успех не заставит себя ждать!
Слайд 7ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Психологическая поддержка выпускников,
участвующих в Государственной итоговой аттестации
и
Едином государственном экзамене
Уважаемые родители выпускника!
Ваши сын или дочь приняли важное решение – участвовать в ГИА или ЕГЭ.
Почему они так волнуются?
Сомневаются в полноте и прочности своих знаний.
Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание.
Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей – тревожности, неуверенности в себе.
Боятся незнакомой, неопределённой ситуации.
Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой.
Слайд 8Чем вы можете помочь своему ребёнку в сложный
период подготовки и сдачи
ГИА и ЕГЭ?
Вы можете:
Собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости.
Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы:
- откажитесь от упрёков, доверяйте ребёнку;
- если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.
Обсудить, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составить план подготовки.
Слайд 9Вместе определить, «жаворонок» или «сова» ваш ребёнок. Если жаворонок – основная
подготовка проводится в первой половине дня, если сова – во второй половине дня.
Провести репетицию ГИА или ЕГЭ дома. Установите продолжительность пробного экзамена (3 или 4 часа), организуйте условия для работы, при которых ваш ребёнок не будет отвлекаться. Помогите исправить ошибки и обсудите, почему они возникли.
Организовать режим, ведь именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ГИА или ЕГЭ.
Во время подготовки ребёнок должен регулярно делать короткие перерывы.
Договоритесь с ребёнком, что вечером накануне экзамена он раньше прекратит подготовку, сходит на прогулку и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не на приобретение знаний.
Слайд 10 Психологические рекомендации
при подготовке к экзаменам
Необходимо хорошо выучить предмет
(не зубрить):
- прочитать текст,
- придумать к нему вопросы,
- прочитать внимательно, отмечая главное,
- пересказать текст по плану,
- написать письменно план пересказа,
- просмотри текст повторно,
- можно писать шпаргалки – понятные, цветные, можно в виде схем (включается моторная память, материал запоминается лучше), но не пользоваться ими на экзамене.
Слайд 11Режим дня, питание
Не пересиживай за книгами, найди время для прогулок, желательно
в парке.
Солнце помогает организму вырабатывать антистрессовые вещества, лучше усваивать витамины и микроэлементы, помогает укрепить и защитить организм.
Делай гимнастику, дыхательные упражнения.
Важны водные процедуры: ходи в бассейн, принимай регулярный душ.
Овладевай навыками релаксации, расслабления.
Правильное сбалансированное питание:
мясо,
молочные продукты,
овощи и фрукты,
шоколад,
каши, крупы,
свежевыжатые соки.
Слайд 12Дыхание – основа релаксации
Основано на принципе абдоминального дыхания.
Сделайте 10
дыхательных циклов (а лучше 2 подхода по 10 циклов с перерывом) следующим образом:
- медленно вдыхайте через нос до тех пор, пока живот не «раздуется» максимально,
- задержите дыхание на несколько секунд,
- медленно выдыхайте через рот или нос, пока не выдохните из лёгких весь воздух.
- повторите цикл
Слайд 13Аутотренинг
Аутотренинг – управление своим телом и духом через голосовые команды. Наш
собственный голос является родным для нашего тела и телу легче и приятнее подчиняться ему.
Словесные команды:
Я спокоен,
Мои мысли ясные,
Я знаю этот материал,
Я сейчас вспомню …,
У меня всё получится!
Слайд 14Релаксация через напряжение
Направьте внимание на какую-либо группу мышц.
Напрягите мышцы. Сохраните состояние
максимального напряжения некоторое время (до 10 секунд).
Затем резко расслабьте и получите радость от возникшего ощущения.
Проделайте то же самое со всеми мышцами, кроме мышц лица. Начните с правой руки, затем проделайте то же с левой рукой, левой и правой ногами, мышцами ягодиц, живота, спины, плеч, шеи.
Повторите упражнение несколько раз для каждой группы мышц
Слайд 15Визуальная
релаксация
Нужно пристально и внимательно, не отвлекаясь на внешние раздражители, смотреть
на любой предмет, разглядывая его очень внимательно, в течение 2-5 минут
помогает снять эмоциональное напряжение,
помогает сфокуссировать внимание,
освежает восприятие и память,
помогает сосредоточиться
Слайд 16
М.Ю.Чибисова. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями
М.А.Павлова.
Психогимнастичес-кие упражнения для школьников