Презентация, доклад материала для пед.совета, ШМО или др. О смысловом чтении

Содержание

В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных.  ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Слайд 1Теоретические аспекты технологии смыслового чтения.
Выступление на педсовете
Подготовила
Кочеткова С.Е.,
учитель русского

языка
и литературы МОУ СШ № 60
г. Ярославля


Теоретические аспекты технологии смыслового чтения. Выступление на педсовете Подготовила Кочеткова С.Е.,учитель русского языка и литературы МОУ СШ

Слайд 2В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из

самых актуальных.

 ФГОС начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента
 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.

В современной системе образования технологии работы с текстом становятся одними из самых актуальных.	 ФГОС начального и основного общего

Слайд 3Из опыта работы…
Как учитель русского языка и литературы, работающий в выпускных

классах, могу утверждать, что без овладения технологией смыслового чтения невозможно полноценно подготовить учащихся к итоговой аттестации, так как и в ОГЭ, и в итоговом собеседовании, и в итоговым сочинении по литературе, и в ЕГЭ исходным для создания собственного текста является осмысление и понимание чужого текста художественной и научной направленности.

Из опыта работы…Как учитель русского языка и литературы, работающий в выпускных классах, могу утверждать, что без овладения

Слайд 4Цель смыслового чтения
– максимально точно и полно понять содержание текста, уловить

все детали и практически осмыслить информацию.
Цель смыслового чтения	– максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Слайд 5О пользе смыслового чтения
Когда человек действительно осознанно читает, то у него

обязательно включается в работу воображение.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная и более сложная ступень развития – речь письменная.

О пользе смыслового чтенияКогда человек действительно осознанно читает, то у него обязательно включается в работу воображение. Когда

Слайд 6Смысловое чтение
отличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы

постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Смысловое чтениеотличается от любого другого тем, что при нём происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е.

Слайд 7Существуют различные способы смыслового чтения.
аналитический (структурный) способ.
Читатель идет от целого к частному.

Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение;
синтетический (интерпретационный) способ.
Читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их;
критический (оценочный) способ.
Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним; определить собственное отношение к тексту, сформулировать его.
Существуют различные способы смыслового чтения.аналитический (структурный) способ. 	Читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение

Слайд 8Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом.
Работа

с текстом до чтения
Работа с текстом во время чтения
Работа с текстом после чтения.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом. Работа с текстом до чтенияРабота с

Слайд 9I этап. Работа с текстом до чтения.
Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения)
определение

смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
выделение его героев по названию произведения,
имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
I этап. Работа с текстом до чтения. Это антиципация (или предугадывание предстоящего чтения) определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,

Слайд 10Работа с текстом во время чтения.
Здесь отмечаем три момента:
 первичное чтение текста (самостоятельное

чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное чтение в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся; выявление первичного восприятия, совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста),
2. затем перечитывание текста (медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов)
3.  анализ текста (постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, беседа по содержанию текста, обобщение прочитанного, постановка к тексту обобщающих вопросов, обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста и выразительное чтение).
Работа с текстом во время чтения. Здесь отмечаем три момента: первичное чтение текста (самостоятельное чтение в классе, чтение-слушание, комбинированное

Слайд 11Работа с текстом после чтения.
концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного,

дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией; выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов).
знакомство с писателем (это рассказ о писателе, беседа о его личности, работа с материалами учебника, дополнительными источниками).
работа с заглавием, иллюстрациями (обсуждение смысла заглавия, обращение учащихся к готовым иллюстрациям и соотнесение видения художника с читательским представлением)
Работа с текстом после чтения. концептуальная (смысловая) беседа по тексту (т.е. коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; соотнесение читательских интерпретаций произведения

Слайд 12Работа с текстом после чтения.
творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу

читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Обращаем внимание на основные элементы текста: заголовок и ключевые понятия.
Заголовок концентрирует основную идею, тему произведения – это ключ к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с заложеннной в нем идеей.

Работа с текстом после чтения.  творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение,

Слайд 13Методы работы с текстом
 предтекстовоя работа:
«Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы

для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы», «Иллюстрации содержания» и др.

Например, стратегия «Ориентиры предвосхищения».
В табличке к тексту дети знакомятся с суждениями и отмечают те, с которыми согласны.
Возвращаются к ней в конце урока, после прочтения текста.
Потом объясняют, почему ответ изменился, если это произошло.
Методы работы с текстом предтекстовоя работа: «Мозговой штурм», «Глоссарий», «Ориентиры предвосхищения», «Вопросы для припоминания», «Рассечение вопроса», «Предваряющие вопросы»,

Слайд 14Для текстовой деятельности
«Чтение в кружок», «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про

себя с вопросами», «Чтение про себя с остановками», «Чтение про себя с пометками».
Например, целью стратегии «Чтение в кружок» является проверка понимания читаемого вслух текста.
Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные ученики слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.
Если его ответ неверен или неточен, слушающие его поправляют.
Затем текст передаётся следующему ученику.
Для текстовой деятельности«Чтение в кружок», «Чтение вслух», «Попеременное чтение», «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя

Слайд 15Послетекстовые стратегии
«Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный

лист».
Например, цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста. При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.
Послетекстовые стратегии«Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист». Например, цель стратегии «Отношения между

Слайд 16примечания
Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры.


Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной методикой работы над содержанием текста.
Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся, только тогда возможно самостоятельное использование.
примечанияИспользование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Предлагаемые стратегии необходимо сочетать с традиционной

Слайд 17ТЕКСТ
– это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью.


Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств.
ТЕКСТ– это группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны между собой

Слайд 18Тема и идея.
ТЕМА – это то, о чем или о ком

говорится в тексте (предмет изображения).
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ ТЕКСТА (ИДЕЯ) – это то главное, что хотел сказать автор этим текстом, его оценка изображаемого (чему учит текст? С какой целью автор его написал?). Основная мысль м.б. выражена в заглавии или в одном предложении текста, но чаще её надо найти или сформулировать

Тема и идея.ТЕМА – это то, о чем или о ком говорится в тексте (предмет изображения).ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Слайд 19Вторичные тексты
План
Пересказ
Конспект
Аннотация
Отзыв
Послесловие
Рекламное объявление
Рецензия
Предисловие
Послесловие

Вторичные текстыПланПересказКонспектАннотацияОтзывПослесловиеРекламное объявлениеРецензияПредисловиеПослесловие

Слайд 20План работы с текстом по технологии смыслового чтения
1 этап. определение типа и

предмета книги ориентировочно по названию и титульному листу.
2 этап. Находить основную мысль текста (идею, т.е. то, ради чего автор создал текст). Эффективное задание – пересказ информации текста или абзаца.
Это поможет целостно воспринимать информацию.
Задания:
перечислите основные части книги (текста),
покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга.

Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.
План работы с текстом по технологии смыслового чтения1 этап. определение типа и предмета книги ориентировочно по названию и титульному

Слайд 21Какие проблемы затрагивает автор? Проблема – это вопрос.
 Текст содержит один (в научном

тексте) или несколько (в художественном тексте) ответов.
В научной книге и вопросы, и ответы озвучены автором, в художественной их нужно найти, выделить среди них главные и второстепенные.
Вопросы-помощники:
существует ли описанное явление,
что это такое,
почему оно возникло,
при каких условиях может существовать,
почему существует,
каковы последствия его существования,
каковы характерные свойства и отличительные черты,
как оно связано с другими,
как проявляется и пр.
Какие проблемы затрагивает автор? Проблема – это вопрос. Текст содержит один (в научном тексте) или несколько (в художественном

Слайд 22О ключевых понятиях
находить ключевые слова, определять их точное значение именно в

данном тексте.
Важно: ключевые слова многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор.
Ключевые слова - это те слова, которые важны и для автора, и для читателя и которые автор использует особым способом.
Эти слова требуют изучения:
выделения ключевых слов, определение их значения в тексте, интерпретировать понятие (словари, энциклопедии, справочная литература.)

О ключевых понятияхнаходить ключевые слова, определять их точное значение именно в данном тексте. Важно: ключевые слова многозначны,

Слайд 23выделение ключевых (наиболее важных) предложений, абзацев
Первый и последний абзац содержат основной смысл

текста и выводы.
В оставшейся части содержатся, как правило, аргументы к утверждению.
Начальные предложения абзацев, также как и ключевые слова, содержат основную информацию. Эти предложения помогают понять изменения в содержании текста: ставится ли новый вопрос, новая задача, разъясняется ли ранее описанное свойство явления, факты, события, подводятся ли итоги, делаются ли выводы?
выделение ключевых (наиболее важных) предложений, абзацевПервый и последний абзац содержат основной смысл текста и выводы. В оставшейся части

Слайд 24интерпретация.
 Один из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения

своими словами. При этом свои слова – это не копия оригинала, а повторение авторской мысли в другой формулировке, которая будет являться рефлексией читателя на высказанные в тексте утверждения.
Если человек владеет содержанием только в виде заученных формулировок, значит, он не осознал смысл прочитанного.
интерпретация. Один из лучших способов понимания утверждений автора – передача прочитанного утверждения своими словами. При этом свои слова

Слайд 25конструктивное обсуждение изучаемого текста
- дискуссии, упражнения в мастерстве мышления и коммуникации.
Для

выделения основных мыслей можно использовать всевозможные схемы и диаграммы.
Полезно подчеркивать ключевые слова и предложения по мере их появления в тексте, фиксировать противоречия, если таковые имеются в тексте.
конструктивное обсуждение изучаемого текста- дискуссии, упражнения в мастерстве мышления и коммуникации. Для выделения основных мыслей можно использовать всевозможные

Слайд 26формирование собственного критического мнения.
 Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к

содержанию текста, которое может, как совпадать с авторским, так и не совпадать.
Обязательным условием критического отношения должно быть полное понимание текста с позиции автора. Там, где отсутствует понимание, бессмысленны и неумны будут любые утверждения и отрицания читателя.

формирование собственного критического мнения. Критическое мнение не означает несогласие. Оно означает собственное отношение к содержанию текста, которое может, как совпадать

Слайд 27Какие УУД формируются?
способности не просто пересказывать текст, но и выражать своё

отношение к прочитанному,
давать оценку той информации, которую они получили, оценивать героев произведения.
Учащиеся, вступая в диалог с автором текста, спорят с ним или соглашаются с его мнением, строят свой, авторизованный текст.
С этой целью им предлагается участие в дискуссии, в составлении характеристики героев, аннотации любимой книги.

Какие УУД формируются?способности не просто пересказывать текст, но и выражать своё отношение к прочитанному, давать оценку той

Слайд 28выводы
Цель смыслового чтения– максимально точно и полно понять содержание текста, уловить

все детали и практически осмыслить информацию.
Для этого необходимо
постоянно работать с текстом на любом уроке и учебном предмете - это научит ученика максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным предметам.

выводыЦель смыслового чтения– максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию.

Слайд 29Литература
Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
Галактионова

Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.
Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
Дерновский И. Инновационные педагогические технологии
Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.
Литература Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть