Презентация, доклад по развитию речи Речевой слух и речевое дыхание

Содержание

Значение нашей речиГрамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где воспитатели совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте.

Слайд 1Речевой слух и речевое дыхание
Учитель- логопед МАДОУ «ДДС № 13»
Кабанова

Лариса Николаевна
Речевой слух и речевое дыханиеУчитель- логопед МАДОУ «ДДС № 13» Кабанова Лариса Николаевна

Слайд 2Значение нашей речи
Грамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна

для человека. Ее развитие должно начинаться еще с детсадовской скамьи, где воспитатели совместно с родителями обязаны дать ребенку хорошую основу обучения грамоте.
Значение нашей речиГрамотная, четкая, правильная и лексически богатая речь очень важна для человека. Ее развитие должно начинаться

Слайд 3С научной точки зрения…
Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух

и две самостоятельные подсистемы: неречевой и речевой слух. Эти подсистемы имеют общие подкорковые механизмы, однако в пределах коры больших полушарий они различаются. Левое полушарие в височной области воспринимает и анализирует речевые звуки, обеспечивая устойчивость фонематической системы языка, правое – воспринимает музыкальные и просодические элементы речи. Музыковеды и лингвисты (Б.В. Асафьев, С.А. Берлин, А.С. Вейхман, В.Н. Всеволдский-Генросс, А.Н. Глумов, С.Ш. Иртлач, М.Н. Козырева, Ю.А. Кремлев, Е. Назайкинский, Н.А. Римский-Корсаков, Л. Цеплитис) сходятся во мнении, что музыкальная и речевая интонация – «ветви одного звукового потока» и полагают, что музыкальная интонация произошла от речевой, «музыка и речь не могут существовать вне интонации».
С научной точки зрения…Для восприятия речи необходимы нормально функционирующий физический слух и две самостоятельные подсистемы: неречевой и

Слайд 4С научной точки зрения…
Остановимся на характеристике исследователями термина «речевой слух». М.Р.

Львов под этим определением понимает «составной элемент языкового чутья (интуиции), возникающий у человека в процессе практического пользования языков на основе внутренних, не всегда осознанных обобщений». По мнению Е.И. Исениной, О. Степановой, речевой слух представляет собой два взаимосвязанных явления – фонематический слух, как способность к различению фонем, и способность к слуховому восприятию речи. Развитие речевого слуха носит «эвристический характер», распознавание слова происходит до освоения фонематических рядов различия, наиболее информативными для восприятия слова в речи у детей и взрослых являются наиболее сильные – ударные и первые элементы узнаваемых слов.
С научной точки зрения…Остановимся на характеристике исследователями термина «речевой слух». М.Р. Львов под этим определением понимает «составной

Слайд 5С научной точки зрения…
По своей структуре речевой слух представляет собой сложное

явление, которое состоит из фонематического и фонетического слуха и выполняет две главные функции – воспринимающую и воспроизводящую (А.Р. Лурия). Иначе трактует компоненты речевого слуха С.Ф. Иванова, автор выделяет физический слух (способность воспринимать звучащую речь в диапазоне громкости), фонематический (способность различать и воспроизводить звуки родного языка), звуковысотный (способность улавливать и воспроизводить в речи просодические явления) и ритмический слух (способность воспринимать и воспроизводить в речи сообразный ситуации темп и ритм).

С научной точки зрения…По своей структуре речевой слух представляет собой сложное явление, которое состоит из фонематического и

Слайд 6Отличительные особенности
Специфика этих явлений проявляется на уровне восприятия. Отличительным свойством музыкального

слуха является выделение целостного качества звука. Основой для речевого слуха является восприятие звуковыстной интонации, ориентация на тембр звука (Е. Борзова).
Отличительные особенностиСпецифика этих явлений проявляется на уровне восприятия. Отличительным свойством музыкального слуха является выделение целостного качества звука.

Слайд 7Речевой слух, и почему это важно?
Речевой слух включает в себя способность

к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, выразительность.
Речевой слух, и почему это важно? Речевой слух включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию

Слайд 8Понятие речевого слуха
Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как

две самостоятельные формы.
Первая форма – это способность к ориентированию в неречевых звуках, к которым относятся музыка, мелодии, шумы.
Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. При этом происхождение услышанных слов неважно – они могут быть взяты из родного языка или иностранного.
Речевой слух может нарушиться вследствие травмы височной области с левой стороны головы.
Неречевой же нарушается при травмировании правой височной области.
Понятие речевого слуха Система человеческого слуха имеет неречевой и речевой слух, как две самостоятельные формы. Первая форма

Слайд 9Речевой слух делят на:
фонематический – различие, узнавание фонем в речи;
физический –

умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;
звуковысотный – умение улавливать мелодику речи;
тональный – умение слышать и повторять изменения тембра голоса;
ритмический – ощущение внутреннего темпа речи и умение воспроизводить его.
Речевой слух позволяет осуществлять контроль над произносимым текстом, приспосабливаться к тону собеседника, контролировать слуховое восприятие речи и звучание собственного голоса. При нарушениях речевого слуха возникают проблемы обучения чтению и письму.
Речевой слух делят на: фонематический – различие, узнавание фонем в речи;физический – умение воспринимать звуки разного звучания,

Слайд 10Значение речевого слуха
Развитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии

речи ребенка.
Без речевого слуха речевое общение невозможно.
Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании.
Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья.
Значение речевого слухаРазвитый речевой слух является важным составляющим элементом в развитии речи ребенка.Без речевого слуха речевое общение

Слайд 11Как развивается речевой слух у дошкольников?
Формирование речевого слуха у детей происходит

еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи. Раннее обучение родному языку – главное условие в решении задач умственного и нравственно-эстетического воспитания. И чем раньше начать обучение речевому развитию, тем проще ребенку в дальнейшем будет пользоваться правилами родного языка.
У развития речевого слуха есть несколько задач:
Воспитание звуковой культуры речи.
Расширение словарного запаса и его активизация.
Формирование грамматического построения речи.
Привитие навыков связной речи.
Как развивается речевой слух у дошкольников? Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот

Слайд 12Этапы развития
Владеть языком – значит, уметь общаться с людьми, понимать общество.

В возрасте 2-х лет речевой слух развит недостаточно – малыш произносит отдельные слоги и звуки. Однако речи как таковой еще нет.
К 3 годам малыш все еще плохо говорит, он меняет слоги в словах, путает звуки, сокращает слова или пропускает в них фрагменты. К 4-м годам удлиняется структура слов с большим количеством слогов. Порой заметна замена звуков. В 5-6 лет дошкольник говорит четко, воспроизводит правильную структуру слов.
Но все это возможно, если у малыша хорошо развит речевой слух. В противном случае у детей определяют нарушение формирования произношения из-за дефектов воспроизведения и восприятия фонем. Более того, недоразвитие фонематического слуха приводит к невозможности совершать звуковой анализ слов.
Этапы развитияВладеть языком – значит, уметь общаться с людьми, понимать общество. В возрасте 2-х лет речевой слух

Слайд 13Развитие речевого слуха у дошкольников
осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений,

занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет кстати.
Развитие речевого слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут

Слайд 14Игры на развитие речевого слуха
Угадай, чей голосок? (неречевые, потом речевые)
Угадай, кто

это? (неречевые, потом речевые)
Принеси игрушку (игрушки).
Кто внимательный?
Кто летит (бежит, идет, прыгает)?
Слушай и выполняй.
Лото (по возрасту).
Запомни слова.



Игры на развитие речевого слуха Угадай, чей голосок? (неречевые, потом речевые)Угадай, кто это? (неречевые, потом речевые)Принеси игрушку

Слайд 15Кто какой звук издает?

Кто какой звук издает?

Слайд 16Речевое дыхание
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких

через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.


Речевое дыханиеИсточником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или

Слайд 17Особенности речевого дыхания
Лучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при

вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят в стороны, плечи при этом не поднимаются).
Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, развивать бесшумный, спокойный вдох без поднятия плеч, а так же сформировать сильный плавный ротовой выдох. Длительность выдоха должна соответствовать возрасту ребенка: трехлетнему малышу выдох обеспечивает произнесение фразы в 2 – 3 слова, ребенку среднего и старшего дошкольного возраста – фразы из 3 – 5 слов. Постепенно дети приучаются к более сильному выдоху.

Особенности речевого дыханияЛучшим типом речевого дыхания является: диафрагмально – нижнереберное (при вдохе диафрагма опускается, нижние ребра отходят

Слайд 18Параметры правильного ротового выдоха
выдоху предшествует сильный вдох через нос;
выдох происходит

плавно, а не толчками;
во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
выдыхать следует, пока не закончится воздух;
во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Параметры правильного ротового выдохавыдоху предшествует сильный вдох через нос; выдох происходит плавно, а не толчками;во время выдоха

Слайд 19Дыхательная гимнастика
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить

его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения
Дыхательная гимнастикаПеред проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель

Слайд 20Игры на развитие речевого дыхания
Игра «Султанчик»
Игра «Шарик»
Игра «Пёрышко»
Игра «Ветерок»
Игра «Загони

мяч в ворота»
Игра «Кораблик»
Игра «Задуй свечу»
Игра «Чей паровоз громче гудит»
Игра «Угадай по запаху» - на формирование носового вдоха.
Игра «Пузырьки» и мн.др….



Игры на развитие речевого дыханияИгра «Султанчик»Игра «Шарик» Игра «Пёрышко»Игра «Ветерок»Игра «Загони мяч в ворота»Игра «Кораблик»Игра «Задуй свечу»Игра

Слайд 21Список литературы
Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое

пособие. Издательство «Союз»,2000
Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. - М.: Мозаика – Синтез, - 112 с.
Коноваленко В.В.        Коррекционная   работа   воспитателя   в   подготовительной логопедической группе (для детей с ФФН) на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 128 с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
 Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).-СПб.: «Паритет», 2003.-112 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
 Поиграем и узнаем: Пособие по изучению и развитию речевого слуха у детей дошкольного возраста: Для детей 4-6 лет. Гризик Т.И. год: 2004
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.:"Издательство ГНОМ и Д", 2000. - 80 с. (Практическая логопедия.)
Список литературы Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. Издательство «Союз»,2000Дурова Н.В. Фонематика. Как

Слайд 221 nsportal.ru›
Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=288
Логопедическая коррекционная программа «Игры для ТИГРЫ».

1  nsportal.ru›Источник: https://superinf.ru/view_article.php?id=288Логопедическая коррекционная программа «Игры для ТИГРЫ».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть