Слайд 2Статистические данные по распространенности детей с ЗПР
ЗПР является одной из распространенных
форм психической патологии детского возраста.
В настоящее время статистика свидетельствует,
что 8-10% школьников с трудом
овладевают знаниями,
предусмотренными программой
общеобразовательной школы,
дети с ЗПР составляют примерно
50% неуспевающих школьников.
Слайд 3 Понятие о ЗПР
Задержка психического развития ( ЗПР) - это замедление
темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Слайд 4Наиболее яркие признаки ЗПР:
Незрелость эмоционально - волевой сферы, иначе говоря, такому
ребёнку очень сложно сделать над собой волевое усилие,заставить себя выполнить что либо;
Нарушение внимания - неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость;
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа;
Особенности памяти- здесь обнаружена одна закономерность: дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядный материал, чем вербальный;
Проблема речи, связанные в первую очередь с темпом её развития;
Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно- логическое мышление.
Слайд 5Причины возникновения ЗПР:
отягощённая наследственность;
патология беременности и родов;
хронические заболевания родителей;
неблагоприятная
экология;
профессиональные вредности у родителей до рождения ребёнка;
курение матери во время беременности;
алкоголизм родителей;
неполная семья;
неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе
несовместимость крови матери и младенца по резус – фактору.
Слайд 6 Классификация ЗПР
Согласно классификации К.С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает
следующих видов:
Задержка психического развития конституционального происхождения (неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития);
Задержка психического развития соматогенного происхождения (возникает вследствие тяжёлых заболеваний, перенесённых в период раннего детства);
Задержка психического развития психогенного происхождения (является результатом неблагоприятных условий воспитания);
Задержка психического развития церебрально - органического происхождения (органические нарушения, а именно недостаточность нервной системы, причинами которой могут быть патология беременности, недоношенность, асфиксия и тд.)
Слайд 7Особенности детей с ЗПР:
Особенности детей с ЗПР лежат в несформированности
умений, навыков, нехватке знаний для прохождения и усвоения школьного материала. Такие дети не могут в отсутствии специализированной помощи овладевать навыками счёта, письмом и чтением. Принятые в школьных учреждениях нормы поведения им довольно трудно соблюдать. Также такие малыши испытывают сложности в произвольной деятельности.
Речь детей с ЗПР формируется в целом с некоторой долей отставания от её возрастной нормы. Малыш с заторможенностью развития не может выстроить короткий пересказ со связанным смыслом рассказа или сказки. Он может выстраивать только отдельные и часто аграмматичные предложения. Вялость артикуляционного аппарата обуславливает недостаточность произношения некоторых звуков.
В связи с тем, что у детей с ЗПР преобладает наглядно – образное мышление, а также страдают многие психические процессы (память, внимание), овладение связной речью ими заметно облегчает использование в работе разнообразного дидактического и наглядного материала:
- Мнемотаблицы;
- Схемы – модели;
Слайд 8Вывод
У детей с ЗПР:
сниженная работоспособность;
повышенная истощаемость;
неустойчивость внимания;
более низкий уровень развития восприятия;
недостаточная
продуктивность произвольной памяти;
отставание в развитии всех форм мышления;
дефекты звукопроизношения, бедный словарный запас;
своеобразное поведение;
низкий уровень самоконтроля;
незрелость эмоционально - волевой сферы.
Слайд 9Основные этапы реабилитации:
1. Лечебные мероприятия:
медикаментозное лечение,
гомеопатия,
фитотерапия,
физиотерапия,
массаж,
лечебная физкультура
2. Коррекционно- развивающее обучение (занятия
с логопедом, психологом, учителем- дефектологом).
Слайд 10Рекомендации родителям по профилактике ЗПР:
Создание максимально благоприятных условий для протекания беременности
и родов. Избегание факторов риска, пристальное внимание к развитию
малыша с первых же дней его жизни.
Необходимо показать новорождённого
невропатологу.
Телесно - эмоциональный контакт.
Слайд 11Ребёнок с диагнозом ЗПР – это ребёнок, который ничего не знает,
не умеет и не хочет, но надо чтобы он знал, хотел и умел!
Эдуард Сеген
Слайд 12Спасибо за внимание!
Работу выполнила: учитель начальных классов
МОУ СШ № 125
Марчукова
Людмила Станиславовна