Впервые расстройство было описано в 1995 году доктором Айвеном Голдбергом. Несмотря на то, что в цели Голдберга не входило включение этого расстройства в официальные психиатрические стандарты, предложенное им описание базируется на описании расстройств, связанных со злоупотреблением психоактивными веществами. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:
использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние;
использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.
В 1994 году психиатр Кимберли Янг разработала и опубликовала на сайте тест-опросник, направленный на выявление интернет-зависимости и получила около 500 ответов. Большинство ответивших были признаны согласно выбранному критерию интернет-зависимыми. Оказалось, что распространённость этого расстройства сходна с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5 % пользователей Интернета.
В 1997—1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998—1999 гг. вышли первые монографии по проблеме. В России психиатр Виталина Лоскутова первая из врачей начала серьёзно изучать данное явление.
Информация для человека имеет огромное значение. Интернет является мощным инструментом обработки информации и обмена ею, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Это и считается первопричиной интернет-зависимости.
Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.
Официально медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё бо́льшим и бо́льшим дозам. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко. Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
Особенности общения через Интернет.
• Анонимность и невидимость.
За счет анонимности и невидимости подростки скрывают чувства или показывают отсутствующие переживания. Многие теряют значение возраста, социальный статус, внешнюю привлекательность или умение общаться. Поэтому многие пользователи интернета считают, что «легче вести серьезный разговор», «можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению», «можно говорить на равных с человеком значительно старше тебя, и это не мешает общению, хотя ты знаешь, что он старше».
• Добровольность и желательность контактов.
Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
• Стремление к нетипичному поведению.
Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной жизни, проигрывают не реализуемые роли, сценарии поведения. Можно создавать о себе любое впечатление по своему выбору, быть тем, кем захочешь, конструировать своё «Я» по своему выбору.
• Стремление к эмоциональному наполнению текста.
Это выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций - «смайликов» или в описании эмоций словами.
По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Несмотря на отсутствие официального признания проблемы, интернет-зависимость уже принимается в расчёт во многих странах. Например, в Финляндии молодым людям с интернет-зависимостью предоставляют отсрочку от армии.
Статистика так распределяет сетевые услуги по частоте интернет-зависимости:
Чаты — 37 %
Многопользовательские игры — 28 %
Телеконференции по сети — 15 %
Электронная почта — 13 %
Сайты Всемирной паутины — 7 %
Иные сетевые протоколы (ftp, gopher, Википедия и пр.) — 2 %
Анализ показывает, что главенствующим фактором, благодаря которому все эти явления получили широкое распространение, является анонимность личности в Интернете.
Физические симптомы:
Синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц).
Сухость в глазах.
Головные боли по типу мигрени.
Боли в спине.
Нерегулярное питание, пропуск приемов пищи.
Пренебрежение личной гигиеной.
Расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг, предвестниками интернет-зависимости являются:
Навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту.
Предвкушение следующего сеанса онлайн.
Увеличение времени, проводимого онлайн.
Увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Признаки наступившей интернет-аддикции:
всепоглощенность Интернетом;
потребность проводить в сети все больше и больше времени;
повторные попытки уменьшить использование Интернета;
при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
проблемы контроля времени;
проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
ложь по поводу времени, проведенном в сети;
изменение настроения посредством использования Интернета.
Американский исследователь S. Caplan выделяет следующие особенности личности интернет-зависимых лиц: депрессия, одиночество, скромность и самолюбие.
Обобщив результаты разных исследований, Н.В. Чудова приводит следующий список черт:
сложности в принятии своего физического «Я» (своего тела);
сложности в непосредственном общении (замкнутость);
склонность к интеллектуализации; чувство одиночества и недостатка взаимопонимания (возможно, связанное со сложностями в общении с противоположным полом);
низкая агрессивность; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму;
наличие хотя бы одной фрустрированной потребности;
независимость выступает как особая ценность;
представления об идеальном «Я» недифференцированы, завышены или даже нереалистичны;
самооценка занижена;
склонность к избеганию проблем и ответственности.
В целом интернет-зависимость представляет собой сборную групп разных поведенческих зависимостей (работогольную, общения, сексуальную, любовную, игровую и т. д.), где компьютер является лишь средством их реализации, а не объектом.
Существуют серьезные опасности, с которыми дети и подростки могут встретиться, непосредственно находясь в режиме онлайн:
эксплуатация доверия к детям: их могут соблазнить на совершение непристойных действий;
доступ к порнографии: дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого распространения в сети;
неподходящие контент-сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями по изготовлению бомбы или наркотических веществ;
увлечение сетевыми играми с насилием повышает агрессивность детей.
7 ф@ктов о том, как соцсети влияют на твое поведение.
1. Ты не можешь не проверять свою страницу.
А вдруг пришло сообщение? Интересная запись на стене, которой нужно срочно поставить лайк? Новая фоточка у друга? На самом деле ты так не думаешь. Ты просто проверяешь страницу, потому что не можешь её не проверять. 80% опрошенных исследователями пользователей соцсетей признались, что не могут не проверить страничку хотя бы раз в сутки. А треть опрошенных занимается этим с болезненной регулярностью и приходит в ужас при мысли, что что-то случится с их аккаунтом. Психологическая зависимость от соцсетей не менее крепка, чем у курильщика от сигарет.
2. Соцсети заставляют тебяревновать.
Даже когда и повода-то нет. По итогам опросов, большинство людей не брезгает слежкой в соцсетях за своими партнёрами. Тем более, что это так просто и удобно делать. Пара кликов — и соцсеть сама выдаст тебе список всех потенциальных соперников/соперниц: всех, кому поставлены лайки, всех друзей и возможных друзей. Можно провести увлекательнейшее расследование! Стоп. А ты уверен в том, что не ищешь то, чего нет? 35% опрошенных признались, что ревность, вызванная соцсетями, в итоге оказалась беспочвенной.
3. Соцсети помогают тебе в работе.
В то время, как большинство работодателей блокируют доступ к соцсетям с рабочих компьютеров, чтобы сотрудники не отвлекались от работы, психологи рекомендуют этого не делать. Люди, которые используют на работе Фейсбук или Твиттер работают на 9% производительней, чем остальные. Короткие перерывы на соцсеть дают мозгу возможность отвлечься и отдохнуть. Но только короткие!
Психологи давно столкнулись с такой проблемой в современном мире, как «одиночество в толпе»: человек, находясь в коллективе, всё равно остается одиноким, проводя большую часть своего времени наедине с компьютером, и это, конечно же, не может не накладывать свой отпечаток на особенности поведения личности. А между тем, человеку нужна не только возможность чувствовать себя частью общества, но и также очень важно выделиться как личность, чему очень способствует нахождение в социальных сетях. Время, проводимое человеком за просмотром фотографий и видео из жизни знакомых, иногда сильно превышает время, отведенное на выполнение профессиональных обязанностей, это приводит к снижению работоспособности. Больше всего зависимости от Интернет-общения подвержены люди, ведущие достаточно скучный образ жизни, посредством сетей они повышают свою самооценку, пытаясь выдать информацию, представленную на странице, за действительную, некоторые настолько верят в созданный ими образ, что начинают избегать личных встреч и общения. Стоит заметить, что общение в Интернете – это, скорее, мнимое общение, кажущееся, но оно начинает всё больше вымещать живое слово. И, к сожалению, при знакомстве люди чаще стали давать адреса своей персональной страницы, нежели номера телефонов, и очень многим гораздо проще спросить простое «Как дела?» посредством Интернета, чем позвонить и поинтересоваться лично.
Таня, ученица 11 класса:
Живой разговор лучше, т.к. при этом видишь собеседника, его эмоции, чувства все выражены на лице. Этого нет в онлайн общении, что делает его для меня не интересным. А на интернет трачу примерно час-полтора, и то только для того, чтобы решить какой-либо важный вопрос или спросить домашнее задание.
Рустам, экономист:
Часа три-четыре трачу на интернет, все зависит от того, сколько свободного времени. Живого общения мне вполне хватает и на работе, а вместо того, чтобы сидеть в социальных сетях, лучше читать книги. Чтение литературы развивает речь, обогащает словарный запас, чего многим сейчас не хватает.
Александр, специалист:
Онлайн общение отчасти может заменить живое, например, когда люди живут в разных городах, странах, и нет возможности лично увидеться. Но визуальный контакт, конечно, лучше. Сам около двух часов в день провожу в интернете.
Михаил:
Я редко пользуюсь интернетом, потому что больше предпочитаю живое общение. При личной встрече можно больше узнать о собеседнике. По выражению глаз, мимике, другим мелочам понять его истинную реакцию на твои чувства, слова, размышления.
Эдуард, ученик 8 класса:
Все зависит от полученных в школе оценок. А так провожу в интернете четыре-пять часов в день. Считаю, что общаться онлайн лучше, чем в живую. Сейчас многие так делают, и это нормально.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть