Слайд 1Социальное воспитание в детском лагере
Выполнила: Коваленко Л.М.
педагог дополнительного образования МБОУ ДО
Кванториум
Слайд 2 СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств
личности, необходимых для социализации
Слайд 3ДЕТСКИЙ ЗАГОРОДНЫЙ ЛАГЕРЬ – ЭТО…
…«временный детский коллектив», общество детей и педагогов
кратковременного автономного существования, со сборным составом и четко обозначенной функциональностью.
Слайд 4Особенности временного детского коллектива.
Кратковременность существования
Динамичность, интенсивность процессов жизнедеятельности
Сборность состава
Автономность существования
Коллективный характер жизнедеятельности
Более насыщенная эмоционально-психологическая атмосфера
Слайд 5В основе деятельности детских оздоровительных лагерей лежат принципы дополнительного образования:
массовый, общедоступный
и добровольный характер участия детей в работе, имеющий образовательную, общественно полезную направленность;
развитие интересов и способностей детей на основе свободного выбора видов и форм занятий;
дифференцированный, возрастной и индивидуальный подход в развитии творческой индивидуальности;
широкий простор для детской инициативы и самодеятельности; подготовка к профессиональному самоопределению;
сотрудничество и самореализация в ходе занятий на основе индивидуального темпа овладения знаниями, умениями и навыками; взаимодействие и контакт ребят с педагогами-специалистами, вожатыми, учеными, деятелями культуры, техники и др.
Слайд 6Функции летнего детского загородного лагеря:
социальная адаптацая (социализацая)
рекреативно-оздоровительная
образовательная(развивающая)
досуговая
методическая
компенсаторная
Слайд 7Проблемы, возникающие у ребенка, приезжающего в детский оздоровительный лагерь:
1. Нарушаются привычные
коммуникативные связи с семьей, друзьями и устоявшаяся система отношений. В новой обстановке лагеря ребенку приходится устанавливать отношения не только со сверстниками, но и взрослыми.
2. Меняется весь стиль жизнедеятельности: вместо учебы – отдых, но имеющий свои правила: соблюдение режима дня, необходимость подчиняться мнению и желанию коллектива и как следствие – умение подстраиваться или корректировать свои желания и поступки.
3.Каждый подросток связывает с пребыванием в лагере свои желания и представления. Подросток в силу своих психологических особенностей ждет реализации своих ожиданий только 3-4 дня. Если в эти дни он поймет, что в лагере не будут реализованы его представления, он потеряет интерес к пребыванию в лагере и к вожатым.
Слайд 8Основные методы социального воспитания:
Коллективная творческая деятельность
Тренинги
Соревнования
Игра
Слайд 9Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Игра
для ребенка – выход в большую жизнь, осуществление его мечты, исполнение желаний. Ребенок в каждом возрасте видит игру по-своему и придает ей огромное значение. Опыт детских оздоровительных лагерей показывает, что использование игровых форм в организации праздников или просто подвижных игр поднимают настроение детей, снимают напряжение, уменьшается количество отрицательных поступков с их стороны.
Слайд 10Воспитательная сущность технологий игрового взаимодействия в условиях лагеря для современных детей
заключается в том, что они «примеряют» на себя такие социальные роли, которые, якобы, в реальной жизни не востребованы, не модны, не популярны. Это роли семьи – спутника, волонтера, тайного друга. Именно такими игровыми позициями обеспечивается успех, и именно они приносят эмоциональное благополучие.
Слайд 12«Есть соревнование – это всегда хорошо, нет соревнования – это всегда
плохо»
Потребность самоутверждения – одно из самых главных движущих мотивов поведения подростков. И здесь соревнование – естественное средство удовлетворения этой потребности.
Слайд 13Соревнования – стимул работы.
С его помощью мы в детях формируем и
развиваем нравственные мотивы поведения. Злоупотребление этим стимулом может навредить, поскольку суть дела нередко подменяется ожиданием обещанного вознаграждения или похвалы.
Слайд 14Тренинг как метод социального воспитания и обучения
В отличие от традиционных методов
обучения и воспитания тренинг направлен прежде всего на развитие личности, на формирование у нее эффективных коммуникативных умений, на освоение межличностных навыков взаимодействия
Слайд 15Коллективная творческая деятельность– это когда мы не учим, и все-таки у
нас учатся...
Коллективная творческая деятельность - это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них. Коллективная творческая деятельность развивает моральные, эстетические, гуманистические и творческие способности детей.
Слайд 17Выводы:
Таким образом, подростки в лагере учатся думать об окружающих
людях, вычленять противоречия в социальной действительности и предлагать нестандартные пути решения проблем, учатся видеть свое место в мире взрослых и сверстников, в пространстве нашего города. При этом строго фиксируется внимание на ресурсных возможностях самих детей. Воспитательный смысл данной технологии заключается в формировании нового социального мышления. Взаимосвязь содержания летнего отдыха и социального развития ребенка предстает в самом прямом смысле слова.