Слайд 1Личностно-ориентированное обучение детей с ОВЗ в преподавании гуманитарных дисциплин
Слайд 2Что означает аббревиатура ОВЗ?
К данной категории относятся лица, которые имеют дефекты
в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни.
Слайд 3Категории детей с ОВЗ
Дети с незначительными отклонениями
При создании благоприятных условий, можно
избежать большей части проблем с развитием ОВЗ
Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Дети-инвалиды с серьезными нарушениями
Нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении
Слайд 4Категории детей с нарушениями в развитии:
1. Дети с нарушениями слуха (глухие,
слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушениями зрения (слепые,
слабовидящие);
3. Дети с нарушениями речи;
4. Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые);
5. Дети с задержкой психического развития;
6. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7. Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8. Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Слайд 5Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать
благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.
Слайд 6Главная задача образовательного учреждения
Дать ученику с ОВЗ необходимый минимум знаний, выработать
у него умения и навыки, которые обеспечат его готовность к следующему уровню образования или к практической деятельности, а также воспитать те качества личности, которые необходимы для его социальной адаптации.
Слайд 7Для полноценного развития ребенка с ОВЗ и его социализации необходимо работать
по следующим направлениям
Во-первых рекомендуется создать группу психолого-педагогического сопровождения.
Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения
В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы
В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий
В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида.
Слайд 8На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения
Определение нужного варианта
для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя.
Слайд 9Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в
школу достигнуть нужного уровня развития и
Второй тип программы Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки которые могут сотрудничать со сверстниками.
Третий тип Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья
Четвертый вид программы развития В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана.
Слайд 10Нормативно-правовое обеспечение
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье
поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить:
Национальную доктрину образования РФ,
Концепцию модернизации российского образования,
Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа»
Слайд 11Маркетинг условий инклюзивной среды
Нормативно—правовой компонент обучения в пределах ОУ
Пространственно-предметный компонент
Психолого-педагогическая служба
по сопровождению обучающихся
Содержательно-методический компонент
Коммуникативно-организационный компонент
Тьюторская служба
Кадровое обеспечение
Финансовый компонент
Слайд 12Проблемы и трудности инклюзивного образования
Во-первых -Несовершенство нормативно-правовой базы (выработка четкого механизма
организации и функционирования обучения)
Во-вторых: Отсутствие гибких условий: расписание, индивидуальные планы, учебные коррекционные программы
В-третьих Отсутствие в штатном расписании учителей-логопедов и учителей-дефектологов
В-четвертых Трудности организации службы психолого-педагогического сопровождения
В-пятых- Откровенно слабое финансирование данного направления
В-шестых слабая материально-техническая база
Слайд 13Проблемы и трудности инклюзивного образования
Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка
с ОВЗ за "своего".
Во-вторых, педагогам требуется специальная подготовка образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.
В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.
В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
В-пятых необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе.
Слайд 14основным методом работы с детьми ОВЗ на уроках дисциплин гуманитарного цикла
должен быть личностно-ориентированный индивидуальный подход к изучению предмета
Вариант
Определить способы запоминания учебного материала (варианты - опорные слова, рисунки)
(обязательно помощь психолога и специалиста)
Вариант
Работа с текстом учебника и самостоятельные выводы
придумать название иллюстрации(Ассоциативное восприятие)
построить рассказ по содержанию картины;
найти в тексте строки, относящиеся к картине;
определить занятия людей по картине и их социальную принадлежность
Слайд 153 Вариант
эффективных методов является использование учебных мультимедиа-продуктов и презентаций
4 Вариант (интегрированный
урок, например с МХК) работа с дополнительным материалом (исторические рассказы, рисунки и логические построения)
5 вариант
Работа со здоровыми детьми в группе (например пригласить на викторину
Слайд 165 вариант
Работа со здоровыми детьми в группе (например пригласить на викторину
6
вариант (для повторения)
Урок путешествие + работа с картой