Презентация, доклад Проектирование современного урока в условиях ФГОС ООО

Содержание

Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление

Слайд 1Проектирование современного урока в условиях ФГОС ООО
Нудьга Н.П.
Октябрь-2015

Проектирование  современного урока  в условиях  ФГОС ОООНудьга Н.П.Октябрь-2015

Слайд 2


Кризис образования заключается в обнищании души при

обогащении информацией.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться.
При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 3

I. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

I. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ

Слайд 4
Требования к уроку с позиций федерального образовательного стандарта

Формирование предметных результатов
Формирование

универсальных учебных действий
Создание комфортной среды
Смена видов деятельности
Учить ученика самого добывать знания
( обучение в деятельности)

Требования к уроку с позиций федерального образовательного стандартаФормирование предметных результатовФормирование универсальных учебных действий Создание комфортной средыСмена

Слайд 5Современный ученик – кто он?
Ученик – субъект, т.е. хозяин своей деятельности

Сам ставит цели
Сам решает задачи урока
Сам делает выводы

Современный ученик – кто он?Ученик – субъект, т.е. хозяин своей деятельности

Слайд 6
Требования к заданиям на уроке:

1) Повышенный уровень сложности (проблемный, поисковый характер)

2) Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета (или разных предметов)

Требования к заданиям на уроке: 1) Повышенный уровень сложности (проблемный, поисковый характер)2)

Слайд 7Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно - деятельностного

подхода, который направлен на развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ребенка в учебном процессе.

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе  системно - деятельностного подхода, который направлен на развитие

Слайд 8ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. У ученика надо сформировать мотивацию учения


2. Ученик должен удерживать цель в течение всего урока.
3. На каждом уроке давать детям критерии оценки их работы.
4. Обязательный тип заданий на каждом уроке – исследовательская деятельность
5. Уровневая дифференциация. У ребёнка должен быть выбор что делать, сколько делать, как делать.
6. На каждом уроке должны применяться информационно – коммуникационные технологии.
7. Большая часть урока должна отводиться самостоятельной работе учащихся.
8. Ученик должен применять знания в изменённой ситуации.
9. Должна присутствовать коллективная работа учащихся.
10. Необходима крупноблочная подача материала.
11. На каждом уроке должна быть самооценка и рефлексия.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ1. У ученика надо сформировать мотивацию учения 2. Ученик должен удерживать цель в

Слайд 9Методические принципы урока:
1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а

как равноправный с учителем участник образовательного процесса.
2. Метапредметность предусматривает формирование и развитие универсальных способностей учащихся.
3. Деятельностный подход. Знания не преподносятся детям в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.
4.Коммуникативность. Обмениваясь информацией, ученики взаимодействуют на уроке.
5.Рефлексивность. Ученики ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.
6.Импровизационность. Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.

Методические принципы урока:1. Субъективизация. Ученик рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного

Слайд 10

II. Типология уроков

II. Типология уроков

Слайд 11Типология уроков:
▪ урок усвоения новых знаний,
▪ урок комплексного применения знаний

и умений,
▪ урок актуализации знаний и умений,
▪ урок систематизации и обобщения знаний и умений,
▪ урок контроля знаний и умений,
▪ урока коррекции знаний, умений и навыков,
▪ комбинированный урок.
Типология уроков:▪ урок усвоения новых знаний, ▪ урок комплексного применения знаний и умений,▪ урок актуализации знаний и

Слайд 12Структура уроков.
1. Урок усвоения новых знаний.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и

задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков.1. Урок усвоения новых знаний.1) Организационный этап.2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3)

Слайд 13Структура уроков
2. Урок комплексного применения знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Проверка

домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), затем- в изменённой ситуации (конструктивные) 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков2. Урок комплексного применения знаний и умений1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция

Слайд 14Структура уроков
3.Урок актуализации знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего

задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Обобщение и систематизация знаний 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков3.Урок актуализации знаний и умений  1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция

Слайд 15Структура уроков
4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний Подготовка учащихся к обобщенной деятельности Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Структура уроков4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач

Слайд 16Структура уроков
5. Урок контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели

и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура 4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков5. Урок контроля знаний и умений 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация

Слайд 17Структура уроков
6. Урок коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка

цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков6. Урок коррекции знаний, умений и навыков. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока.

Слайд 18Структура уроков
7. Комбинированный урок 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура уроков7. Комбинированный урок 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слайд 19целеполагание

целеполагание

Слайд 20целеполагание


Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок,

необходимо идти от цели, а не от содержания.

Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые
формулировки.

Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и ученика в ходе образования.
Взаимодействие учителя и ученика может пройти только через целеполагание.

целеполагание   Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не

Слайд 21Приёмы целеполагания на уроках изучения нового материала:

Приёмы целеполагания на уроках изучения нового материала:

Слайд 22Рефлексия урока

Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания

урока)
Итоговая рефлексия (в конце урока)
Рефлексия урока Текущая рефлексия (может осуществляться по ходу выполнения каждого задания урока)Итоговая рефлексия (в конце урока)

Слайд 23Способы рефлексии

«Бортовой журнал»
«Эссе»
«Маятник настроения»
«Цветик-семицветик»
«Синквейн»
«Варианты портфолио»
«Письменные интервью

Способы рефлексии  «Бортовой журнал»«Эссе»«Маятник настроения»«Цветик-семицветик»«Синквейн»«Варианты портфолио»«Письменные интервью

Слайд 24Технология деятельностного подхода предполагает следующие методы и формы обучения:

Метод активного

обучения (деловые игры, ролевые игры)
Метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный семинар)
Метод активации творческого мышления (мозговой штурм)
Метод взаимообучения (коллективное, групповое и парное обучение)
Технология деятельностного подхода предполагает следующие методы и формы обучения: Метод активного обучения (деловые игры, ролевые игры)Метод проблемного

Слайд 25

Учитель должен помнить о том, что на уроке:

Ученик сам

формирует понятия, необходимые для решения задач;
Это происходит лишь при построении урока с учетом системно-деятельностного подхода;
При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.
Учитель должен помнить о том, что на уроке:Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач; Это

Слайд 26
Образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих
детское действие.
Цель деятельностного

подхода заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. Цель

Слайд 27Требования к учителю:

Точно и чётко формулирует задания
Не даёт новое знание

в готовом виде
Не повторяет задания два раза
Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам
Не повторяет то, что сказали ученики
Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза
Подбирает комплексное задание
Требования к учителю: Точно и чётко формулирует заданияНе даёт новое знание в готовом видеНе повторяет задания два

Слайд 28 этапы современного урока

этапы современного урока

Слайд 29Отличие требований к ТУ и к уроку современного типа

Отличие требований к ТУ и к уроку современного типа

Слайд 30

Технология деятельностного метода

ЭТАПЫ:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2) Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
Технология деятельностного метода ЭТАПЫ:

Слайд 311 этап. Организационный момент. Мотивация.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-

значимом уровне. «Хочу, потому что могу».
• 1-2 минуты;
• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
• включение детей в деятельность;
• выделение содержательной области.
Приёмы работы:
• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)
1 этап. Организационный момент. Мотивация.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».•

Слайд 32II этап. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового

знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
1. 4-5 минут;
2. Возникновение проблемной ситуации.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока.

Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
II этап. Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной

Слайд 33Пример. Урок математики по теме «Задачи на проценты»

Пример. Урок математики по теме «Задачи на проценты»

Слайд 34III этап. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего

мы ещё не знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,
или в виде темы урока.
• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: диалог, побуждающий от проблемной ситуации; диалог, подводящий к теме диалог.
III этап. Постановка учебной задачи.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели

Слайд 35IV этап. «Открытие нового знания»
(построение проекта выхода из затруднения).
Этап

изучения новых знаний и способов действий

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
• 7-8 мин;
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: диалог, побуждающий к гипотезам ; диалог, подводящий к открытию знания; диалог, подводящий к решению проблемы.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.
Для лучшего их запоминания, там, где это возможно,
используется приём перевода правил на язык схем, образов и т.д.
IV этап. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Этап изучения новых знаний и способов действийЦель:

Слайд 36V этап. Первичное закрепление.
Этап закрепления знаний и способов действий

Цель: проговаривание

нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• 4-5 минут;
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.
V этап. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действийЦель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного

Слайд 37VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону.
Самоанализ и самоконтроль


Этап применения знаний и способов действий

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• 4-5 минут;
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VI этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль Этап применения знаний и способов действийЦель:

Слайд 38

VII этап. Включение нового знания
в систему знаний и повторение.
• 7-8

минут;
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются
игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.
Это создаёт положительный эмоциональный фон,
способствует развитию у детей интереса к урокам.
VII этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.• 7-8 минут;• Сначала предложить учащимся из набора

Слайд 39VIII этап.Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),

самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
• 2-3 минуты;
Вопросы:
• Какую задачу ставили?
• Удалось решить поставленную задачу?
• Каким способом?
• Какие получили результаты?
• Что нужно сделать ещё?
• Где можно применить новые знания?

VIII этап.Рефлексия деятельности (итог урока).Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего

Слайд 40Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Слайд 41Технологическая карта

позволяет учителю


-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения
-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия
-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы
-на практике реализовать межпредметные связи
-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы

Технологическая карта           позволяет учителю -реализовать планируемые результаты

Слайд 42Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Слайд 45« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы

украдем у детей завтра». Джон Дьюи.
« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Слайд 46 Источники информации:
Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС.

// Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.
«Требования ФГОС ООО к современному уроку»  «Журнал для администрации школ» №2,2013г.
Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС. // Управление начальной школой. — 2011. — № 12.
http://festival.1september.ru/articles/577053/


Источники информации:Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть