Слайд 1
Подходы к осуществлению аналитическо-рефлексивной деятельности
Слайд 2Словарь
Анализ – мысленное расчленение объекта, процесса или явления на наиболее существенные
компоненты и их исследование.
Слайд 3
ЦЕЛЬ
Аналитическая деятельность
КРИТЕРИИ И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА
АДЕКВАТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ САМОГО ПРОЦЕССА
Слайд 4Цели аналитической деятельности:
Экспертно-оценочная
Обучающая
Воспитывающая
Слайд 5Участники аналитической деятельности
Заинтересованные субъекты ОП:
Педагогические работники
Обучающиеся
Родители
Представители общественности
Заказчики и др.
Слайд 6Устная
Письменная
Обсуждение
Анкетирование
Письменные анализы и отчеты
Диагностические методики
Формы аналитической деятельности
Слайд 7Словарь
Тактика - это программа деятельности (система промежуточных целей), и как
программа она может выступать средством достижения какой-то общей цели.
Слайд 8Выбор тактики зависит от
Цели
Формы анализа
Индивидуальных особенностей участников аналитической деятельности
Слайд 9Компоненты тактики анализа
четкость постановки цели;
соответствие характера анализа его целям (анализирующий
должен выбирать схему анализа в зависимости от общей цели и методической направленности анализируемого мероприятия);
четкое видение промежуточных целей, работающих на общую цель (адекватный выбор схемы анализа);
адекватный отбор информации и оперирование ею;
обоснованное соотношение теории и практики;
адекватное распределение ролей и управление спонтанным изменением ролей и ролевых отношений;
четкое регламентирование деятельности участников аналитического процесса (связь с темой, логика, время);
ясность выражения своих мыслей (проверка, адекватно ли понято твое высказывание);
выбор адекватного способа оценки результата.
Слайд 10Парная
Коллективная
Виды аналитической деятельности
Слайд 11Общие этические требования к анализу
учет функциональной предназначенности всех участников аналитической деятельности;
наличие
мотивированности, адекватной индивидуальным особенностям личности, заинтересованность в динамике повышения квалификации каждого участника коллективной деятельности;
учет индивидуально-психологических особенностей участников анализа;
дифференцированный подход к гласности анализа.
Слайд 12Взаимосвязи основных функций системы управления и его объекта
Исседоваие объекта
Слайд 13Словарь
Оценка - подробная развернутая характеристика компонентов и их изменения, соответствия
поставленным целям, субъективное профессиональное отношение к этим изменениям и достигнутому уровню развития объекта
Слайд 14Ориентация аналитической деятельности на
Достижение информационных результатов;
Воспроизведение целостной картины объекта анализа;
Целостное восприятие
и оценка в единстве замыслов деятельности, хода ее осуществления и реальных результатов, и иных последствий;
Акцент на связях, установление системообразующих связей;
Глубину понимания причинной и иной обусловленности наблюдаемых процессов;
Выделение приоритетов в анализе вообще и на каждом из его этапов;
Полнота охвата;
Прогностичность, ориентация на будущее;
Экономичность анализа, способность получить максимум значимых выводов при заданном ограниченном количестве данных;
Перманентность анализа;
Понимание сущности наблюдаемых явлений;
Конструктивность, получение практико-ориентированных выводов.
Слайд 15Требования к результатам анализа, которые должны информировать:
О реальных результатах деятельности и
мере их соответствия/ несоответствия ожидаемым результатам, предъявляемым сегодня и в обозримом будущем требованиям разных заказчиков;
О тенденциях изменения, наблюдаемых в деятельности, качестве, интенсивности и направлениях инновационных процессов в ней;
О проблемах деятельности;
О конкретных недостатках анализируемой деятельности, их источниках и причинах;
Об имеющихся, но неиспользованных резервах в деятельности;
О достижениях, сильных сторонах деятельности;
О наиболее значимых точках роста.
Слайд 16Опорные блоки проблемного анализа
анализ результатов;
анализ процесса;
анализ условий;
анализ ресурсообеспечивающей деятельности;
анализ управления.
Слайд 17Логика проблемного анализа
Что в этих результатах нас сегодня уже не удовлетворяет
и должно быть изменено?
« от конца к началу»
Слайд 18Типичные ошибки анализа проблем
Нарушение логики анализа, при которой анализ начинается не
с поиска проблем в результатах, а с рассмотрения условий. Это нарушение приводит к подмене проблем их причинами.
Проведение анализа «из прошлого или настоящего», а не «от требований завтрашнего дня».
Смешение проблем с их внешними ограничениями.
Принятие внешних симптомов проблем за сами проблемы и борьба с симптомами.
Отсутствие связи между непосредственными результатами работы и их последствиями.
Слайд 19Словарь
Рефлексия - вид теоретической деятельности человека, направленной на осмысление собственных
действий и психических состояний, анализ и оценка своих отношений и деятельности, ее процесса и результата, их соответствия целям.
Слайд 20Рефлексивный практикум
Какое из всех дел, которыми Вы сейчас заняты,
имеет для Вас особое значение?
Слайд 21Какого результата в этом деле я действительно хотел бы достичь?
Какой первый
шаг я должен предпринять, чтобы этот результат стал реальностью?
Все ли зависит только от меня? Отвечаю ли я лично за результат?
Верю ли я в достижение результата? Чем определяются мои сомнения?
Что мешало мне сделать это раньше? Какие возможные препятствия в достижении результата я вижу в перспективе?
Если я достигну цели, какие позитивные изменения произойдут в моей жизни?
Слайд 22Формула Д.Познера
опыт + рефлексия = развитие
Слайд 23Джон Дьюи
Рефлексия перевертывает предмет с
разных сторон и при разном освещении, так,
что не остается незамеченным ничего существенного – почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя
сторона и что он покрывает.
Слайд 24Федерико Феллини
… Из всех приключений, уготованных
нам жизнью, самое важное и интересное
–
отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть самого себя
Слайд 25Уолт Уитмен
Единственная вещь в мире, которую
мы способны изменить, - это мы
сами, и в
этом заключается наш единственный шанс изменить мир
Слайд 26Талмуд (4 в. до н.э. – 5 в.н.э.)
Многому я научился у
своих наставников, еще более – у своих товарищей, но
более всего – у своих учеников
Слайд 27Лао Цзы (4 –3 в.до н.э.)
Перестаньте думать, и с вашими
трудностями будет
покончено