Слайд 1«Нарушение письменной речи.
Формы дислексий»
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
«Специальная
коррекционная общеобразовательная школа-интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
Разработчик: Дьякова Светлана Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, логопед I кв.к.
Березники 2013
Слайд 2Содержание:
Чтение как равноправная составляющая письменной речи.
Определение понятия «дислексия»
Причины нарушения процесса чтения.
Формы
дислексий.
Слайд 3 Нарушения чтения и письма – самые распространенные дефекты речи у детей
как младшего, так и среднего возраста. Своевременное выявление данных нарушений, точное определение их дифференциальных признаков, отличие их от иных, неспецифических ошибок письма и чтения чрезвычайно важны для преодоления и предупреждения, а также для школьной дезадаптации в целом.
Данные нарушения изучаются давно, но и в настоящее время это одна из актуальных проблем.
В отечественной логопедии вопрос нарушений письменной речи непосредственно связан со следующими именами:
А. Р. Лурия, С. С. Мнухиной, Р.Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Р. А. Ткачевой, М. Е. Хватцева, В. К, Орфинской, Л. Ф. Спировой, Е. Ф. Соботович, И. Н. Садовниковой, А. Н.Корневым и др.
Слайд 4Письменная речь
вид временных связей второй сигнальной системы;
одна из форм существования
языка, вторичная, более поздняя во времени возникновения по отношению к устной речи;
из двух равноправных составляющих:
чтение
(процесс декодирования речи)
письмо (кодирование).
Слайд 5Процесс чтения
Чтение - воссоздание звуковой формы слова на основе его графического
изображения.
По психолого-физиологической структуре чтение противоположно письму. Если в письме мы исходим из замысла, выражая смысл в виде буквенных знаков, то в чтении от восприятия букв переходим к смыслу.
Овладение и письмом, и чтением происходит по аналитико-синтетическому принципу. В письме преобладает процесс анализа, в чтении - синтеза.
Единицей чтения является слово. Буквы выполняют роль ориентиров в нем.В процессе чтения глаз воспринимает не все буквы, а лишь доминирующие, несущие наибольшее количество информации о слове.
Основная задача чтения - понимание письменного сообщения.
Слайд 6Психофизиологическая основа
процесса чтения
- это совместная работа трех различных анализаторов (подсистема
центральной нервной системы, обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора —рецептор, центральная часть анализатора —мозг.):
речеслуховой /акустический/ (система восприятия устной, вокальной и письменной речи)
речедвигательный (восприятие и анализ информации от органов речи)
зрительный /оптический/ (обеспечивающий восприятие и анализ зрительных раздражений)
Необходимое условие для осуществления процесса чтения - движение глаз. Стратегия чтения заключается в забегании вперед (антипация) и возвращении назад (регрессия), которые обеспечиваются сложными движениями глаз.
Слайд 7Сенсомоторный уровень чтения включает
в себя следующие звенья:
звукобуквенный анализ
удержание полученной информации
смысловые
догадки, возникающие на основе полученной информации
сличение, т. е. контроль возникающих гипотез
Сенсомоторный уровень обеспечивает «технику чтения» (скорость восприятия и его точность).
На основе данных сенсомоторного уровня обеспечивается понимание задач и смысла информации (семантический уровень).
Слайд 8Нормы техники чтения, в зависимости от уровня подготовки класса
Слайд 9Предпосылки формирования чтения:
По Р. И. Лалаевой, навык чтения зависит от сформированности
у ребенка:
фонематического восприятия (дифференциация фонем)
фонематического анализа
зрительного анализа и синтеза (дифференциация букв)
пространственных представлений
зрительного мнезиса (запоминание букв).
По мере автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать восприятие, что проявляется в виде смысловых догадок (угадывание смысла в пределах слова, фразы, абзаца).
Слайд 10 Таким образом, процесс чтения – сложный, взаимосвязанный психофизиологический акт и недоразвитие
либо нарушение хотя бы одного из анализаторов или психических процессов, участвующих в этом акте приводит к дефектам чтения:
стойкой неспособностью овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, которое нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного (дислексия).
Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими как дефектами зрения и слуха.
Этим недугом (“словесной слепотой”) страдают от 5 до 12% людей.
Медики, в частности, обнаружили, что мальчики страдают дислексией в 2-3 раза чаще, чем девочки.
Слайд 11ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Дислексией в юности страдали известные актеры:
Том Круз, Лив Тайлер, Киану
Ривз, Вупи Голдберг, Кира Найтли, Орландо Блум, Энтони Хопкинс, Дэниел Рэдклифф, певица Шер.
Стив Джобс — американский инженер и предприниматель, сооснователь и генеральный директор американской корпорации Apple.
Британский миллиардер Ричард Брэнсон в детстве страдал дислексией, из-за чего имел проблемы в школе.
Слайд 12термин «ДИСЛЕКСИЯ»
подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме
нарушения
процесса чтения;
нарушения письма имеют самостоятельные наименования:
Аграфия (полная невозможность овладением навыка)
Дисграфия (частичное стойкое, специфическое расстройство процесса письма)
Дизорфография
англо-американская клиническая психология
российская логопедия
Слайд 13
В России используются два подхода к определению ДИСЛЕКСИИ
состояния, основное
проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения
— это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера
Клинико-психологический
Педагогический
Слайд 14По степени выраженности
выделяют:
полная невозможность овладения чтением или его полная утрата
у
детей - трудности в овладении навыком чтения, дефект его формирования,
у взрослых - расстройство навыка
АЛЕКСИЮ
ДИСЛЕКСИЮ
Слайд 15Дислексия
врожденной и приобретенной
самостоятельным расстройством или проявляться в синдроме ТНР (алалия, афазия,ОНР,
дисграфия и т. п.)
может наблюдаться у детей как с нормальным интеллектом, так и с интеллектуальной недостаточностью.
Слайд 16Этиологические факторы
Биологические причины:
недоразвитие или поражение головного мозга в разные
периоды развития ребенка (пренатальный, натальный, постнатальный),
патологии беременности, травматизация плода, асфиксии,
менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции ( на ранних стадиях моторного и речевого развития ребенка), истощающие нервную систему ребенка.
В результате страдают отделы головного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие в процессе чтения. При наличие органического повреждения головного мозга, дислексии в большинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или она возникает на фоне ДЦП, ЗПР, СДВГ(синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей), умственной отсталости, задержки психомоторного развития.
Слайд 17 Социально-психологические причины:
недостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, двуязычие в семье, синдром
госпитализма и т. д.
завышенный уровень требований к ребенку в отношении грамотности
соответствие возраста началу обучения чтению
правильно ли были выбраны методы и темпы обучения
Генетические причины
Интересным является открытие (в развитии дислексии может участвовать 12 генов) представленное на заседании Американского общества генетики человека. Оно подтверждает гипотезу о том, что дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.
Хотя некоторые ученые утверждают, что наиболее распространенной причиной является не генетика, а органические расстройства центральной нервной системы (несинхронная работа зон головного мозга) и психологические травмы. Довольно часто псевдодислекстические симптомы появляются у детей, не могущих адаптироваться к школе и переживающих из-за этого сильный стресс.
Слайд 18Речевая симптоматика дислексии (Р. И. Лалаева)
1. Замена и смешение звуков при
чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-а и др.).
2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно.
3. Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов.
4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны.
5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др.
6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.
7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.
Слайд 19Неречевая симптоматика дислексии
Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме
(зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико-грамматического строя речи).
Это позволяет сделать вывод, что у детей-дислексиков:
1. наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа;
2. отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико-пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы;
3. выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).
Слайд 20Психологический аспект дислексии
Если необходимые меры не принять вовремя, страдает самооценка ученика,
который видит успехи своих одноклассников. Обычно дети шести-восьми лет уже свободно читают, в то время как ребята-дислексики безнадежно отстают от них, начинают сомневаться в своих силах и под различными предлогами стараются избежать посещения школы. Более того, они часто подвергаются насмешкам со стороны одноклассников, что еще более усугубляет ситуацию.
Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в спорте, живописи, музыке, математике, физике .
Слайд 21Выраженность проявлений дислексии можно уменьшить, несмотря на продолжительный характер ее течения.
Прогноз определяется ранней диагностикой и активным комплексным лечением, которое должно проводиться систематически на протяжении длительного периода времени. Немедикаментозное лечение направлено на тренировку когнитивных функций и формирование компенсаторных механизмов на основе хорошо развитых навыков и функций. Несмотря на то что у многих пациентов с дислексией имеется недостаточность фонологического декодирования, некоторые их них способны освоить эти навыки, пусть и сравнительно медленно, в процессе упорного и систематического обучения. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков фонематической осведомленности, усвоения соотношений между фонемами и графемами, автоматизации и беглости чтения, стратегий понимания прочитанного, а также навыков письма.
Большое значение имеет обеспечение мер психологической поддержки и учебной помощи таким детям (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа на компьютере, обучение посредствам прослушивания текстов, записанных на аудионосители). Патогенетическую направленность в лечении дислексии имеет применение препаратов ноотропного ряда (например, пирацетам), что способствует наиболее полному преодолению нарушений высших психических функций, лежащих в основе этого состояния.
Слайд 22Комплексный подход в лечении дислексии
Выраженность проявлений дислексии можно уменьшить, несмотря
на продолжительный характер ее течения. Прогноз определяется ранней диагностикой и активным комплексным лечением, которое должно проводиться систематически на протяжении длительного периода времени. Немедикаментозное лечение направлено на тренировку когнитивных функций и формирование компенсаторных механизмов на основе хорошо развитых навыков и функций. Сбалансированная программа реабилитации предполагает индивидуальное обучение, в том числе систематические занятия по развитию навыков фонематической осведомленности, усвоения соотношений между фонемами и графемами, автоматизации и беглости чтения, стратегий понимания прочитанного, а также навыков письма, уточнениеи активизация словаря.
Большое значение имеет обеспечение мер психологической поддержки и учебной помощи таким детям (дополнительное время для выполнения заданий, особенно контрольных, работа на компьютере, обучение посредствам прослушивания текстов, записанных на аудионосители).
Патогенетическую направленность в лечении дислексии имеет применение препаратов ноотропного ряда (например, пирацетам), что способствует наиболее полному преодолению нарушений высших психических функций, лежащих в основе этого состояния.
Слайд 23Список литературы:
Лалаева Р. И. Нарушение письма у детей с ОНР. Нарушения
чтения и пути их коррекции у младших школьников. Учебное пособие. / Под ред. Волковой Л.С. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208 с.
Яковлев С. Б. К вопросу об аграмматизмах на письме у школьников с тяжелыми нарушениями речи. // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л., 1987. – С.66-74.
Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с.
статья ав. Лурия А. Р. «Очерки психофизиологии письма» – М.: Просвещение
статья. ав. Чиркина Г. В. «Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы»
статья ав. Корнев А. Н. «Узловые вопросы дислексии»
статья ав. Алтухова Т. А. «Состояние профессиональной компетентности учителей-логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения»
статья ав. Российская Е. Н. «Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией»
Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов – Кн. 4: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – М.: Владос, 2003 – 304 с.