Слайд 1
Основные направления
в деятельности учителя по здоровьесбережению учащихся.
Презентацию подготовила Кузмина Мария
Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ «Говоренковская ООШ»
Слайд 2Воспитание самоактуализирующейся личности
формирование самоуважения,
адекватной самооценки,
чувства успешности,
способности к самореализации
Слайд 3Формирование у ребенка
готовности противостоять стрессовым ситуациям,
адекватно на них реагировать,
опираться на свои
жизненные приоритеты и ценности,
уметь рационально управлять собой,
планировать свою деятельность и жизнь
Слайд 4Следование принципу «не навреди»
при организации учебно-воспитательного процесса (создание благоприятного
психологического климата, не допускать перегрузок и пр.).
Слайд 5
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) -
все те технологии, использование которых
в образовательном процессе идет на пользу здоровью учащихся
Слайд 6Анализ
современных образовательных технологий с точки зрения здоровьесбережения
Слайд 7Дидактоцентрические технологии
Субъект-объектные отношения не создают условия для самореализации
личности
Слайд 8Личностно-ориентированные технологии
В центре внимания – субъектный опыт учащихся и его
анализ и самоанализ,
содействуют развитию их индивидуальности, саморазвитию,
субъектно-субъектные отношения,
атмосфера творчества и успеха, доверия и поддержки
Слайд 9Авторитарные технологии
Жесткая организация учебного процесса,
подавление инициативы учащихся, принуждение,
могут
способствовать возникновению неврозов учащихся
Слайд 10Технологии сотрудничества
Приоритет личностных отношений,
индивидуальный подход,
нежесткое демократическое управление,
яркая гуманистическая направленность содержания
Слайд 11Объяснительно-репродуктивные технологии
В рамках этих технологий может частично реализоваться учет индивидуальных особенностей
учащихся
Не в состоянии обеспечить развитие и самореализацию учащихся
Слайд 12Программированное обучение
Дает возможность индивидуализировать темп обучения, учитывать уровень обученности
Относится к
дидактоцентрическим технологиям, используются, в основном, репродуктивные методы. Не создаются условия для самореализации личности.
Слайд 13Информационные технологии
Дают возможность индивидуализировать учебный процесс, для каждого обучаемого может строиться
рациональная стратегия обучения
Относится к дидактоцентрическим технологиям. Не создаются условия для самореализации личности
Слайд 14Технология построения учебного процесса на опережающей основе
Способствует эффективной подготовке учащихся к
восприятию нового материала, что снижает их тревожность
Может относиться к группе дидактоцентрических технологий и не решать проблемы самоактуализации личности
Слайд 15
Технология дифференцированного и индивидуализированного обучения
Позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся и
проектировать на этой основе педагогический процесс; ведет к снижению психологического травмирования учащихся
Может быть в группе дидактоцентрических, авторитарных технологий и вследствие этого препятствовать формированию самостоятельности, самореализации ребенка
Слайд 16Технология Л.В.Занкова
Осознание школьниками собственного учения (рефлексия)
Развитие всех учащихся, индивидуальный подход
Слайд 17Технология проблемного обучения
Развиваются творческие возможности учащихся; способствует решению проблемы самоактуализации
учащихся
Не в состоянии полностью обеспечить развитие и саморазвитие учащихся
Слайд 18Технология «Коллективные способы обучения»
Каждый ребенок в сменных парах и микрогруппах
включается в активную работу на весь урок. Создаются условия живого, непринужденного общения. Каждый ученик – субъект самообучения
Следует учитывать межличностные отношения в классе
Слайд 19Технология диалогового обучения
Благоприятна в плане организации общения, возникает эмоциональный контакт,
обратная связь, возникает взаимоуважение, взаимопонимание; создаются условия для создания благоприятного психологического фона
Возможно возникновение нервного напряжения для детей с ярко выраженными инертными особенностями, с замедленными нервными реакциями
Слайд 20Игровые технологии
Позволяют вписать учебный процесс в контекст реальной жизнедеятельности учащихся;
игра может быть средством преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении
Следует более внимательно относиться к детям с повышенной возбудимостью
Слайд 21Групповые технологии
Создается действенное общение,
возникает взаимопомощь,
формируются коммуникативные умения, умение
разрешать конфликты,
самоуважение;
Следует учитывать межличностные отношения, возможны негативные стороны соревнования
Слайд 22Сравнительная характеристика
индивидуального и личностно-ориентированного подходов
Слайд 23Цель использования
Индивидуальный подход:
на основе учета индивидуальных особенностей учащихся способствовать
формированию ЗУНов и социально-ценных качеств
Личностно-ориентированный подход:
на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности
Слайд 24Содержательные аспекты
Индивидуальный подход:
когнитивный, практико-операционный, аксиологический компоненты содержания образования
Личностно-ориентированный подход:
субъектный опыт учащегося, пути и способы его анализа и самоанализа, актуализации, обогащения и саморазвития
Слайд 25Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты
Индивидуальный подход:
приемы и методы, способствующие формированию
субъектно-объектных отношений
Личностно-ориентированный подход:
приемы и методы педагогической поддержки, доминирования субъектно-субъектных отношений
Слайд 26Критерии анализа и оценки эффективности
Индивидуальный подход:
обученность учащихся как сформированность
ЗУНов, и воспитанность как усвоение социально одобряемых норм и ценностей
Личностно-ориентированный подход:
развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт
Слайд 27Принципы личностно-ориентированного подхода
самоактуализации,
индивидуальности,
субъектности,
выбора,
творчества и успеха,
доверия и поддержки
Слайд 28Методы личностно-ориентированного подхода
диалога,
игровые,
рефлексивные,
педагогической поддержки,
диагностические,
создание ситуации выбора и успеха