Слайд 1Психология профессиональной деятельности
Слайд 2Психология профессиональной деятельности – это наука, изучающая трудовые и профессиональные особенности
взаимоотношения людей.
Слайд 3Психология профессиональной деятельности отвечает на такие вопросы:
что делать со стрессами, возникающими
на работе или из-за трудовой деятельности;
как избежать манипуляций, возможных со стороны выше поставленных сотрудников;
как правильно вести себя при общении с конфликтным сотрудником и другие.
Слайд 4Основной целью этой науки является исследование профессиональных и трудовых взаимоотношений, а
также изучение индивидуальных особенностей работника.
Слайд 5Психология труда
Представляет собой область науки, направленную на создание путей решения
определенных задач, появляющихся в процессе трудовой деятельности человека.
В современном изучении психологии профессиональной деятельности применяют экспериментальные, наблюдательные и опросные методы в соответствии с такими задачами профессиональной диагностики:
определение уровня профессионализма;
выявление потенциальных возможностей человека;
установление соответствия профессии запросам и ожиданиям человека;
установление соответствия человека необходимым требованиям профессии и другие.
Слайд 6Стадии профессионализации личности (Е. А. Климов).
Оптант – человек, выбирающий профессию, карьеру; это
потенциальный субъект труда. Типичные проблемы данной стадии: принятие решений в ситуации неопределенности, выбор не только профессии, профессионального учебного заведения, но и образа жизни, связанного с будущей профессией.
Адепт – человек, обучающийся в профессиональном учебном заведении, осваивающий азы профессиональных знаний и умений, а также присваивающий систему профессиональных ценностей, свойственную для сообщества профессионалов.
Слайд 7Адаптант – человек, который находится в начале самостоятельной профессиональной деятельности и должен
приспособиться к трудовому коллективу и организационной культуре учреждения, к сложностям профессиональных задач и ситуаций, к своей профессиональной роли, ее включению в систему личностных смыслов, потребностей и мотивов, что может потребовать изменений и себя, своей системы ценностей, образа «Я» .
Слайд 8Интернал – человек, освоивший профессиональные задачи среднего уровня сложности.
Мастер – человек, овладевший вершинами
профессионального мастерства, умеющий выполнять самые сложные профессиональные задачи.
Авторитет – человек, достигший квалификации мастера и, кроме того, обладающий неформальными лидерскими качествами, умеющий убеждать, оказывать влияние на коллег по труду.
Слайд 9Наставник – человек, владеющий вершинами мастерства, имеющий потребность передать свой опыт другим
людям, реально осуществляющий роль учителя, инструктора по отношению к новым работникам.
Слайд 10Кризисы профессионального становления (Э.Ф. Зеер)
а) сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим
положением, своим статусом;
б) социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);
в) возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);
г) вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, аттестациях);
д) полная поглощенность профессиональной деятельностью;
е) изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).