Слайд 1Учимся строить отношения
Урок 1
Слайд 2Вопросы урока
Почему у людей появляется необходимость договариваться?
Для чего люди создают правила?
Что
такое конфликт и почему он возникает?
Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?
Слайд 3Игра «Нарисуй здание»
Поделитесь на группы,
Выдвинете художника от каждой группы для участия
в игре,
Теперь красиво и быстро нарисуйте здание.
Слайд 4Обсуждаем вопросы:
С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?
Почему игра не получилась?
Что
не было сделано до начала игры?
Что мы делаем, когда определяем правила игры?
Как влияют правила на межличностные отношения?
Слайд 5Работа с понятиями.
Выполните задания:
Для первой группы: сформулировать определение понятия «правило».
Для этого проанализируйте словосочетания и выберете те, которые характеризуют данное понятие, чтобы закончить предложение: «Правило – это положение…»
Словосочетания: отражающее закономерность, благотворные действия, нравственное зло, устанавливающее порядок чего – либо, общественная совесть, норма поведения, свободно высказывать.
Слайд 6 «Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения».
Слайд 7Для второй группы: сформулировать определение понятия «соглашение».
Перед вами несколько
слов, которые вы должны вставить в предложение с пропущенными членами:
«Соглашение – взаимное _____, ____. Договор, _______, взаимоотношения, ___ и ___ сторон».
Группа слов: какие-нибудь условия, согласие, права, договоренность, устанавливающий, обязанности.
Слайд 8«Соглашение – это взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливающий какие – нибудь
условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон».
Слайд 9Для третьей группы: сформулировать определение понятия «конфликт».
Проанализируйте ситуацию:
«Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз тетрадный листок. Мама развернула этот листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее и застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери, та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате».
Слайд 10Ответьте на вопросы:
Что произошло между матерью и дочерью?
Кто участвует в конфликте?
Кто
виноват в конфликте?
Каковы позиции участников конфликта?
Итак,
«Конфликт – это столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой».
Слайд 11Для четвертой группы: сформулировать определение понятия «насилие».
Для этого, подберите однокоренные слова
к слову «насилие» и из этих слов выберите те, с помощью которых можно охарактеризовать данное понятие.
Ответьте на вопросы:
С какой целью прибегают к насилию?
В чем насилие может проявляться?
Какие права человека могут нарушаться через насилие?
Слайд 12«Насилие – применение физической силы для принуждения человека к чему –
либо, нарушение личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого – нибудь. Притеснение, беззаконие».
Слайд 13Обсудите вопросы:
О чем люди могут договориться?
Почему у людей появляется желание договариваться?
Какими
будут последствия если люди договорятся или не договорятся?
Слайд 14Таблица «Договариваться или недоговариваться»
Слайд 15Для чего люди создают правила?
Назовите известные вам правила?
Были ли в вашей
жизни случаи, когда вы не соблюдали правила?
Какие последствия это имело?
Слайд 16Разработайте конкретные правила:
1-я группа – правила общения в коллективе
2-я группа –
правила игры
3-я группа – школьные правила
4-я группа – правила поведения на улице.
Выявите последствия нарушений этих правил.
Сделайте вывод о значении правил в жизни человека.
Слайд 17В заключение ответьте на вопросы:
Для люди создают правила?
Почему люди нарушают правила?
Могут
ли люди нарушать правила по уважительной причине?
Если правило не нравится, подчинятся этому правилу или нет?
Следовать ли общепринятым нормам, правилам, или не следовать?