Нейропсихологические механизмы СДВГ рассматриваются с позиций недостаточной сформированности управляющих функций, обеспечиваемых префронтальными отделами мозга.
В основе синдрома лежат нейробиологические факторы
Распространенность колеблется от 2 до 12%
(в среднем 3-7%),
чаще встречается у мальчиков, чем у девочек
(в среднем соотношение – 3:1)
DSM-IV-TR СДВГ представлен в рубрике «Расстройства, впервые диагностируемые в младенческом, детском или подростковом возрасте»
продолжительность: симптомы отмечаются на протяжении не менее 6 мес;
Постоянство: распространение на все сферы жизни: нарушения адаптации наблюдаются в двух и более видах окружающей обстановки;
Выраженность нарушений: существенные нарушения в обучении, социальных контактах, профессиональной деятельности;
Исключаются другие психические расстройства: симптомы не могут быть связаны исключительно с течением другого заболевания.
Обязательные характеристики СДВГ:
сочетанная (комбинированная) форма - имеются все три группы симптомов (50-75%);
СДВГ с преимущественными нарушениями внимания (20-30%);
СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности (около 15%).
Формы СДВГ
Сверхактивность/ гиперактивность
(требуется не менее 3признаков)
Невнимательность/
дефицит внимания
(требуется не менее 6 признаков):
Критерии СДВГ (симптомокомплексы)
Критерии СДВГ (симптомокомплексы)
Сверхактивность/ гиперактивность
(требуется не менее 3признаков)
часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
Импульсивность
(требуется не менее 1 признака)
Нарушения моторного умения:
проблемамы с развитием контроля грубой моторики
(общая неловкость и неуклюжесть, не позволяющая заниматься физической активностью, требующей определенного уровня умений и подготовленности)
Коммуникативные нарушения :
- нарушение экспрессивной речи,
- смешанное нарушение рецептивно-экспрессивной речи,
-нарушения фонации, - заикание.
Иные нарушения:
при наличии проявлений оппозиционно-вызывающего поведения в возрасте до 10 лет имеет высокий риск по формированию пристрастия к употреблению интоксикантов и антисоциальному поведению
От 1года до 3лет:
возбудимость,
двигательное беспокойство,
нарушение сна и аппетита,
малая прибавка в весе,
отставание в психоречевом и
моторном развитии,
задержка в формировании навыков опрятности.
В 3 года:
моторная неловкость,
повышенная отвлекаемость,
импульсивность,
упрямство и негативмзм,
энурез и энкопрез,
отставание в психоречевом развитии.
Проявления СДВГ
на разных возрастных этапах
Дети неаккуратны, часто бросают, ломают вещи или игрушки;
непослушны, плохо подчиняются требованиям взрослых;
могут проявлять агрессивность;
отстают от сверстников в развитии речи.
к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе;
формированию низкой самооценки
приводит
Проблемы во взаимоотношениях с окружающими:
вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение;
не могут долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
шумят, не задумываясь, берут чужие вещи, мешают окружающим
Поведенческие трудности:
безрассудное поведение, сопряженное с неоправданным риском,;
трудности в соблюдении правил поведения;
неподчинение общественным нормам и законам;
невыполнение требований взрослых;
пренебрегают необходимыми мерами безопасности;
поведение незрелое, не соответствующее возрасту.
Характерологические особенности:
им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах,
неуверенность в себе, заниженная самооценка.
чрезмерная чувствительность к поддразниваниям и насмешкам со стороны сверстников
к вовлечению в подростковые в асоциальные группировки,
тяга к употреблению алкоголя и наркотиков
приводит
1. Генетические
рассматриваются с позиций нарушений (незрелости) функций лобных долей головного мозга, прежде всего - префронтальной области
3.Нейропсихологические механизмы
нарушения течения беременности;
нарушения родов;
патология периода новорожденных;
употребление матерью во время беременности некоторых лекарственных препаратов, алкоголя и курение
2.Ранние органические повреждения во время беременности и в родах
Причины и провоцирующие факты
травмы и инфекционные заболевания головного мозга, перенесенные в раннем детстве
нейротоксиканты из группы тяжелых металлов: свинца, мышьяка, ртути, кадмия, никеля;
дефициты цинка, йода, железа
4. Заболевания в раннем детстве
5. Влияние неблагоприятных факторов внешней среды
недостаточность белков при увеличении количества легко усваиваемых углеводов;
недостаточность в пище витаминов, фолатов, омега-3 полиненасыщенных жирных кислот;
дефицит магния;
нарушение метаболизма глюкозы;
пищевые аллергии
Пищевые факторы и несбалансированное питание
Алкоголизм, наркомания у родителей
Искажения в воспитательных методах и приемах
«Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя»
Английская пословица
Родителей
Педагогов
Задача:
изменение отношения к ребенку в сторону лучшего его понимания с целью снятия излишнего напряжения, возникающего вокруг него
индивидуальное и групповое консультирование
Психологическое просвещение
1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:
Родителям и педагогам необходимо выработать единую стратегию поведения и требований к ребёнку.
Проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании.
Помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность не являются умышленными.
Общаться с ребёнком необходимо мягко и спокойно.
Так как гиперактивный ребёнок восприимчив как к позитивным, так и к негативным эмоциям.
Контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил
Стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии.
Запретов не должно быть много, но они должны быть чётко сформулированными и продуманными. Ребёнок должен чётко знать, какие санкции последуют за нарушением запрета.
Реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т. д.).
Вырабатывайте у себя умение перестраивать деструктивные действия ребёнка на конструктивный лад.
Повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз.
Не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок.
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию. Лучше общаться с ребенком в позиции «глаза в глаза» с обязательным прикосновением.
Проводите досуг всей семьей
Не допускайте ссор в присутствии ребенка
3.Организация режима дня и места для занятий:
Установите твердый распорядок дня для ребенка и всех членов семьи.
Все процедуры и виды деятельности должны быть заранее известны ребёнку.
Чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь.
По мере утомления делайте кратковременные перерывы для отдыха.
Снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания.
Стоит ограничивать время пребывания гиперактивных детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей.
Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Следует избегать большого количества кружков, секций, факультативов, т.к. завышенные требования и увеличение нагрузок ведут к переутомляемости, капризам и отказам от учёбы вовсе.
Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки с родителями.
Показаны: плавание, бег и другие виды неколлективного спорта.
Не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка.
Чаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные.
Система поощрений вырабатывается на основе знаний родителями потребностей и интересов своего ребёнка.
Составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ.
Гиперактивному ребёнку трудно пе6реключиться с одного действия на другое.
Поэтому необходимо заранее предупредить ребёнка о начале новой деятельности .
Не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время.
Не давайте одновременно несколько указаний. Указания должны быть немногословными и содержать не более 10-ти слов.
наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:
лишение удовольствия, лакомства, привилегий;
запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры;
прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное отправление в постель);
чернильная точка на запястье ребенка («черная метка»);
холдинг, или простое удержание в «железных объятиях»;
внеочередное дежурство по кухне и т.д.
Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами.
вслед за понесенным наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия».
В коррекции поведения ребенка большую роль играет методика «позитивной модели», заключающаяся в постоянном поощрении желательного поведения ребенка и игнорировании нежелательного.
Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:
учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;
стремитесь, использовать чувство юмора.
Стратегия стимуляции гуманных чувств у агрессора к другим детям:
стимулируйте у ребенка умение признавать собственные ошибки;
учите ребенка не сваливать вину за его агрессивное поведение на других;
развивайте у ребёнка чувство эмпатии.
Стратеги на переключение состояния:
стимулируйте положительные эмоции у ребёнка;
используйте новизну, необычность, неожиданность чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.
Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:
не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка;
помните, что у вас есть, много способов изменения поведения.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь
под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
4. Когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.
Шесть рецептов избавления от гнева, которые будут полезны родителям:
Выполнение ряда рекомендаций позволяет нормализовать взаимоотношения педагогов с «трудным» ребенком.
Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию.
работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально;
оптимальное место в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или в среднем ряду;
разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;
предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;
направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т. д;
Обеспечить правильную организацию двигательной активности.
помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
используйте на уроке элементы игры и соревнования;
ведите знаковую систему оценивания;
чаще хвалите ребенка;
регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.
Методы и приемы педагогического воздействия:
дозированной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей);
авансирование личности, персональной исключительности, общественной оценки деятельности ребенка;
действий по подражанию, по показу, по жестовой и речевой инструкции, а также перевода задания на наглядно-действенный уровень и т.д.;
косвенные приемы (совет, подсказка, одобрение, указание и т.д.)
Методы семейной и индивидуальной психотерапии
Медикаментозная терапия
назначается по индивидуальным показаниям
только врачом психоневрологом
в тех случаях, когда когнитивные и поведенческие нарушения у больного ребенка не могут быть преодолены лишь с помощью методов модификации поведения, психолого-педагогической коррекции и психотерапии.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, диффектологов),
работающих с гиперактивными детьми.
коррекция и снижение проявлений синдрома дефицита внимания и гиперактивности.
- оптимизация и стабилизация общего тонуса тела, посредством растяжки, релаксации;
- проработка локальных мышечных зажимов и, расширение сенсомоторного репертуара;
- развитие моторных навыков;
- оптимизация газообмена и кровообращения, массаж органов брюшной полости; формирование произвольной саморегуляции, через дыхательные практики;
- повышение стато-кинетического уровня психической активности ребенка, увеличение его энергетического и адаптационного потенциала, посредством саммомассажа;
- развитие внимания, произвольности, самоконтроля;
- формирование коммуникативных навыков;
- снижение агрессивных проявлений.
Задачи:
Цель программы:
Программа состоит из 16 занятий.
Частота проведения - 2 раза в неделю.
Время проведения – 30-35 минут для дошкольников,
50-60 минут для учащихся начальной школы.
Оптимальное число участников группы - 4-6 человек, возраст - 6-12 лет.
Занятия могут проходить индивидуально.
В сложных случаях возможно увеличение числа занятий.
Структура занятия:
растяжка - 4-5 минут;
дыхательное упражнение - 3-4 минут;
- глазодвигательное упражнение - 3-4 мин.;
упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут;
-функциональные упражнения (развитие внимания, произвольности, самоконтроля), коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии – 20-25 минут;
- релаксация - 4-5 минут.
Б. А. Архиповым, Е. А. Воробьевой, и. Г. Выгодской, Т. Г. Го¬рячевой, В.И. Зуевым, П. Деннисоном, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л. В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Ремеевой, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А.В.Семенович, А. С. Султановой, Л. П. Успенской, К. Фоппелем и др.
Программа основана на упражнениях, разработанных:
Дыхательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
Глазодвигательное упражнение. Цель: развитие произвольности и самоконтроля.
Упражнения для развития мелкой моторики .
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
«Колечко»
«Кулак—ребро—ладонь».
Функциональное упражнение «Колпак мой треугольный» . Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности.
Когнитивное упражнение «Чаша доброты» (визуализация). Цель: эмоциональное развитие.
Когнитивное упражнение «Визуализация цвета». Цель: развитие межполушарного взаимодействия
Релаксация «Кулачки». Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук.
Сказки и истории, несущие прямое указание, что и как делать. Они адресованы сознанию и предполагают понятную стратегию поведения
(«Котенок Мур-Мур», «Догадливый комарик»).
2. Сказки и истории второго типа содержат в себе «тайное» послание.
Гипнотерапевты называют такие послания «косвенным воздействием».
Истории с «косвенным воздействием»
искусство – это гибкий инструмент нормального развития,
который помогает ребенку удовлетворять исключительно важные потребности в самоисследовании, структуировании и развитии навыков.
Арт-терапия:
Упражнения на тренировку внимания.
Выводы:
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть