Слайд 1Математика в Древней Греции
ГБОУ « Специальная школа – интернат
Слайд 2Цель работы
Познакомься с основными этапами развития математической науки в Древней
Греции.
Задачи
Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи :
1) Изучить методическую, научно-популярную и тематическую литературу.
2) Используя литературу выделить комплекс наиболее важных и интересных открытий, сделанных учеными Древней Греции в области математических знаний.
Краткое содержание :
В работе показаны основные этапы развития математической науки в Древней Греции.
Слайд 3Зарождение математики.
С развитием культуры появились простейшие понятия арифметики натуральных чисел. Постепенно вырабатываются выполнения четырёх арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Появились потребности измерения количества зерна, длины дороги и т. п.
Таким образом складывается древнейшая математическая наука — арифметика. Измерение площадей и объёмов вызывают развитие начатков геометрии.
Эти процессы шли у многих народов в значительной мере независимо и параллельно. Особенное значение для дальнейшего развития науки имело накопление арифметических и геометрических знаний в Египте и Вавилонии. В Вавилонии на основе развитой техники арифметических вычислений появились также начатки алгебры.
Слайд 4В наши дни в мире существует более 4 тысяч языков, несколько
десятков алфавитов и множество различных способов письма. Однако, в абсолютном большинстве стран, используется единственная система записи чисел. Математика – самое универсальное изобретение человечества, это язык, который используют практически все жители нашей планеты.
Слайд 5Древнегреческая математика.
В Древней Греции математика развивалась
по иному направлению, чем на Востоке. Математика, как и всё научное и художественное творчество, перестала быть безличной, какой она была в странах Древнего Востока; она создаётся теперь известными по именам математиками, оставившими после себя математические сочинения .
Греки связывали высокое развитие арифметики с их обширной торговлей; начало же греческой геометрии связано с путешествиями.
Появились римские цифры:
I , II , III , IV , V , VI , VII , VIII , IХ , Х
Слайд 6Греческая математика является прямой наследницей древнеегипетской и месопотамской культур, характеризовавшихся эмпирической и
прикладной направленностью. Греческая же математика, напротив, имела глубокие теоретические основы, которые тогда стали более важными, чем возможности практического применения результатов.
Слайд 7Начальный период
Греческая математика вплоть до VI века до н. э. ничем
не выделялась. Как обычно, были освоены счёт и измерение. В греческой нумерации числовые значения цифр складывались. Первый её вариант (аттическая, или геродианова ) содержали буквенные значки для 1, 5, 10, 50, 100 и Соответственно была устроена и счётная доска (абак) с камешками.
Особый дырявый камешек обозначал нуль.
Слайд 8Позднее (начиная с V века до н. э.) была принята алфавитная:
первые 9 букв греческого алфавита обозначали цифры от 1 до 9, следующие 9 букв десятки, остальные сотни. Чтобы не спутать числа и буквы, над буквами рисовали чёрточку. Числа, большие 1000, записывали позиционно, помечая дополнительные разряды специальным штрихом (внизу слева)
Слайд 9В VI веке до н. э. начинается расцвет математической науки в
Греции : появляются сразу две научные школы ионийцы (Фалес Милетский, Анаксимен, Анаксимандр) и пифагорейцы
Слайд 10О достижениях ранних греческих математиков мы знаем в основном по упоминаниям
позднейших авторов, преимущественно комментаторов Евклида, Платона и Аристотеля.
Фалес, богатый купец, хорошо изучил вавилонскую математику и астрономию вероятно, во время торговых поездок. Ионийцы, по сообщению Евдема Родосского, дали первые доказательства нескольких простых геометрических теорем. Однако главная роль в деле создания античной математики принадлежит пифагорейцам.
Слайд 11Пифагорейская школа
Пифагор, основатель школы - личность легендарная, и достоверность дошедших
до нас сведений о нём проверить невозможно. Видимо, он, как и Фалес, много путешествовал и тоже учился у египетских и вавилонских мудрецов. Вернувшись около 530 г. до н. э. в Великую Грецию, он в городе Кротон основал нечто вроде тайного духовного ордена. Именно он выдвинул тезис «Числа правят миром», и с исключительной энергией занимался его обоснованием. В начале V в. до н. э., после неудачного политического выступления, пифагорейцы были изгнаны из Южной Италии, и союз прекратил свое существование, однако популярность учения от рассеяния только возросла. Пифагорейские школы появились в Афинах, на островах и в греческих колониях, а их математические знания, строго оберегаемые от посторонних, сделались общим достоянием.
Слайд 12Многие достижения, приписываемые Пифагору, вероятно, на самом деле являются заслугой его
учеников. Пифагорейцы занимались астрономией, геометрией, арифметикой (теорией чисел), создали теорию музыки. Пифагор первый из европейцев понял значение аксиоматического метода, чётко выделяя базовые предположения (аксиомы, постулаты) и дедуктивно выводимые из них теоремы.
Слайд 13Геометрия пифагорейцев в основном ограничивалась планиметрией (судя по дошедшим до нас
позднейшим трудам, очень полно изложенной) и завершалась доказательством «теоремы Пифагора». Хотя изучались и правильные многогранники
Слайд 14В V веке до н. э. появились новые вызовы оптимизму пифагорейцев.
Первым вызовом стали три классические задачи древности: удвоение куба, трисекция угла и квадратура круга. Греки строго придерживались требования: все геометрические построения должны выполняться с помощью циркуля и линейки, то есть с помощью совершенных линий прямых и окружностей.
Однако для перечисленных задач найти решение каноническими методами не В V веке до н. э. появились новые вызовы оптимизму пифагорейцев. Первым вызовом стали три классические задачи древности: удвоение куба, трисекция угла и квадратура круга. Греки строго придерживались требования: все геометрические построения должны выполняться с помощью циркуля и линейки, то есть с помощью совершенных линий прямых и окружностей.
Однако для перечисленных задач найти решение каноническими методами не удавалось. Алгебраически это означало, что не всякое число можно получить с помощью 4 арифметических операций и извлечения квадратного корня.
удавалось. Алгебраически это означало, что не всякое число можно получить с помощью 4 арифметических операций и извлечения квадратного корня.
Слайд 15Первые две задачи сводятся к кубическим уравнениям. Архимед позже дал общее
решение кубических уравнений с помощью конических сечений. Однако многие комментаторы продолжали считать подобные методы неприемлемыми. Гиппий из Элиды (V век до н. э.) показал, что для трисекции угла полезна квадратриса (первая трансцендентная кривая в истории математики); она же, кстати, решает и задачу квадратуры круга.
Слайд 16Квадратурой круга безуспешно занимался выдающийся геометр-пифагореец, автор доевклидовых «Начал», первого свода
геометрических знаний, Гиппократ Хиосский.
Помимо перечисленных, греки активно исследовали задачу деления круга: какие правильные многоугольники можно построить циркулем и линейкой. Без труда удавалось разделить окружность на 3, 4, 5, 15 частей, а также удвоить перечисленные значения. Но семиугольник никому не поддавался. Как оказалось, здесь также получается кубическое уравнение. Полную теорию опубликовал только Гаусс в XIX веке.
Слайд 17Геометрия пифагорейцев в основном ограничивалась планиметрией (судя по дошедшим до нас
позднейшим трудам, очень полно изложенной) и завершалась доказательством «теоремы Пифагора». Хотя изучались и правильные многогранники.
Слайд 18Второй удар по пифагореизму нанёс Зенон Элейский, предложив ещё одну тему
для многовековых размышлений математиков. Он высказал более 40 парадоксов (апорий), из которых наиболее знамениты четыре. Вопреки многократным попыткам их опровергнуть и даже осмеять, они, тем не менее, до сих пор служат предметом серьёзного анализа. Здесь затронуты самые деликатные вопросы оснований математики конечность и бесконечность, непрерывность и дискретность.
Слайд 19В конце V века до н. э. жил ещё один выдающийся
мыслитель Демокрит. Он знаменит не только созданием концепции атомов. Архимед писал, что Демокрит нашёл объём пирамиды и конуса, но доказательств своих формул не дал. Вероятно, Архимед имел в виду доказательство методом исчерпывания, которого тогда ещё не существовало
Слайд 20IV век до н. э.
Уже к началу IV века до
н. э. греческая математика далеко опередила всех своих учителей, и её бурное развитие продолжалось. В 389 году до н. э. Платон основывает в Афинах свою школу знаменитую Академию. Математиков, присоединившихся к Академии, можно разделить на две группы: на тех, кто получил своё математическое образование вне Академии, и на учеников Академии. К числу первых принадлежали Теэтет Афинский, Архит Тарентский и позднее Евдокс Книдский; к числу вторых братья Менехм и Динострат
Слайд 21III век до н. э.
После завоеваний Александра Македонского научным центром
древнего мира становится Александрия Египетская.
Слайд 22В истории математики известны три великих геометра древности, и прежде всего
Евклид с его «Началами». Тринадцать книг Начал основа античной математики, итог её 300-летнего развития и база для дальнейших исследований. Влияние и авторитет этой книги были огромны в течение двух тысяч лет.
Слайд 23Фундамент математики, описанный Евклидом, расширил другой великий учёный Архимед, один из
немногих математиков античности, которые одинаково охотно занимались и теоретической, и прикладной наукой. Он, в частности, развив метод исчерпывания, сумел вычислить площади и объёмы многочисленных фигур и тел, ранее не поддававшихся усилиям математиков
Слайд 24Замыкал тройку великих Аполлоний Пергский, ученый, который прославился в первую очередь монографией «Конические сечения» (8 книг), в которой дал
содержательную общую теорию эллипса, параболы и гиперболы. Именно Аполлоний предложил общепринятые названия этих кривых; до него их называли просто «сечениями конуса». Он ввёл и другие математические термины, латинские аналоги которых навсегда вошли в науку, в частности: асимптота, абсцисса, ордината, аппликата.
Слайд 25Заключение
Греческая математика поражает прежде всего красотой и богатством содержания. Многие
учёные Нового времени отмечали, что мотивы своих открытий почерпнули у древних. Зачатки анализа заметны у Архимеда, корни алгебры у Диофанта, аналитическая геометрия у Аполлония и т. д. Но главное даже не в этом. Два достижения греческой математики далеко пережили своих творцов.
Слайд 26Из выше сказанного о развитии математических знаний в Древней Греции можно
видеть, что за более чем полуторатысячелетний период времени математическая наука в Греции имела значительные достижения и нужно признать, что мы обязаны грекам очень большими достижениями на пути развития математической науки