Презентация, доклад по детской психологии на тему Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ

Содержание

«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды» Д. Рёскин

Слайд 1СДВГ
Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ.
Педагог-психолог


МОУ «Детский сад № 279»
Жемчужнова Марина Владимировна
СДВГДети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Методы психолого-педагогической коррекции СДВГ.Педагог-психолог МОУ «Детский сад № 279»Жемчужнова Марина

Слайд 2«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к

его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой. Не успех, а усилие заслуживает награды»
Д. Рёскин
«К каждому ребенку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его

Слайд 3overactivity — сущ. гиперактивность, сверхактивность useless overactivity — бесполезная сверхактивность
РЕБЕНОК — это вечный двигатель, а

еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель, обниматель и крепко целователь…
overactivity — сущ. гиперактивность, сверхактивность useless overactivity — бесполезная сверхактивностьРЕБЕНОК — это вечный двигатель, а еще дрыгатель, прыгатель, скакатель, кусатель,

Слайд 4Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
– неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое

наиболее ярко выражается в детском возрасте.

(attention deficit/hyperactivity disorder).

Нейропсихологические механизмы СДВГ рассматриваются с позиций недостаточной сформированности управляющих функций, обеспечиваемых префронтальными отделами мозга.

В основе синдрома лежат нейробиологические факторы

Распространенность колеблется от 2 до 12%
(в среднем 3-7%),
чаще встречается у мальчиков, чем у девочек
(в среднем соотношение – 3:1)

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическо-поведенческое расстройство развития, которое наиболее ярко выражается в детском возрасте.

Слайд 5Критерии диагноза
МКБ-10 СДВГ отнесен к категории гиперкинетических расстройств (F90)

в разделе: «Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте»

DSM-IV-TR СДВГ представлен в рубрике «Расстройства, впервые диагностируемые в младенческом, детском или подростковом возрасте»

продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;
Постоянство: распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.

Обязательные характеристики СДВГ:

сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов (50-75%);
СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%).

Формы СДВГ

Критерии диагнозаМКБ-10 СДВГ отнесен к категории гиперкинетических расстройств (F90)       в разделе:

Слайд 6Критерии СДВГ (симптомокомплексы)


Невнимательность/
дефицит внимания

(требуется не менее
6 признаков)

Импульсивность

(требуется не

менее
1 признака)

Сверхактивность/ гиперактивность

(требуется не менее 3признаков)

Критерии СДВГ (симптомокомплексы)Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков)Импульсивность (требуется не менее 1 признака)Сверхактивность/ гиперактивность(требуется не менее

Слайд 7часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок

в школьной программе, работе или другой деятельности;

часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;

часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;

ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);

часто нарушена организация заданий и деятельности;

часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;

часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;

часто легко отвлекается на внешние стимулы;

часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Невнимательность/
дефицит внимания
(требуется не менее 6 признаков):

Критерии СДВГ (симптомокомплексы)

часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой

Слайд 8часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
покидает свое

место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Критерии СДВГ (симптомокомплексы)

Сверхактивность/ гиперактивность
(требуется не менее 3признаков)

часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Импульсивность
(требуется не менее 1 признака)

часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;покидает свое место в классной комнате или в

Слайд 9Коморбидные расстройства
Коморбидные расстройства -
сопутствующие нарушения, развивающиеся на фоне СДВГ
Нарушения обучения

:

- чтения (дислексия),
-нарушения счета (дискалькулия),
нарушения письма (дисграфия),
дизортография
и др.

Нарушения моторного умения:

проблемамы с развитием контроля грубой моторики
(общая неловкость и неуклюжесть, не позволяющая заниматься физической активностью, требующей определенного уровня умений и подготовленности)

Коммуникативные нарушения :

- нарушение экспрессивной речи,
- смешанное нарушение рецептивно-экспрессивной речи,
-нарушения фонации, - заикание.

Иные нарушения:
при наличии проявлений оппозиционно-вызывающего поведения в возрасте до 10 лет имеет высокий риск по формированию пристрастия к употреблению интоксикантов и антисоциальному поведению

Коморбидные расстройстваКоморбидные расстройства - сопутствующие нарушения, развивающиеся на фоне СДВГНарушения обучения :- чтения (дислексия), -нарушения счета (дискалькулия),

Слайд 10Проявления СДВГ
на разных возрастных этапах
в период новорожденности:
повышенная нервно-рефлекторная возбудимость

с частыми срыгиваниями и тремором подбородка и рук,
повышенное внутричерепное давление,
изменение мышечного тонуса (гипертонус).

От 1года до 3лет:
возбудимость,
двигательное беспокойство,
нарушение сна и аппетита,
малая прибавка в весе,
отставание в психоречевом и
моторном развитии,
задержка в формировании навыков опрятности.

В 3 года:
моторная неловкость,
повышенная отвлекаемость,
импульсивность,
упрямство и негативмзм,
энурез и энкопрез,
отставание в психоречевом развитии.

Проявления СДВГ на разных возрастных этапахв период новорожденности: повышенная нервно-рефлекторная возбудимость с частыми срыгиваниями и тремором подбородка

Слайд 11


Дошкольный возраст. от 3 до 7 лет

Гиперактивность:
ребенок находится в постоянном

движении;
не может спокойно усидеть на месте во время занятий в течение даже непродолжительного времени;
слишком болтлив и задает бесконечное число вопросов.

Импульсивность:
ребенок действует, не подумав;
не может дожидаться своей очереди;
не ощущает ограничений в межличностном общении;
вмешиваясь в разговоры и часто перебивая других;
крайне нетерпелив, спорит, шумит, кричит;
импульсивность может сопровождаться «бесстрашием»









Проявления СДВГ
на разных возрастных этапах

Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки;
непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых;
могут проявлять агрессивность;
отстают от сверстников в развитии речи.

Дошкольный возраст. от 3 до 7 летГиперактивность: ребенок находится в постоянном движении; не может спокойно усидеть на

Слайд 12
Проявления СДВГ
на разных возрастных этапах
Школьный возраст.
Трудности в обучении:
в организации

работы и доведении ее до конца,
забывают по ходу выполнения условия задания,
плохо усваивают учебные материалы и не могут правильно их применять;
быстро выключаются из процесса выполнения работы,
не обращают внимания на детали, проявляют забывчивость,
не выполняют указаний педагога,
плохо переключаются с одного задания на другое;
не могут самостоятельно справляться с выполнением уроков дома.
часто наблюдаются трудности формирования навыков письма, чтения, счета.

к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе;
формированию низкой самооценки

приводит

Проблемы во взаимоотношениях с окружающими:
вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение;
не могут долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
шумят, не задумываясь, берут чужие вещи, мешают окружающим

Проявления СДВГ на разных возрастных этапахШкольный возраст. Трудности в обучении:в организации работы и доведении ее до конца,

Слайд 13
Проявления СДВГ
на разных возрастных этапах
Подростковый возраст.
гиперактивность сменяется суетливостью,

чувством внутреннего беспокойства;
характерны: несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и завершении выполнения поручений;
ухудшается успеваемость в школе, так как они не могут эффективно спланировать свою работу и распределить ее по времени.

Поведенческие трудности:
безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском,;
трудности в соблюдении правил поведения;
неподчинение общественным нормам и законам;
невыполнение требований взрослых;
пренебрегают необходимыми мерами безопасности;
поведение незрелое, не соответствующее возрасту.

Характерологические особенности:
им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах,
неуверенность в себе, заниженная самооценка.
чрезмерная чувствительность к поддразниваниям и насмешкам со стороны сверстников

к вовлечению в подростковые в асоциальные группировки,
тяга к употреблению алкоголя и наркотиков


приводит

Проявления СДВГ на разных возрастных этапахПодростковый возраст. гиперактивность сменяется суетливостью, чувством внутреннего беспокойства;характерны: несамостоятельность, безответственность, трудности

Слайд 14Состояния «имитаторы»


Состояния «имитаторы»

Слайд 15Биологические
к числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ, относятся гены, регулирующие

обмен нейромедиаторов в мозге, в частности дофамина и норадреналина

1. Генетические

рассматриваются с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области

3.Нейропсихологические механизмы

нарушения течения беременности;
нарушения родов;
патология периода новорожденных;
употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение

2.Ранние органические повреждения во время беременности и в родах

Причины и провоцирующие факты

травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве

нейротоксиканты из группы тяжелых металлов: свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля;

дефициты цинка, йода, железа

4. Заболевания в раннем детстве

5. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды

недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов;
недостаточность в пище витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот;
дефицит магния;
нарушение метаболизма глюкозы;
пищевые аллергии

Пищевые факторы и несбалансированное питание

Биологическиек числу генов, детерминирующих предрасположенность к развитию СДВГ, относятся гены, регулирующие обмен нейромедиаторов в мозге, в частности

Слайд 16Причины и провоцирующие факты
Психосоциальные
внутрисемейные 63%
Воспитание в неполной семье
Повторный брак
Различные подходы к

воспитанию

Алкоголизм, наркомания у родителей

Искажения в воспитательных методах и приемах

Причины и провоцирующие фактыПсихосоциальныевнутрисемейные 63%Воспитание в неполной семьеПовторный бракРазличные подходы к воспитаниюАлкоголизм, наркомания у родителей Искажения в

Слайд 17М.М. Семаго:
относит категорию «гиперактивного» состояния к группе
асинхронного или недостаточного развития
Критерии

писания:
- внешний вид и особенности поведения;

- неврологические и соматические особенности;

- операциональные характеристики деятельности;

- особенности познавательной деятельности;

- особенности аффективно-эмоциональной сферы;

- какие иные диагнозы ставят другие специалисты;

- от каких вариантов отклоняющегося развития следует отличать;

- виды и типы необходимой коррекционной работы;

- каковы основные специалисты сопровождения необходимы, а так же что делать педагогу ОУ в том или ином случае
М.М. Семаго:относит категорию «гиперактивного» состояния к группе асинхронного или недостаточного развитияКритерии писания: - внешний вид и особенности

Слайд 18Методы коррекции
СДВГ
у детей
Оказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный

характер и объединять различные подходы, в том числе работу с родителями и методы модификации поведения (то есть специальные воспитательные приемы),
работу с педагогами, методы психолого-педагогической коррекции, психотерапии, а также медикаментозного лечения.

«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»
Английская пословица

Родителей

Педагогов

Задача:
изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него

индивидуальное и групповое консультирование

Психологическое просвещение

Методы коррекцииСДВГу детейОказание помощи детям с СДВГ всегда должно носить комплексный характер и объединять различные подходы, в

Слайд 19Методы коррекции
СДВГ
у детей
Приемы модификации поведения для родителей
Успешная реабилитация возможна при

условии, если она проводится в возрасте 5— 10 лет (5-7 лет).
Помните, что невозможно добиться исчезновения гиперактивности, импульсивности и невнимательности за несколько месяцев и даже за несколько лет.












1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:

Родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребёнку.
Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.

Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.

Общаться с ребёнком необходимо мягко и спокойно.
Так как гиперактивный ребёнок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям.

Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил

Методы коррекцииСДВГу детейПриемы модификации поведения для родителей Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте

Слайд 20










1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
Не

давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя».

Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.
Запретов не должно быть много, но они должны быть чётко сформулированными и продуманными. Ребёнок должен чётко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.

Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.).
Вырабатывайте у себя умение перестраивать деструктивные действия ребёнка на конструктивный лад.

Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.

Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Лучше общаться с ребенком в позиции «глаза в глаза» с обязательным прикосновением.

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:Не давайте ребенку категорических указаний, избегайте слов «нет»

Слайд 21
2. Изменение психологического микроклимата в семье:
Уделяйте ребенку достаточно внимания.
Выслушивайте то, что

хочет сказать ребенок.

Проводите досуг всей семьей

Не допускайте ссор в присутствии ребенка


3.Организация режима дня и места для занятий:

Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребёнку.

Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.
По мере утомления делайте кратковременные перерывы для отдыха.

Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.

2. Изменение психологического микроклимата в семье:Уделяйте ребенку достаточно внимания.Выслушивайте то, что хочет сказать ребенок.Проводите досуг всей семьейНе

Слайд 22
3.Организация режима дня и места для занятий:
Оградить ребёнка от длительных занятий

на компьютере, просмотра телевизионных программ.

Стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.

Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Следует избегать большого количества кружков, секций, факультативов, т.к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учёбы вовсе.

Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями.
Показаны: плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.

3.Организация режима дня и места для занятий:Оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере, просмотра телевизионных программ.Стоит ограничивать

Слайд 23










4. Специальная поведенческая программа:
Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо

выполненное задание и наказаний за плохое поведение.
Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.

Чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.

Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребёнка.

Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.

Гиперактивному ребёнку трудно пе6реключиться с одного действия на другое.
Поэтому необходимо заранее предупредить ребёнка о начале новой деятельности .

Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.

Не давайте одновременно несколько указаний. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов.

4. Специальная поведенческая программа:Придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение.

Слайд 24










4. Специальная поведенческая программа:
Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко

оказываются результативными,

наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»);
холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
внеочередное дежурство по кухне и т.д.

Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами.

вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».

В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.

4. Специальная поведенческая программа:Вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными,наиболее действенными будут средства убеждения «через

Слайд 25
Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей.
Стратегия на осознание ребенком агрессивного

и неуверенного поведения:

постарайтесь понять характер агрессивности;

стремитесь поставить агрессивного ребенка на место ребенка жертвы агрессии, притеснения;

чаще разговаривайте о палитре его собственных эмоциональных состояний;

чаще спрашивайте у ребенка о вариантах выхода из конфликтных ситуаций;

объясняйте ребенку, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

стремитесь, использовать чувство юмора.

Стратегия стимуляции гуманных чувств у агрессора к другим детям:

стимулируйте у ребенка умение признавать собственные ошибки;

учите ребенка не сваливать вину за его агрессивное поведение на других;

развивайте у ребёнка чувство эмпатии.

Стратеги на переключение состояния:

стимулируйте положительные эмоции у ребёнка;

используйте новизну, необычность, неожиданность чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка;

помните, что у вас есть, много способов изменения поведения.

Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей.Стратегия на осознание ребенком агрессивного и неуверенного поведения:постарайтесь понять характер агрессивности;стремитесь

Слайд 26

1. Наладьте взаимоотношения
со своим ребёнком, чтобы
он чувствовал себя с

вами спокойно и уверенно

2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь
под действием стресса и вас легко вывести из равновесия




3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии

4. Когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить


5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев


6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

Шесть рецептов избавления от гнева, которые будут полезны родителям:

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно2. Следите за

Слайд 27Методы коррекции
СДВГ
у детей
Приемы модификации поведения для педагогов











1. Изменение

окружения:

Выполнение ряда рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагогов с «трудным» ребенком.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию.

работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально;

оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;

разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;

предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;

направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д;

Обеспечить правильную организацию двигательной активности.

Методы коррекцииСДВГу детейПриемы модификации поведения для педагогов  1. Изменение окружения:Выполнение ряда рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагогов

Слайд 28
2. Создание положительной мотивации на успех:
расписание уроков должно быть постоянным;
научите ребенка

компенсировать нарушенные функции за счет сохранных; игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;

помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

давайте задания в соответствии со способностями ребенка;

большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;

стройте процесс обучения на положительных эмоциях;

создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;

избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;

используйте на уроке элементы игры и соревнования;

ведите знаковую систему оценивания;

чаще хвалите ребенка;

2. Создание положительной мотивации на успех:расписание уроков должно быть постоянным;научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;

Слайд 29
3. Коррекция негативных форм поведения:
способствуйте элиминации агрессии;
обучайте необходимым социальным нормам и

навыкам общения;

регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.


Методы и приемы педагогического воздействия:

дозированной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей);

авансирование личности, персональной исключительности, общественной оценки деятельности ребенка;

действий по подражанию, по показу, по жестовой и речевой инструкции, а также перевода задания на наглядно-действенный уровень и т.д.;

косвенные приемы (совет, подсказка, одобрение, указание и т.д.)

3. Коррекция негативных форм поведения:способствуйте элиминации агрессии;обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.Методы

Слайд 30Методы игровой поведенческой терапии
Методы коррекции
СДВГ
у детей
Методы психолого-педагогической коррекции
Нейропсихологические методы

коррекции

Методы семейной и индивидуальной психотерапии

Медикаментозная терапия

назначается по индивидуальным показаниям
только врачом психоневрологом
в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.

Методы игровой поведенческой терапии Методы коррекцииСДВГу детейМетоды психолого-педагогической коррекции Нейропсихологические методы коррекцииМетоды семейной и индивидуальной психотерапии Медикаментозная

Слайд 31Методы коррекции
СДВГ
у детей
Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита

внимания с гиперактивностью

Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, диффектологов),
работающих с гиперактивными детьми.

коррекция и снижение проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела, посредством растяжки, релаксации;
- проработка локальных мышечных зажимов и, расширение сенсомоторного репертуара;
- развитие моторных навыков;
- оптимизация газообмена и кровообращения, массаж органов брюшной полости; формирование произвольной саморегуляции, через дыхательные практики;
- повышение стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличение его энергетического и адаптационного потенциала, посредством саммомассажа;
- развитие внимания, произвольности, самоконтроля;
- формирование коммуникативных навыков;
- снижение агрессивных проявлений.

Задачи:

Цель программы:

Методы коррекцииСДВГу детейПрограмма нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Коррекционно-развивающая программа рассчитана

Слайд 32Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания с

гиперактивностью

Программа состоит из 16 занятий.
Частота проведения - 2 раза в неделю.
Время проведения – 30-35 минут для дошкольников,
50-60 минут для учащихся начальной школы.
Оптимальное число участников группы - 4-6 человек, возраст - 6-12 лет.
Занятия могут проходить индивидуально.
В сложных случаях возможно увеличение числа занятий.

Структура занятия:

растяжка - 4-5 минут;

дыхательное упражнение - 3-4 минут;

- глазодвигательное упражнение - 3-4 мин.;
упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут;

-функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 20-25 минут;

- релаксация - 4-5 минут.

Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, и. Г. Выгодской, Т. Г. Го¬рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л. В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А.В.Семенович, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.

Программа основана на упражнениях, разработанных:

Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью Программа состоит из 16 занятий.

Слайд 33










Пример занятия (занятие 2) :
Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса

мышц.

Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.

Глазодвигательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля.

Упражнения для развития мелкой моторики .
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
«Колечко»
«Кулак—ребро—ладонь».

Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» . Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.

Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализация). Цель: эмоциональное развитие.

Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель: развитие межполушарного взаимодействия

Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.

Пример занятия (занятие 2) :Растяжка «Половинка». Цель: оптимизация тонуса мышц. Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и

Слайд 34Сказкатерапия:
В качестве упражнения на тренировку избирательности и концентрации внимания, а так

же для усиления помехоустойчивости можно использовать методику Мюнстерберга.
Такое упражнение будет оказывать двойное воздействие, если среди букв будет спрятано некое послание ребенку, например «Тише едешь – дальше будешь».

Сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения
(«Котенок Мур-Мур», «Догадливый комарик»).

2. Сказки и истории второго типа содержат в себе «тайное» послание.
Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».

Истории с «косвенным воздействием»

искусство – это гибкий инструмент нормального развития,
который помогает ребенку удовлетворять исключительно важные потребности в самоисследовании, структуировании и развитии навыков.

Арт-терапия:

Упражнения на тренировку внимания.

Сказкатерапия:В качестве упражнения на тренировку избирательности и концентрации внимания, а так же для усиления помехоустойчивости можно использовать

Слайд 35Психологи-ческая
диагнос-тика

задания на двигательную реакцию выбора (А.Р. Лурия).

Психологи-ческаядиагнос-тиказадания на двигательную реакцию выбора (А.Р. Лурия).

Слайд 36исходя из теоретических основ по вопросам коррекции и диагностики синдрома дефицита

внимания с гиперактивностью выделим основные подходы, которые необходимо осуществлять в работе с детьми с СДВГ:

комплексный подход (необходимость включения в коррекционную работу родителей, педагогов и воспитателей);

сочетание различных видов коррекции: педагогической, психологической и медикаментозной;

постановка диагноза должно основываться:
на медицинском (данных дифференциальной диагностики), психологическом обследовании.

Выводы:

исходя из теоретических основ по вопросам коррекции и диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью выделим основные подходы,

Слайд 37«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы.
Они также любознательны, энергичны и

полны надежд.
Их время должно быть временем радости и мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”

“Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей”
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть

Слайд 38СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть