Презентация, доклад Педагог-психолог и социальный педагог: рядом или вместе?

Содержание

«Справочная книга социального педагога» Р.В. Овчаровой:«В социально-педагогическую технологию работы с подростками в школе входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста

Слайд 1ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: рядом или вместе?  "Мы не можем изменить вчера, но мы

можем изменить завтра"
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ И СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ: рядом или вместе?   

Слайд 2«Справочная книга социального педагога» Р.В. Овчаровой:
«В социально-педагогическую технологию работы с подростками

в школе входит, помимо организационной деятельности, проведение диагностических процедур (для изучения личности подростка предлагается опросник Кэттелла, Шмишека и т.п.), проведение тренинга (например, личностного роста (!) или жизненных умений), консультативно-методическая работа и пр.»

Проблемы, характерные отдельно для социальных педагогов и отдельно для психологов, практически отсутствуют. В основном трудности связаны с недостаточной квалификацией, недостаточным уровнем профессиональных знаний, неопределенностью своего места в образовательном пространстве школы.

Основное отличие социальных педагогов и психологов — это умение психологов устанавливать отношения, формировать коммуникативный контакт, в то время как у социальных педагогов отмечается неумение слушать и склонность к поучениям.
«Справочная книга социального педагога»  Р.В. Овчаровой:«В социально-педагогическую технологию работы с подростками в школе входит, помимо организационной

Слайд 3Что ожидают от психолога и социального педагога участники образовательного процесса:
Подросток -

ожидает от специалистов установления партнерских отношений с ним (не принимает нотаций и навязчивого отношения), уважения к себе, предложения конкретных дел, не верит угрозам и обещаниям. При этом для него неважно, от кого исходят предложения — от социального педагога или от психолога. Ожидания у него одинаковые.

Классный руководитель - ожидает и от того и от другого специалиста разделения ответственности за воспитательную работу.

Педагог-предметник — просит помощи только тогда, когда у него возникает необходимость. При этом он не нуждается в помощи по организации индивидуальной работы с учащимися, не интересуется данными
психодиагностики.

Заместитель директора по воспитательной работе - в отличие от других дифференцирует профессиональные обязанности психологов и социальных педагогов. При этом социальный педагог в представлении завуча — первый помощник в работе с «трудными» подростками, с родителями, а психолог — помощник в работе с учащимися
Что ожидают от психолога и социального педагога участники образовательного процесса:Подросток - ожидает от специалистов установления партнерских отношений

Слайд 4Сегодня существует два подхода к работе:
Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет

работу по собственному плану и обращается за поддержкой к другим специалистам только в случае субъективной необходимости.


И другой подход: деятельность осуществляется на проектной основе, когда определяется конечная цель, формулируются задачи, определяются этапы реализации, разделяются зоны ответственности.
Сегодня существует два подхода к работе:Наиболее часто встречающийся: каждый специалист выполняет работу по собственному плану и обращается

Слайд 5Общие задачи для специалистов:
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Выявление несовершеннолетних, находящихся

в социально опасном положении.
Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся и психолого-педагогического сопровождения в учебно-воспитательном процессе.
Повышение стрессоустойчивости и расширения ресурсов личности.
Выработка жизненно важных умений.
Устранение или уменьшение проявления дезадаптивного поведения.
Расширение социальных связей и позитивного социального опыта личности.
Повышение уровня социальной адаптации.
Создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
Защита ребенка в его жизненном пространстве.
Общие задачи для специалистов:Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении. Обеспечение индивидуального

Слайд 6Основное взаимодействие социального педагога и психолога идёт по направлениям:
профилактика правонарушений,

безнадзорности, беспризорности учащихся
наркопрофилактика
просвещение
работа с "трудными" детьми

Социальный педагог оказывает информационную и правовую помощь учащимся, родителям и педагогам.

Психолог оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей и педагогов по вопросам психологических особенностей учащихся различных возрастных категорий.
Основное взаимодействие социального педагога  и психолога  идёт по направлениям: профилактика правонарушений, безнадзорности, беспризорности учащихся наркопрофилактика

Слайд 7Основные направления работы:
          Социальный педагог

Проверка посещаемости занятий учащимися.
Составление социального

паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной защите или помощи, и учащихся с девиантным поведением.
Помощь в составлении планов классным руководителям индивидуальной работы с "трудными" учащимися.
Профилактические беседы с трудными" учащимися и их родителями.
Участие, в проверках планов воспитательной работы с "трудными" учащимися, работе Совета профилактики, административных совещаниях, малого педсовета и т.д.
Взаимодействие с органами.
Развитие индивидуальных способностей учащихся.
Оказание психологической помощи и поддержки учащимся.

Основные направления работы:          Социальный педагог Проверка посещаемости занятий учащимися. Составление социального паспорта семей учащихся, нуждающихся в социальной

Слайд 8           Психолог
Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам.

Диагностика

индивидуальных способностей учащихся.

Участие в административных совещаниях, в работе Совета профилактики, малого педсовета и т.д., участие в мониторинге учебно-воспитательного процесса.

Помощь классным руководителям в составлении планов индивидуальной работы с "трудными" учащимися.

Помощь педагогам в составлении планов по самообразованию.

           Психолог Индивидуальное консультирование учащихся, родителей, педагогов по проблемным вопросам. Диагностика индивидуальных способностей учащихся. Участие в административных

Слайд 9Организация совместной деятельности
Целеполагание
Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Написание перспективного плана

работы СПС школы с целью оказания всесторонней помощи детям, испытывающим трудности в социализации.


Структурирование
Разделение единого процесса на некоторые отдельные части, четкое распределение функций социального педагога и педагога-психолога. Психолог проводит психологическую диагностику

Социальный педагог исследует социальную ситуацию развития.
Организация совместной деятельностиЦелеполагание Постановка общих целей, формирование общих мотиваций. Написание перспективного плана работы СПС школы с целью

Слайд 10Объединение деятельности
Определение точек соприкосновения.


Координирование и выполнение деятельности
Согласование действий социального

педагога и педагога-психолога.

Рефлексия
Оценка эффективности проведенной работы. Анализ результативности выбранных форм и методов работы.

Объединение деятельности Определение точек соприкосновения.Координирование и выполнение деятельности Согласование действий социального педагога и педагога-психолога.Рефлексия Оценка эффективности проведенной

Слайд 11УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ:
Поддержка со стороны администрации школы.

Высокий профессиональный уровень специалистов

Желание

и умение специалистов действовать совместно

Обеспечение надлежащей материальной базы

Совместные формы работы социального педагога и педагога-психолога приносят положительные результаты, способствуют оптимизации процесса функционирования школы, созданию необходимых условий для успешной социализации учащихся.

Разработанные социальным педагогом и педагогом-психологом совместные программы способствуют решению задач, возникающих в ходе общения и деятельности на основе содействия, соучастия, взаимопомощи.
УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ:Поддержка со стороны администрации школы. Высокий профессиональный уровень специалистов Желание и умение специалистов действовать совместно Обеспечение

Слайд 12ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ . . . Социальный педагог — кто он такой?
-

В большинстве зарубежных стран это очень уважаемая должность. Ее занимают специалисты, имеющие хорошую подготовку по педагогике, психологии, социальной работе.

В России это, как правило, учительница преклонного возраста, бывшая предметница, либо молодые учителя и школьные психологи

Нередко занимающий ставку социального педагога и вовсе не имеет педагогического образования, просто в силу каких-то личных причин он оказался в школе. Встречаются здесь и военные в отставке, и бывшие инженеры, и домохозяйки.
ИДУЩИЕ ВМЕСТЕ . . . Социальный педагог — кто он такой? - В большинстве зарубежных стран это

Слайд 13Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие

отношения, социокультурные условия развития.

Какой социум мы имеем?
нужда и бедность,
алкоголизм и наркомания,
безработица,
бродяжничество и социальное сиротство,
преступность и жестокое поведение.

В современной России существует социальное дно (целые слои населения: инвалиды, матери-одиночки, беженцы, безработные, многодетные) Семья в целом в настоящее время испытывает кризис, а ведь ценностные нормы и правила, любовь, забота, сочувствие, ответственность взращиваются именно в семье.
Работа с проблемной семьей — приоритетное направление в деятельности социального педагога.
Эффективность психолого-педагогической поддержки зависит от грамотно построенной работы с семьей «группы риска».

Сфера деятельности социального педагога — социум как ближайшее окружение личности, человеческие отношения, социокультурные условия развития. Какой социум

Слайд 14 \ Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на

конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.

Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это — так называемая кураторская система.

\  Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях,

Слайд 15РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ
Принципиальное отличие профессиональной деятельности социального педагога от работы психолога заключается

в активной позиции первого по отношению к ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации.
Психолог помогает ребенку или семье, как правило, тогда, когда к нему обратились. Навязывать помощь, вторгаться во внутренний мир без приглашения он не может, да в психологической работе это и неэффективно.
Социальный педагог не только имеет право, но и обязан вмешиваться в ситуацию. Это делается в случаях, когда подвергаются опасности жизнь и здоровье ребенка. Например, при жестоком обращении с применением физического и психического насилия в семье или при безразличном отношении к ребенку, когда ему нечего есть и т.д.
Указанное отличие в деятельности психолога и социального педагога наглядно демонстрирует, что совмещать эти должности одному человеку нецелесообразно, они требуют разных деловых и личностных качеств.
РАЗНЫЕ ПОЗИЦИИ Принципиальное отличие профессиональной деятельности социального педагога от работы психолога заключается в активной позиции первого по

Слайд 16АЛГОРИТМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ
Несмотря на то, что профессиональные позиции социального педагога и

психолога по отношению к ребенку различны, эти специалисты имеют единую цель — помочь оказавшемуся в сложной ситуации.
Алгоритм работы с детьми «группы риска»: 1. Выделение детей «группы риска». (его можно проводить методом «просвечивания», или социального анкетирования). Происходит это при интервьюировании учителей, воспитателей, родителей. Такую работу может провести социальный педагог. 2. Социальный педагог собирает сведения о взаимоотношениях таких детей в школе, классе, семье, ведя наблюдение на уроках, переменах, обследуя домашние условия.

АЛГОРИТМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ Несмотря на то, что профессиональные позиции социального педагога и психолога по отношению к ребенку

Слайд 173. Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития.
4.

Психолог и социальный педагог вместе ведут картотеку, занося в индивидуальную карту ребенка «группы риска» различные сведения социально-психологического характера.

5. На основании полученных сведений строится коррекционно-развивающая работа.

Взрослому надо постараться убедить ребенка, что он сам справится со своими трудностями.
3. Психолог проводит углубленную индивидуальную диагностику по параметрам личностного, интеллектуального развития. 4. Психолог и социальный педагог вместе

Слайд 18Советы социального педагога  
  
Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя

ощущаем.
Эту прямую зависимость подтвердило масштабное исследование психологов и социологов.
Те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.
Конечно, хорошие поступки - это не единственный путь к счастью, но все же эти явления взаимосвязаны. 
И потому, если в какой-то несчастливый момент вам покажется, что все идет не так, стоит попробовать творить добро чаще, чтобы восстановить душевное равновесие.  

Советы социального педагога     Чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем. Эту прямую зависимость подтвердило

Слайд 19      Советы психолога
Если Вы никак не можете добиться успеха в своем

деле, подумайте, может, причина в каком-нибудь из этих признаков:
1. У Вас нет чётко поставленной цели: это сокращает путь к успеху.
2. Нет общего замысла: важно понимать, зачем Вы ставите перед собой именно эту цель.
3. Отсутствует план действий: если не знаешь, какие шаги предпринимать, цели не достигнешь никогда.
4. Вы не учитесь на своих ошибках: не пугайтесь их, а проанализируйте.
5. Вы устали: это провоцирует неудачи.
6. Вы боитесь успеха, потому что не знаете, что будете делать после него.
 
 
 
      Советы психолога Если Вы никак не можете добиться успеха в своем деле, подумайте, может, причина в

Слайд 20Спасибо за внимание!
Презентация составлена
педагогом-психологом,
социальным педагогом
МКОУ СОШ №15
Запорожец Ириной Александровной

2018

г.
Спасибо за внимание!Презентация составлена педагогом-психологом,социальным педагогом МКОУ СОШ №15Запорожец Ириной Александровной2018 г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть