Слайд 1Особенности работы с трудными подростками и их социализация
Автор: преподаватель физики ГАПОУ
ПО «ПАК» Трубочкина С.В.
Слайд 2Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как
нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он
Словно стена без дверей , без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли… !
Нет, не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли (С.Давидович)
Слайд 3Терминология:
Трудные подростки – это дети, чье поведение отклоняется от принятых в
обществе стандартов и норм (по-другому их называют «трудновоспитуемые» дети или дети «группы риска»).
Такие дети наименее склонны следовать педагогическим предписаниям и проявляют крайнюю невосприимчивость к традиционным педагогическим воздействиям.
Слайд 4К «трудным» обычно относят тех детей, которые характеризуются определёнными отклонениями в
нравственном развитии, наличием закреплённых отрицательных форм поведения, недисциплинированность. Трудные дети плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают занятия. Плохо ведут себя на уроках, часто дерутся.
Слайд 5 Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами
по себе. Нередко вынуждены воровать, попрошайничать. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства.
Слайд 7Предпосылки:
Нестабильность
общества;
Слайд 8Предпосылки:
Неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
Чрезмерная занятость родителей;
Отсутствие надлежащего контроля;
Слайд 9Предпосылки:
Пассивные/принудительные методы обучения;
Недостаток общения.
Слайд 10Предпосылки:
Изменение ценностных ориентаций;
Слайд 11В настоящее время сохраняется тенденция роста числа заболеваний, смертности, самоубийств подростков,
злоупотребления психоактивными веществами.
Слайд 12Психологические особенности:
Стереотип «трудного» подростка несет в себе определенные ожидания общественно опасного
поведения и предполагает набор вполне определенных типических и социальных качеств, которые хорошо осознаются как самими ребятами, так и взрослыми:
1. Для "трудного" подростка характерно
включение в определенную уличную
субкультуру;
2. "Трудного" подростка характеризует
активное сопротивление воспитательному
воздействию;
3. У "трудного" подростка весьма затруднен процесс
формирования самосознания.
Слайд 13Основные типы нарушений поведения
Агрессивное поведение;
Девиантное поведение;
Делинквентное поведение;
Аддиктивное поведение;
Слайд 14Агрессивное поведение
Агрессия - тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании,
с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.
Ведущие признаки агрессивного поведения:
- выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;
- тенденция к разрушению;
- направленность на причинение вреда окружающим людям;
- склонность к насилию (причинению боли).
Слайд 15Девиантное поведение
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых,
наиболее распространенных и устоявшихся норм.
«Ядром» девиантного поведения очень часто являются:
преступность;
Алкоголь;
Наркотики;
- самоубийство.
Слайд 16Делинквентное поведение
Делинквентное— антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях
или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Деликты - противозаконные действия.
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, которые влекут за собой административную ответственность.
Слайд 17Аддиктивное поведение
Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему-либо.
(англ. addiction — склонность,
пагубная привычка).
Негативные последствия зависимого поведения личности:
- утрата работоспособности;
- конфликты с окружающими;
- совершение преступлений.
Объекты зависимости:
- психоактивные вещества;
- алкоголь;
- пища;
- игры;
- секс;
- религия и религиозные культы.
Слайд 18Работа преподавателя
Работа преподавателя с трудновоспитуемыми детьми сводится к трем основным функциям:
диагностирование,
консультирование,
коррекция.
Слайд 19Работа преподавателя
Данные многочисленных исследований показывают, что у учителей зачастую складываются сложные
отношения с трудными подростками и их семьями, что затрудняет процесс их перевоспитания, усложняет осуществление воспитательных воздействий.
Слайд 20Работа преподавателя
Работа с трудными подростками и проблемными семьями требует от учителей
большого педагогического такта, выдержки, внимания, доброжелательности, оптимистической уверенности в конечном результате воспитательных воздействий.
Умение видеть положительное в поведении “трудного”, умение опираться и развивать это хорошее – важнейшее условие успешной социально-педагогической помощи
Слайд 21Работа преподавателя
Следует учитывать, что для проблемных семей характерна педагогическая неподготовленность родителей
к воспитанию детей. Поэтому родители не всегда правильно реагируют на критические замечания учителей, тем более не всегда высказываемые в тактичной форме.
Слайд 22Важно!!!
В работе с трудновоспитуемыми важно тонко и своевременно подмечать и поддерживать
малейшие ростки исправления, само желание лучше себя вести, учиться. Если такой момент упущен, ученик вовремя не получает поддержки, он может на все махнуть рукой и больше таких попыток не предпринимать: “Все равно из меня ничего не получится”.
Слайд 23Важно!!!
Работа с трудными требует постепенности – сразу исправиться, хорошо учиться, хорошо
себя вести трудный подросток не может. Поэтому исходя из индивидуальных возможностей каждого трудновоспитуемого, учитель должен помочь ему поставить перед собой посильные задачи и добиться их выполнения. Постепенно такие задания усложняются.
Слайд 24Важно!!!
Задача педагога состоит в организации правильного общения трудных подростков в классном
коллективе. Очень важно, чтобы они подружились с теми ребятами, которые хорошо себя ведут и хорошо учатся, бывали у них дома, чтобы родители хороших учеников оказывали на трудных свое положительное воспитательное воздействие.
Слайд 25Модель профилактики негативного поведения
Слайд 26СОВЕТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ
В повседневном общении с ребятами Вам
часто приходится оперативно ставить и решать педагогические задачи. Для того, чтобы в экстремальной ситуации выбрать правильный стиль общения, старайтесь развить в себе способность к педагогической импровизации.
Ваш успех в общении с учениками во многом будет зависеть от того, насколько Вы умеете смотреть на вещи глазами самих ребят.
Если Вы хотите, чтобы Ваша беседа с учеником состоялась, старайтесь начать ее с дружеского тона.
Чтобы Ваш диалог с учеником был плодотворным, старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
При первом обращении с учеником никогда не старайтесь его критиковать.
Если вы хотите завоевать авторитету ученика, проявляйте к нему в процессе обучения искренний интерес.
Если вы хотите убедить ученика, что он не прав, начинайте диалог с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
Лучшим словом, располагающим ребенка к общению, является его собственное имя. Обращаясь к ученику по имени, мы тем самым даем почувствовать, что он достоин уважения.
Вступая в общение с учениками, старайтесь быть предельно дипломатичными, вести диалог на «равных».
Слайд 27Вывод:
Таким образом, социализация трудного подростка проходит сложно и неоднозначно. Ему нелегко
учиться и общаться со сверстниками, возникают проблемы в общении с родителями и учителями. Задача учебного заведения и семьи - помочь подростку пройти процесс социализации наименее болезненно, объединив усилия по созданию условий для развития увлечений ребенка, организовав его свободное время (кружки, секции, школьные и внешкольные мероприятия). Ребенок в любом возрасте должен чувствовать себя любимым, значимым, защищенным, полезным, тогда процесс социализации пройдет более спокойно и плодотворно.