Слайд 1Организация исследовательской деятельности школьников
Редкоплет С.В.
учитель химии и биологии, 2 кат
Слайд 2
То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством,
завтра он способен выполнять самостоятельно
Слайд 3Почему важна исследовательская деятельность школьников?
«Ум, хорошо устроенный, лучше, чем ум, хорошо
наполненный»
М. Монтень
Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь.
«Усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности»
О.Е. Лебедев
Из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10 – 15% будут актуальны через 20 лет.
Слайд 4 Научно-исследовательская
работа - что это:
очередная дань моде
или попытка
реформировать
школу?
Основополагающий вопрос
Академик Остроградский писал: «Хороший учитель
рождает хороших учеников». Современный учитель
является важнейший фигурой в организации
педагогического процесса. От его профессиональной
пригодности, педагогического мастерства, творчества,
готовности к инновационной деятельности зависит
эффективность педагогической системы.
Научно-исследовательская деятельность - это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.
Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить её такой, как сейчас, нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.
Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.
Слайд 6Исследовательский метод обучения –
это организация поисковой, познавательной деятельности
обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения.
Исследовательский метод:
организует творческий поиск и применение знаний;
обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску;
является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, самообразовании;
помогает детям исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
Слайд 7Исследовательская деятельность обучающихся
это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного.
может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке;
вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь;
способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся;
способствует формированию опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию, проведению анализа результатов, логичности знаний и умений.
Слайд 8Исследовательская деятельность
Наука
Образование
Использование научного метода
Объективность
Понятийный аппарат
Учет возрастных особенностей
Применение образовательных методов
Направленность на развитие
учащихся
Исследовательская работа
Шаг в личностном развитии
Р е з у л ь т а т
Слайд 9Главная цель исследовательского обучения
- формирование у учащихся способности
самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Слайд 10Познакомить учащихся с разными
активными видами деятельности
Приобретение участниками
навыков публичного выступления,
защиты своей работы перед аудиторией
Способствовать самоопределению младших школьников, выявлению их интересов, способностей, склонностей
Научить учащихся работать
с различными источниками информации
З
А
Д
А
Ч
И
Слайд 11Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
Первая ступень
– стимулирование интереса к исследовательской деятельности.
Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему.
Третья ступень – ситуация поисковой деятельности. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ребёнка.
Четвёртая ступень – ситуация научно – исследовательской деятельности. На этой ступени обучающийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий для их достижения.
Слайд 12Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик,
ему необходимо овладеть набором специфических умений:
обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»;
уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме;
уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей;
быть способным к выполнению функций координатора и партнёра;
уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение;
предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска.
Слайд 13
Задание
«Определение круга проблем»
в течение 5 минут определите проблематику использования
исследовательской деятельности в школе (не больше 3-4 проблем или трудностей)
Слайд 14Напишите ниже (за 3 минуты) три определения:
Деятельность – это …
Исследовательская деятельность
– это…
Слайд 15Задание
Проанализируйте приведённые (см. задание на листах) подходы и попробуйте дать
определение деятельности.
Инструкция:
В вашем определении должны найти отражение основные составляющие деятельности:
субъект, обладающий активностью,
объект, принимающий её и сам процесс, являющийся активным, осознанным, целенаправленным воздействием субъекта на объект.
В определении должен быть поставлен акцент на начальный момент деятельности -- её потребность. Помните, что потребность это предпосылка, энергетический источник деятельности.
Деятельность – это процесс, осуществляющий то или иное отношение человека к миру и формирующий таким образом свойства его личности. Под процессом понимается активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, осознанно взаимодействует на объект, и удовлетворяет таким образом свои потребности.
Слайд 16исследовательская деятельность
это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательских, творческих задач
под руководством учителя;
целенаправленный, планомерный, обоснованный поиск неизвестного ответа на заданный вопрос, представляющий научную или практическую проблему.
Слайд 17Научное исследование – это получение объективно нового результата, нового знания;
Исследовательские способности,
проявляются в умении познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы.
Слайд 18Задание
Б. Ф. Ломов высказывает по этому вопросу следующее: «На основании
существующих концепций можно в качестве основных «образующих» деятельности выделить следующие: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ (и концептуальная модель), принятие решения, действия, проверка результатов и коррекция действий»
Задание группам:
Основываясь на структуре предложенной Б. Ф. Ломовым, определите основные базовые элементы деятельности.
Мотив, цель, план, действия, проверка результатов и коррекция действий
Слайд 19Формы исследовательской деятельности
Текстовые работы
Доклад
Стендовый
доклад
Рецензия
Реферат
Компьютерные
презентации
Литературный
обзор
Видеофильм
Проект
Слайд 20Поиск информации
Продукт
Презентация
Планирование
Этапы работы над проектом
Проблема
Слайд 22
выбор темы
изучение теоретического материала
выделение проблемы, постановка цели и задач исследования
формулировка рабочей
гипотезы
освоение методики исследования
сбор экспериментального материала
обработка материала
обобщение, анализ, выводы
представление
исследовательской работы
Этапы исследовательской деятельности:
Слайд 23 Тема – ракурс, в котором
рассматривается проблема.
Темы исследований
теоретические
эмпирические
ОРИЕНТИРОВАНЫ НА РАБОТУ ПО
ИЗУЧЕНИЮ И ОБОБЩЕНИЮ
ФАКТОВ, МАТЕРИАЛОВ,
СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫХ
ИСТОЧНИКАХ
проведение
собственных
наблюдений и
экспериментов
Слайд 24фантастические - темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
эмпирические
– темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов.
теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Темы исследований
Слайд 25
Задание “Тема одна – сюжетов много”.
Придумайте как можно больше сюжетов на
одну и ту же тему. Например, тема “Осень”.
Слайд 26Основные критерии
выбора темы
1. Тема должна представлять интерес для учащегося.
2. Тема
должна быть интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам учитель занят исследовательской работой
3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
Слайд 27Требования к формулировке темы
1.Тема должна быть сформулирована по возможности
лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
2. Тема должна быть понятна не только учителю,
но и ученику.
3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.
Тема – это визитная карточка исследования
Слайд 28Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта
(по методике А.И.Савенкова):
Правило 1.Тема
должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
Правило 3. Учитывая интересы учащихся, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей.
Правило 8. Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные.
Слайд 29Задание
используя собственный опыт и знания по предмету, аргументировано
выберите тему предстоящего
ученического исследования (5 минут).
Запишите выбранную тему
исследования.________________________________________________________________________________________________________
По два представителя каждой группы, с наименьшим
педагогическим стажем перейдите по часовой стрелке в соседнюю
группу. В дальнейшем Вы будете играть роль учеников, а остальные
учителей.
Во вновь образованных группах учителя должны принять тему, предложенную учениками, либо аргументировано отклонить ее и предложить свою. Запишите согласованную тему исследования.
Слайд 30
То что исследует
автор
То, какая сторона
объекта
привлекает
внимание автора
Предполагаемый
результат
научного
исследования
Действия,
которые
обеспечат автору
достижение цели
Объект
Предмет
Цель
Слайд 31КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ?
Объект — это процесс или явление,
порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки.
Слайд 32Объект – это всегда то, что изучают, а предмет – с
какой стороны будут изучать.
Пример
Тема: сварочные швы газопроводных труб
Объект исследования - труба газопровода.
Предмет исследования - сварной шов данной трубы, который исследуется для обеспечения большей производительности сварки при сохранении качества изделия.
Слайд 33Задание определите предмет
Тема : «Влияние межличностных отношений между учеником и педагогом
на успеваемость учащегося в учебно-образовательный процессе ОО».
Объект: учебно-образовательный процесс
Предмет-
Слайд 34Целеполагание как компонент структуры исследования
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ — это предполагаемый (предвосхищенный) результат
научного процесса и его отношение либо к общественной практике, либо к развитию самой науки.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ — направления, решения которых обеспечит автору достижение
поставленной им цели
Слайд 35РЕЧЕВЫЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ЭКСПЛИКАЦИИ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
Цель работы — установление, выявление,
описание…
• Цель работы состоит (в чём?)…
• Цель настоящего исследования мы видим в следующем…
• В задачи исследования входит…
• Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи…
Задачи исследования – выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой
Слайд 36Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь
при завершении своей работы
При экспликации цели и задач исследования используйте
аналогичные грамматические структуры; начинайте формулировки
с одних и тех же частей речи в одной и той же форме.
при формулировании задач работы использовать глаголы, такие как описать, выявить, проанализировать, провести сравнительный анализ, систематизировать, обобщить и т.д.
– количественные задачи (отвечающие на вопрос “Сколько?”);
– количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”);
– качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”);
– функциональные задачи (отвечающие на вопросы “Для чего?” или “Зачем?”);
– задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”);
– задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”).
Слайд 37
Задание
определите не верно поставленные задачи и перефразируйте.
1) описание понятия «ложные
друзья переводчика» и традиции их исследования в языкознании;
2) сделать вывод о возможных трудностях в изучении русского и эстонского языков как иностранных, вызванных межъязыковой омонимией;
3) анализ «ложных друзей переводчика» и их классификация (по степени семантических расхождений).
Слайд 38После правки:
1) описать понятие «ложные друзья переводчика» и традицию их исследования
в языкознании;
2) сделать выводы о возможных трудностях в изучении русского и эстонского языков как иностранных, вызванных межъязыковой омонимией;
3) проанализировать «ложные друзья переводчика» и представить их классификацию (по степени семантических расхождений).
Слайд 39.
Задание
А) Прочитайте фрагмент из работы ученика основной школы (сохранена орфография
автора работы).
Оцените выбор темы; отметьте достоинства и недостатки. Исправьте формулировку темы работы.
Б) Прочитайте список замечаний к работе (справа). Дополните его.
В) В представленной работе не разграничены цель и задачи. Подумайте, как может быть сформулирована цель
(конечный результат) этой работы
Слайд 40Задание
Прочитайте фрагмент из работы ученика основной школы (сохранена орфография
автора работы).
Исправьте грубые ошибки в выборе темы, постановке цели и задач.
Слайд 41Гипотеза исследования
Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и
не подтверждённая опытом.
Гипотеза в психолого-педагогическом исследовании — это предположительный ответ на цель и задачи исследования
Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis – основание, предположение, суждение, которое выдвигается для объяснения какого-либо явления.
Обычно гипотезы начинаются словами:
Предположим…
Допустим…
Возможно…
Что, если…
Если, то…
Слайд 42Организация исследования
(Как составить план работы?)
Для этого надо определить , какими методами
можно пользоваться, а затем выстроить их по порядку.
Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.
Подумать самостоятельно;
Посмотреть книги о том, что исследуешь;
Спросить у других людей;
Познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования;
Обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет;
Понаблюдать;
Провести эксперимент.
Слайд 43 Методы исследования
Моделирование
Абстрагирование
Анализ и синтез
От простого к сложному
Наблюдение
Сравнение
Эксперимент
Тестирование
Интервьюирование
Статистические
Сетевое модели
–
рование
Программирование
Визуализация
Метод — это совокупность способов и приемов развития научного знания. Методы исследования должны быть определены уже на этапе формирования гипотезы.
Слайд 44Посмотреть книги о том, что исследуешь
Начать работу нужно с энциклопедий и
справочников. Информация в них выстроена по принципу: «Кратко, точно, доступно обо всём».
Слайд 45Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования,
можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
Слайд 46Обратиться к компьютеру
Сегодня ни один учёный не работает без компьютера –
верного помощника современного исследователя. Это и Интернет и различная информация на компакт-дисках.
Слайд 47Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний – наблюдение. Для наблюдений
человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, приборы ночного видения. Всё это можно использовать в исследованиях.
Слайд 48Провести эксперимент
Эксперимент (от латинского слова experimentum) – проба, опыт. Это самый
главный метод познания в большинстве наук. Провести эксперимент – значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента.
Слайд 49 Принято считать,
что оформление –
незначительный, чисто формальный этап создания рукописи научного исследования.
На самом деле, это не так.
Оформление результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике - это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.
Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (на конкурс).
Оформление научно -
исследовательской работы
Слайд 50Подготовка к защите исследовательской работы
1. Выделить из текста основные понятия и
дать им определения.
2. Классифицировать (разбить на группы) основные предметы, процессы, явления и события.
3. Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы.
4. Выстроить по порядку (ранжировать) основные идеи.
5. Предложить примеры, сравнения и сопоставления.
6. Сделать выводы и умозаключения.
7. Указать возможные пути дальнейшего изучения.
8. Подготовить текст сообщения.
9. Приготовить рисунки, схемы, чертежи и макеты.
10. Приготовиться к ответам на вопросы.
Слайд 51Методические рекомендации ученику.
Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его,
привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
Выполняй проект в следующем порядке:
Выбери с помощью родителей и учителя тему;
Подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы, телепередачи и т.д.)
Планируй весь объем работы и организацию ее выполнения с помощью учителя;
Выполни теоретическую и практическую части проекта;
Внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;
Напечатай графическую часть проекта;
Подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполняя для защиты демонстрационные наглядные материалы;
Защити проект;
Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок.
Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.
Думай о том, как твоя работа пригодиться тебе в будущем, старайся связать ее с выбранной профессией.
Учитывай традиции и обычаи округ и города, в котором ты живешь.
Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.
Используй знания по любым предмеам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.
Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.
Слайд 52Советуем почитать
Андреев И. Д. Научная теория и методы познания. М., 1975.
Арнольд
И. В. Основы научных исследований в лингвистике. 3-е изд. М., 2011.
Безрукова В. С. Как писать реферат, курсовую, диплом. СПб., 2004.
Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М., 2001.
Зиновьев А. А. Логика науки. М., 1971.
Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. М., 2007.
Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции «Организация исследова-тельской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения» (2-3 ноября 2011 г.). Томск, 2011.
Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М., 1999.
Сабитов Р. А. Основы научных исследований. Учебное пособие. Челябинск, 2002.
Скворцов П. М. Исследовательская деятельность учащихся при работе в полевых условиях //Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и вузе. М., 1997. С. 44-49.
Скворцов П. М. Организация внеклассной работы по развитию у школьников 7-8 классов исследовательских умений // Научные труды МГПУ. Серия: Естественные науки. М., 1999. С. 287-288.
Хожемпо В. В. Культура личной работы: Курс лекций. Ч. 1. М., 2002.
Интернет-порталы:
Исследователь.ru URL: http://www.researcher.ru/index.html
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика».
URL: http://portfolio.1september.ru/
Слайд 53
Прекрасен мир, в котором мы живём!
Но хрупок он, и сохранить
его так важно!
Прекрасный мир умрет, и мы умрем.
Спасём же мир, в котором мы живём!
Слайд 54Опираясь на свой опыт и знания о структуре исследовательской работы, выполните
этапы исследовательской работы и проведите имитацию исследования по выбранной теме.
Определите категориальный аппарат.
Подготовьте презентацию Вашей работы в удобной для Вас форме.
Подготовьте докладчика для защиты вашего исследования.
Обратите внимание на план работы и определите, на каком этапе мы сейчас с Вами находимся?
Слайд 55
Формула трёх "У"
У
уверенность
успех
удовольствие