Слайд 2 Термин «инклюзивное» в переводе с английского означает «включенное, вовлеченное».
Инклюзия - это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий.
Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей.
Слайд 3 Есть также понятие интегрированное образование. Оно в отличие
от инклюзивного касается только сферы обучения. Инклюзивное же образование охватывает процесс развития и воспитания ребенка в целом, вовлечение его в социум.
В международной практике старый термин «интегрированное образование», описывающий данный процесс только в отношении детей с особенностями психо-физического развития, был заменен термином «инклюзивное образование», описывающий данный процесс в отношении всех детей. Инклюзивное образование — подход, в центре которого находится ребенок и его разнообразные образовательные потребности.
ЮНЕСКО понимает инклюзию как “позитивную реакцию на разнообразие учащихся и восприятие их индивидуальных отличий не как проблемы, а как возможность обогатить учение».
Слайд 4 В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
-исключает
любую дискриминацию детей,
-обеспечивает равное отношение ко всем людям,
-создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 -30% от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Не дети терпят неудачу, а система исключает детей! Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.
Слайд 5 В развитых странах ИО закреплено законодательно, поддерживается многими международными организациями (например,
ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ). Как показывает опыт других государств, дети с ОВР, которые учатся в обычных школах, получают более качественное образование. Они более общительны, открыты, лучше приспособлены к жизни в обществе, нежели те, которые учатся дома или в специальных школах.
Например, в США, а также некоторых европейских странах уже имеется положительный опыт такого образования. Последняя редакция федерального закона США "Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья" поддерживает практику инклюзии и ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Он поощряет преподавателей и специалистов разных профилей работать вместе на благо учащихся с особенностями развития
Слайд 6 В Казахстане общие принципы и нормы Конвенции ООН о
правах ребенка включены в Конституцию Республики Казахстан, Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы РК.
Был принят целый комплекс законов, основной сферой применения которых стали права и интересы детей: «О правах ребенка в Республике Казахстан», «Об образовании», «Об охране здоровья граждан», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О детских деревнях семейного типа и домах юношества», «О браке и семье», «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности», а также другие нормативные правовые акты.
Слайд 7 Законодательная база ИО
Конституция Республики Казахстан
Конвенция ООН о правах ребенка
Послание
Президента страны народу Казахстана «Казахстан – 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев» 11 октября 1997 г.
Законы Р К «Об образовании» (2007 г.), «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» ( 2002 г.), «О правах ребенка в РК» (2002 г.)
Указ Президента Р К от 11 октября 2004 года №1459 «О Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы» Постановление Правительства Р К от 21 декабря 2007 года № 1245 «Об утверждении Программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы
Слайд 8 На начало 2007 года численность населения в республике
в возрасте до 18 лет составила 4 922 715 детей.
В республике выявлено более 150 тыс. детей с ограниченными возможностями. Для обеспечения эффективного доступа детей данной категории к получению образования в республике действует 101 специальная коррекционная организация образования, где обучаются 17 030 детей, что составляет лишь 23,3% от общего их числа. Несмотря на то, что в республике система специального образования последовательно расширяется, еще не все нуждающиеся дети имеют доступ к нему. В настоящее время в общеобразовательных школах республики обучаются около 65 тыс. детей, которые не получают своевременную квалифицированную помощь специалистов. Только в 766 специальных классах общеобразовательных школ созданы условия для обучения 6883 детей с интеллектуальными нарушениями и задержкой психического развития.
Имеет место острая нехватка учебников и учебно-методических пособий, специальных технических средств обучения для детей с недостатками слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
Слайд 9в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями
здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах эти дети нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с ОВР остаются специальные (коррекционные) организации образования.
Слайд 10 Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном
объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Существование обычных школ с установкой на инклюзию – самый эффективный способ борьбы с дискриминацией, формирования добрых отношений в школьных сообществах, построения общества, приемлемого для всех и обеспечения возможности всеобщего образования (Декларация Саламанки, 1994 г).
Слайд 11 Обоснование необходимости инклюзивного образования:
обязательства по правам человека и правам
детей должны рассматриваться в равной степени;
все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения;
есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо. Если методы инклюзивного образования будут разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, образование в школе сочетается с проживанием в семье;
социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;
в нашей стране рынок образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно ограничен, в малых городах и селах дети-инвалиды нередко остаются вне системы образования по сугубо экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей-инвалидов остаются специальные (коррекционные) образовательные учреждения.
Слайд 12Принципы ИО
ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
дети
ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей); все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами детских сообществ и общества в целом;
Слайд 13индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми,
кто может оказать такую поддержку;
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге.
Слайд 14Включение – это не интеграция:
Включение – это больше, чем интеграция
Молодые
люди учатся вместе в обычной школе
Специалисты приходят помогать детям с ОВР
Обычные школы изменяются
Внимание на возможности и сильные стороны ребенка с ОВР
Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
Дети с ОВР получают возможность жить вместе с родителями
Дети с ОВР получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
Взгляды и мнения молодых людей с ОВР становятся важными для окружающих
Слайд 15Важные составляющие инклюзии:
Разработка и поддержка соответствующей инклюзивной практики
Всестороннее планирование ИО
– учет как потребностей, специальных условий, осуществление поддержки, необходимых ученику и учителям для достижения успеха.
В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
Включение родителей
Формирование понимания инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников - ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие школьные работники для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Обучение всего персонала школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Слайд 16 Неверные представления об инклюзии:
Представление, что присутствие в школе ребенка
с ОВР само по себе достаточно.
Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать.
Фокусирование не на целях, а на действиях.
Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка.
Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию в школьном процессе.
Слайд 17Представление, что присутствие детей с ОВР негативно влияет на учебные достижения
обычных школьников. Как отмечают американские специалисты, это утверждение не подкрепляется никакими фактами. В действительности родители, учителя и дети приводят множество свидетельств того, что условия инклюзивных школ положительно сказываются на учебных показателях. К примеру, на пользу всем детям явно идут некоторые особенности таких школ: хорошая оснащенность оборудованием и наглядными пособиями; меньшие размеры классов; наличие врачей (например, специалиста по лечебной физкультуре) и специалистов по проблемам обучения, которые помогают педагогам общего образования адаптировать их методы преподавания к особенностям отдельных учеников.
Слайд 18 Существующие проблемы ИО:
пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной
поддержки; нормативно-правовой документации, например, объем доплат специалистам, работающим в сфере инклюзивного образования.
острый дефицит квалифицированных кадров - педагогов-дефектологов, психологов, воспитателей и социальных педагогов, недостаточным уровнем их подготовки; встает вопрос педагогической компетентности и применения гибких образовательных технологий. Сегодня далеко не все учителя могут работать с такими детьми…
низкая зарплата и непрестижность профессии педагога-дефектолога, хотя еще в недавнем прошлом эти специалисты считались элитой педагогического сообщества;
отсутствие необходимого материально-технического обеспечения школ. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к учреждениям образования и здравоохранения, жилым зданиям и транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Слайд 19 Не каждая школа может себе позволить содержание профильных
специалистов – сурдопедагогов, олигофренопедагогов и других, приобрести специальное оборудование, к примеру, компьютеры с клавиатурой Брайля для детей с нарушениями зрения. К тому же далеко не во всех школах есть пандусы для инвалидов и специальные туалеты.
до сих пор не создана единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи. И только немногие дети с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, получают коррекционно-педагогическую помощь в раннем возрасте (как правило в крупных городах). Практика показывает, что более половины детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, могут обучаться в общеобразовательных учреждениях, а не в специальных (коррекционных) школах или классах, затраты на обучение в которых значительно выше;
большинство учителей и директоров школ мало знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей с ограниченными возможностями в процесс обучения в обычных классах
Слайд 20государственная система дополнительного образования не ориентирована на работу с детьми с
ОВР. Практика показывает, что такие дети способны заниматься в драматических и танцевальных кружках и спортивных секциях, участвовать в конкурсах и олимпиадах, реализовывать себя в живописи и музыке. В этих случаях школьники с ограниченными возможностями в развитии испытывают меньшее чувство неполноценности, психологического дискомфорта, впоследствии легче интегрируются в общество;
особое внимание необходимо уделить работе с детьми общеобразовательных школ, как наиболее "открытой" и способной к диалогу части общества. Важно, чтобы у них уже с раннего возраста сформировалось правильное представление о людях с инвалидностью, чтобы они не боялись их.
Слайд 21имеют место негативное отношение к детям -инвалидам со стороны населения, в
т.ч. родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок общался с такими ребятами, это непринятие закладывается в детях самими родителями.
дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;
родители детей -инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Многие родители детей-инвалидов пока просто не готовы к инклюзивному образованию;
реальные физические возможности ребёнка с ОВР не всегда позволяют обучаться в условиях общеобразовательных школ. В школах бывает по пять-шесть уроков, так что к концу дня дети-инвалиды обычно начинают чувствовать утомление и недомогание.
Слайд 22дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми ;
большинство учителей и
директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах.
Главная задача состоит в том, чтобы сделать все школы и учреждения более дружелюбными по отношению к детям с ограниченными возможностями. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании.
Слайд 23 Международный опыт показывает , что развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная
стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.
Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как «школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»), «требует решений со значительной степенью риска, решений, которые … пойдут против устоявшихся привычек, вызовут оживленные дискуссии и приведут к разногласиям.
Слайд 24 В современных условиях важнейшей задачей является выявление всех заинтересованных сторон
с их интересами и потребностями. Все трудности, сомнения, опасения, недоумения, недоразумения, чувство замешательства всех заинтересованных (а также незаинтересованных) лиц необходимо выявить и обозначить.
Нельзя допустить, чтобы потребности и нужды какой-либо группы детей (например, детей с особенностями развития, детей-инвалидов) или профессиональные стереотипы (например, профессиональные стереотипы дефектологов) доминировали при разработке программ и проектов, направленных на развитие системы инклюзивного образования в нашей стране.
Слайд 25 Актуальной задачей является выявление, культурное оформление, осмысление и пропаганда имеющегося
опыта интегративного образования детей с особенностями развития и изучение и пропаганда международного опыта развития системы инклюзивного образования. Осмысление имеющегося опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшит риски и возможные ошибки; позволит соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования.