Слайд 1ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА_ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ»
Организация и содержание деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
Педагог-психолог Крайсман В.А.
Слайд 2
ПМПк в своей деятельности руководствуется:
Конвенцией ООН о правах ребёнка.
Ст. 50
Закона РФ «Об образовании».
Письмом Минобразования России от 27.03.2000 г.
№ 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Уставом образовательного учреждения.
Договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся.
Договором между ПМПК и ПМПк .
Слайд 3Примерный приказ о создании ПМПк
В целях обеспечения эффективной
работы с детьми, нуждающимися в комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи, на основании письма Минобразования России от 27.03.2000 г. № 2/901- 6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
Приказываю:
Создать психолого-медико-педагогический консилиум в составе:
__________________________________________________________________________________
(перечень сотрудников консилиума с указанием специальности)
Назначить председателем ПМПк ______________________________________________________
(Ф.И.О. председателя с указанием специальности)
Председателю психолого-медико-педагогического консилиума вменить в обязанности организацию работы консилиума в соответствии с Положением о деятельности психолого-медико-педагогического консилиума.
План и график работы ПМПк утвердить (прилагается).
Производить оплату работы в составе консилиума за счёт ________________________________
Специалистам вести учетную документацию психолого-медико-педагогического консилиума
в соответствии с Положением о психолого-медико-педагогическом консилиуме.
Контроль за выполнением приказа оставляю за собой.
Директор ОУ
Слайд 4Цель ПМПк
Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.
Слайд 5Основные задачи ПМПк
Выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии.
Профилактика перегрузок
и срывов ребёнка.
Выявление резервных возможностей развития ребёнка.
Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи.
Подготовка и ведение документации, отражающей уровень актуального развития ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности.
Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, оценка её эффективности.
Организация взаимодействия между педагогическим составом образовательного учреждения и специалистами,участвующими в деятельности ПМПк.
Слайд 6Основные функции ПМПк
Проведение углублённого психолого-медико-педагогического изучения ребёнка на протяжении всего периода
его обучения в образовательном учреждении.
Диагностика и выявление индивидуальных особенностей личности, определение возможностей коррекции.
Обеспечение общей и индивидуальной коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов.
Создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса.
Слайд 7Состав ПМПк
заместитель руководителя образовательного учреждения по УВР;
учитель
учитель-дефектолог
учитель-логопед
педагог-психолог
социальный
педагог
воспитатель
врач-педиатр (невропатолог, психиатр)
медицинская сестра.
Слайд 8Деятельность специалистов
Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально.
По данным обследования каждым специалистом
составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На заседании ПМПК обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом и составляется коллегиальное заключение ПМПк.
Слайд 9Договор между ОУ (в лице руководителя) и родителями
(законными представителями) обучающегося
ОУ о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
Слайд 10Документы для представления
на ПМПк
выписка из истории развития ребёнка;
педагогическое представление на
ребёнка;
заключения специалистов;
рабочие тетради по основным предметам , рисунки и другие результаты самостоятельной деятельности (при необходимости).
Слайд 11 Документация ПМПк
годовой план и график плановых заседаний ПМПк;
список специалистов
консилиума;
журнал записи детей на ПМПк;
журнал регистрации заключений, рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк;
карты (папки) развития ребёнка;
журнал регистрации архива ПМПк
архив ПМПк.
Слайд 12Заседания ПМПк
Плановые:
определение путей психолого-педагогического сопровождения ребёнка;
выработка согласованных решений
по определению образовательного маршрута ребёнка;
динамическая оценка состояния ребёнка и коррекция ранее намеченной программы.
Слайд 13Заседания ПМПк
Внеплановые:
решение вопроса о принятии каких-либо необходимых экстренных мер по выявленным
обстоятельствам;
изменение ранее проводимой коррекционно-развивающей программы в случае её неэффективности.
Слайд 14ДОГОВОР
о взаимодействии ПМПК и ПМПк образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные
обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК) и ПМПк ОУ_____________________________________________________________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется:
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях:
— при возникновении трудностей диагностики;
— в спорных и конфликтных случаях;
— при отсутствии в данном ОУ условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи.
2. Информировать ПМПК соответствующего уровня:
— о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи;
— о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного ОУ
— об эффективности реализации рекомендаций ПМПК.
ПМПК обязуется:
1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк ОУ, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования.
2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК.
3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации.
4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка.
Руководитель образовательного учреждения
____________________ (подпись)
Председатель ПМПк
____________________ (подпись)
М.П.
Заведующий ПМПК
____________________ (подпись)
М.П.
Слайд 15Примерный перечень документов
при направлении ребёнка на ГПМПК, ЦПМПК.
Направление на ЦПМПК.
Свидетельство
о рождении ребёнка.
Заключение психиатра.
Предыдущее заключение ЦПМПК (при повторном осмотре).
Амбулаторная медицинская карта ребёнка из поликлиники с данными осмотров узких специалистов: хирурга, окулиста, невролога, лор-врача, сурдолога (при оформлении в школу детей с патологией органов речи и слуха окулиста, невролога, лор-врача, сурдолога).
Документ, подтверждающий инвалидность (если таковая имеется).
Страховой медицинский полис (название, номер).
Психолого – педагогическая характеристика.
Табель успеваемости, тетради с контрольными работами по русскому языку и математике, рисунки.
Слайд 16 Направление
Я, директор МОУ «………… школа» Ф.И.О. директора уполномочиваю
классного руководителя … класса Ф.И.О. учителя на основании письменного соглашения с родителями ученика(цы) … класса, представить его(её) для комплексного обследования на ЦПМПК, включая врача-психиатра.
Дата ____________________
Директор школы ___________________ (Ф.И.О.)
Печать
Соглашение
Я, Ф.И.О.(матери), Ф.И.О.(отца), доверяю администрации школы представить моего ребёнка, Ф.И. ребёнка, для комплексного обследования на ПМПК в связи с ……….
Дата __________________
Подпись (мать)________________
(отец)________________
Слайд 17Характеристика
На ученика …класса Ф.И.О., дата рождения, адрес.
Характеристика семьи:
Ф.И.О. родителей, их место работы; состав семьи, условия проживания, выполнение родительских обязанностей.
История обучения ребёнка: регулярность и длительность посещения ОУ (занятия со специалистами – логопед, психолог, дефектолог); по какой программе идет обучение, было ли дублирование.
Особенности познавательной деятельности: развитие внимания, памяти (запоминание, сохранение), мышления (умение устанавливать смысловые связи, видеть главное, самостоятельно обобщать классифицировать, сравнивать предметы и явления, делать выводы), запас общих знаний и представлений о себе и окружающем мире.
Объём школьных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программы: математика, русский язык, чтение.
Интересы ребёнка в школе и вне её. Общение со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоционально-волевой сферы.
Дата:
Директор школы:
Учитель:
Выписка из медицинской карты ребёнка.
Особенности протекания беременности и родов.
Раннее развитие ребёнка: в каком возрасте начал сидеть, ползать, ходить. Когда начал произносить первые слова, предложения.
Соматическое состояние ребёнка до 3 лет, перенесенные заболевание, травмы, операции.
Состояние слуха, зрения.
Страховой медицинский полис (название, номер).
Дата:
Подпись врача:
Печать:
Слайд 18
Медицинское представление
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________
Школа _________________ класс _________________________________________________________
Краткий анамнез
____________________________________________________________________
Перенесенные заболевания_____________________________________________________________
Обследование педиатра (подросткового врача)____________________________________________
Обследование психиатра ______________________________________________________________
* Состоит на учете у специалистов:
ревматолога ___________________________________________________________________________
невропатолога __________________________________________________________________________
отоларинголога __________________________________________________________________________
офтальмолога ___________________________________________________________________________
нефролога ______________________________________________________________________________
гастроэнтеролога_________________________________________________________________________
ортопеда _______________________________________________________________________________
ортодонта _______________________________________________________________________________
аллерголога _____________________________________________________________________________
эндокринолога ___________________________________________________________________________
Основное заболевание ___________________________________________________________________
Группа здоровья _________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________________________
М.П
Подпись врача ______________________
Дата _____________________________
* При необходимости: заключения специалистов, у которых ребенок стоит на учете.
Слайд 19Педагогическое представление
на консилиум
Фамилия, имя ребенка______________________________ Дата рождения________________
Школа _________________________________ класс ___________________________________
Общие сведения
о ребенке ________________________________________________________
Сфера нарушения адаптации:
сложности обучения______________________________________________________________
трудности усвоения норм поведения _______________________________________________
эффективность контактов ________________________________________________________
позиция учащегося в коллективе ____________________________________________________
Обстоятельства, отрицательно влияющие на процесс адаптации _________________________
Сформированность учебных навыков:
математика ____________________________________________________________________
русский язык____________________________________________________________________
чтение (литература)_______________________________________________________________
Трудности, возникающие в процессе учебной деятельности:
— при устных и письменных ответах на уроке ______________________________________
— в процессе усвоения нового или повторения изученного материала __________________
— при подготовке домашних заданий _______________________________________________
— причины возникающих трудностей _______________________________________________
Успеваемость по основным предметам:
Математика _______________ русский язык ___________ чтение (литература)_____________
Характеристика эмоционального состояния в учебной ситуации ________________________
Заключение ____________________________________________________________________
Рекомендации по обучению ______________________________________________________
Дата _______________________________ Подпись педагога ___________________________
Слайд 20Дефектологическое представление
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________
Школа _________________ класс________________________________________________________________________________________________________________
Эмоциональное реагирование
в ситуации обследования ____________________________________________________________________________________________
Развитие общей и мелкой моторики _____________________________________________________________________________________________________________
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно _________________________________________________________________________
Обучаемость - восприимчивость к помощи (стимулирующая, направляющая, обучающая помощь)________________________________________________________
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций ____________________________________________________________________
Темп работы _________________________________________________________________________________________________________________________________
Работоспособность ___________________________________________________________________________________________________________________________
Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация __________________________________________________________________________________________
Сформированность пространственно-временных __________________________________________________________________________________________________
Особенности восприятия ______________________________________________________________________________________________________________________
Особенности внимания ________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности памяти __________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления _______________________________________________________________________________________________________________________
Особенности конструктивной деятельности ______________________________________________________________________________________________________
Общая характеристика речевого развития ________________________________________________________________________________________________________
Сформированность учебных навыков:
Математика:
сформированность понятий числа, числовой последовательности ____________________________________________________________________________________
вычислительный навык ________________________________________________________________________________________________________________________
навык решения задач__________________________________________________________________________________________________________________________
характерные ошибки __________________________________________________________________________________________________________________________
Русский язык:
навык каллиграфического письма _______________________________________________________________________________________________________________
навык орфографического письма под диктовку ___________________________________________________________________________________________________
списывание текста____________________________________________________________________________________________________________________________
выполнение грамматических заданий ___________________________________________________________________________________________________________
характерные ошибки _________________________________________________________________________________________________________________________
Чтение:
темп чтения _________________________________________________________________________________________________________________________________
способ чтения________________________________________________________________________________________________________________________________
понимание прочитанного______________________________________________________________________________________________________________________
навыки работы с текстом ______________________________________________________________________________________________________________________
характерные ошибки __________________________________________________________________________________________________________________________
Общая характеристика учебной деятельности _____________________________________________________________________________________________________
Заключение _________________________________________________________________________________________________________________________________
Планируемые мероприятия специалиста _________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ______________________________________________________ Подпись специалиста __________________________________________________
Слайд 21Психологическое представление
Фамилия, имя ребенка ______________________________________________ Дата рождения ________
Школа _________________ класс___________________________________________________________
Жалобы родителей
_______________________________________________________________________
Жалобы педагогов _______________________________________________________________________
Сведения о семье ________________________________________________________________________
Особенности поведения, общения, привычки _________________________________________________
Сформированность социально-бытовой ориентировки _________________________________________
Ведущая рука ____________, нога _______________, ухо ____________, глаз ______________________
Характеристики деятельности:
Мотивация ______________________________________________________________________________
Критичность _____________________________________________________________________________
Работоспособность ________________________________________________________________________
Темп деятельности ________________________________________________________________________
Особенности внимания _____________________________________________________________________
Особенности памяти _______________________________________________________________________
Характеристика интеллектуального развития ___________________________________________________
Сформированность представлений о пространственных и временных отношениях ___________________
Особенности конструктивной деятельности, графической деятельности, рисунка _____________________
Характерные ошибки:
при письме _________________________________________________________________________________
при чтении _________________________________________________________________________________
при счёте ___________________________________________________________________________________
Эмоционально-личностные и мотивационно-волевые особенности __________________________________
Заключение _________________________________________________________________________________
Рекомендации _______________________________________________________________________________
Дата обследования _________________________ Подпись специалиста _______________________________
Слайд 22Логопедическое представление
Фамилия, имя ребенка __________________________________ Дата рождения ___________
Школа _______________________________________________класс_____________________
Краткий анамнез раннего
речевого развития _________________________________________
Речевая среда и социальные условия _______________________________________________
Общая и мелкая моторика_________________________________________________________
Артикуляционный аппарат ________________________________________________________
Устная речь:
общее звучание речи _____________________________________________________________
понимание речи__________________________________________________________________
активный словарь________________________________________________________________
грамматический строй речи ________________________________________________________
слоговая структура речи __________________________________________________________
звукопроизношение ______________________________________________________________
фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез _________________________________
связная речь _____________________________________________________________________
темп и плавность речи ____________________________________________________________
Письменная речь:
чтение _________________________________________________________________________
письмо _________________________________________________________________________
Заключение _____________________________________________________________________
Рекомендации ____________________________________________________________________
Дата ____________________________ Подпись специалиста __________________________
Слайд 23Представление социального педагога
на консилиум
Фамилия, имя ребенка _______________________________ Дата рождения ________________
Школа ____________________________________________
класс _________________________
Характеристика семьи ____________________________________________________________
1) Тип семьи______________________________________________________________________
2) Характер взаимоотношений родителей с ребенком ___________________________________
3) Характер взаимоотношений родителей со школой ___________________________________
Отношение ребенка к учебной деятельности ___________________________________________
— мотивы учения __________________________________________________________________
Трудности, испытываемые ребенком в школе _________________________________________
Положение в классном коллективе:
— позиция учащегося _____________________________________________________________
— стиль общения с окружающими ___________________________________________________
Самооценка ребенка ________________________________________________________________
Направленность интересов _________________________________________________________
Социальный опыт ребенка ___________________________________________________________
В случае конфликтной ситуации в семье:
— причина возникновения конфликта _________________________________________________
— что, по мнению родителей, могло бы предотвратить конфликт __________________________
В случае конфликтной ситуации в школе:
— причина возникновения конфликта _________________________________________________
— какие действия предпринимались с целью выхода из конфликта со стороны:
родителей _________________________________________________________________________
педагогов __________________________________________________________________________
учащегося ________________________________________________________________________
Заключение ________________________________________________________________________
Рекомендации ______________________________________________________________________
Дата ___________________________ Подпись специалиста _____________________________
Слайд 24Заключение
психолого-медико-педагогического консилиума
Дата _______________________
Фамилия _____________________ Имя ____________________________________________________
Дата рождения _______________ школа
____________ класс _________________________________
Адрес _____________________________________________телефон____________________________
Фамилия, имя, отчество родителей _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Кем направлен на ПМПк _______________________________________________________________
Причина обращения __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Заключение ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Приложение:
1. Медицинское представление. Специалист ______________________ Дата ______________________
2 Дефектологическое представление. Специалист _________________ Дата ______________________
3. Психологическое заключение. Специалист _____________________ Дата ______________________
4. Педагогическое заключение. Педагог ________________________ Дата ______________________
5. Логопедическое заключение. Логопед _________________________ Дата ______________________
6. Заключение социального педагога. Специалист _________________ Дата ______________________
Другие документы, представленные на консилиум __________________________________________
Председатель ПМПк ___________________________________________________________________
Члены ПМПк: (специальность, подпись) ___________________________________________________
М.П. Дата проведения ПМПк ________________________
Слайд 25Права специалистов ПМПк
Специалисты имеют право:
Вносить администрации образовательного учреждения предложения по обеспечению
профилактики физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организации лечебно-оздоровительных мероприятий и созданию психически адекватной образовательной среды;
вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам;
выбирать и использовать методические средства в рамках своей компетенции и квалификации.
Слайд 26Обязанности специалистов ПМПк
Специалисты обязаны:
руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными
нормами;
сохранять конфиденциальность сведений, неадекватное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенку и его семье;
не реже одного раза в квартал вносить в карту развития ребенка сведения об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций;
защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей).
Слайд 27Статистический отчет деятельности ПМПк
- данные по обеспеченности школьного Консилиума специалистами;
-
количество детей, прошедших консилиум за отчетный период;
- основные выявленные проблемы детей;
- основные рекомендации специалистов;
- сведения о направлении детей в другие инстанции;
- анализ трудностей, встречающихся в деятельности консилиума.