Слайд 1МАСТЕРСКАЯ – это особая форма организации учебного процесса, построенная на основе
активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
Слайд 2Принципы организации:
-равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои
знания самостоятельно в совместном поиске»;
-ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
-создание личной мотивации;
-отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
-чередование индивидуальной и коллективной работы;
важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
Слайд 3Типы мастерских:
мастерские ценностных ориентаций решают задачи воспитания, духовного развития личности;
-мастерские
построения знаний;
-мастерские письма;
-проектные мастерские;
-мастерские интерпретации текста,...
Слайд 4На выходе из мастерской участники могут обрести целостную смысловую картину современного
мира, осознать ценность своего «Я» в этом мире, познать и проявить собственную индивидуальность.
Слайд 5Этапы мастерской:
-Сонастройка.
-Индукция («наведение»)
-Самоконструкция
- Социоконструкция
-Социализация
-Рефлексия
Слайд 6АЛГОРИТМ построения мастерской ценностных ориентаций:
Начало мастерской (индуктор) - первое задание в
мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
Первый этап - работа с материалом, информацией, опытом отношений.
Второй этап - обращает к новой информации, ее обработке (составлению схем, планов, проектов, рассмотрению и созданию афиш, рисунков, газет), к корректировке творческого продукта.
Рефлексивный этап - завершение работы общим анализом пережитого,открытого в себе.
Слайд 7Важные для педагога моменты
в подготовке и проведении мастерских ценностных ориентаций
Слайд 81) Тематика мастерских отражает выбор ценностей,
которые стоят в центре размышлений педагога, и жизненных потребностей школьников.
Слайд 92) Целью мастерский ценностных ориентаций является создание опыта сотворчества, в
котором «переживаются» нравственные, эстетические, социальные ценности, происходит принятие их человеком в свой духовный мир, формируется отношение к «человеческому в человеке».
Слайд 103) Позиция педагога в мастерской – это позиция диалога в общении
с детьми. В общение педагога и ребенка приобщении детей к культуре своей Родины происходит рождение ценностей и смыслов гуманитарного характера и осознание человеком своей индивидуальности.
Слайд 11Правила ведения мастерской:
ценностно-смысловое равенство всех участников мастерской;
учет того, что каждый человек
имеет свой жизненный опыт и может им пользоваться по своему выбору и усмотрению;
отказ от оценочной деятельности и реализации идей «педагогики успеха», когда важнее внешнего контроля самооценка и самокоррекция;
значительный элемент неопределенности;
право каждого преодолевать свои затруднения и ошибки;
мастер держит в поле своего зрения цель, как факел, освещающий путь всем участникам мастерской;
мастер помнит, что ценности не заучиваются, а переживаются, поэтому для их принятия нужна встреча взрослого и ребенка;
мастер создает условия для творчества и поиска;
Слайд 12При проведении мастерской не должно быть сторонних наблюдателей, все должны принимать
в ней живое участие.
В мастерской важен выбор текстов, с которыми встречаются участники. Именно с их помощью происходит ориентация участников на выбор ценностей в будущем через отношение к чужому опыту, зафиксированному в этих текстах. Поэтому каждый текст в мастерской – это находки, радостные открытия, отклик на проблемы, возможность удивляться разнообразию интерпретаций. Тексты дают возможность участникам предсказывать последующие мысли, рождают множество
ассоциаций и индивидуальных воспоминаний. Являются необходимой основой для формирования опыта общения.
Слайд 13Мастерская «Поражение»
Цель: формирование ценностного отношения к любому результату.
Ход:
Индивидуально: записать слово «поражение»
и расположить под ним ассоциативный ряд. Вспомнить личное поражение (в игре, в споре, в соревновании) и отразить в таблице чувства, переживания, которые сопровождали это поражение:
Поражение
Отрицательные переживания
Положительные переживания
Слайд 14В парах: обмен, поиски общего.
В кругу: сообщение от пар о результатах
обмена.
Индивидуально: ознакомление с текстом «Поражение в шахматы» и размышление над вопросами
Слайд 15Поражение в шахматной игре
Притча неизвестного происхождения
Один человек думал, что когда
он проиграл партию в шахматы, то потерпел поражение.
Проучившись два года у знаменитого учителя Дзэна, он понял, что потерпел поражение, если выиграл.
По-прежнему неудовлетворенный, он проучился полтора года у великого суфийского святого и узнал, что если он проиграл, но доволен проигрышем, то потерпел поражение.
Тогда он на три года направился в Гималаи и научился у великого Йога, что если он выиграл, но чувствует себя виноватым за это, то он потерпел поражение.
Слайд 16Вопросы:
В каком случае человек проигрывает, когда выиграл?
Почему удовлетворение от проигрыша означает
поражение?
Почему выигрыш, сопровождаемый чувством вины, означает поражение?
В чем смысл притчи?
В микрогруппах: дискуссия по вопросам.
Слайд 17В кругу: отчеты микрогрупп о результатах дискуссии. Обобщение ведущего. Выигрыш и
проигрыш – это оценка результата чего-то, в данном случае – результата шахматной игры. Традиционно, по поводу проигрыша люди грустят, печалятся, злятся, а по поводу выигрыша – радуются, ликуют. Притча же предлагает нам глубже вникнуть в ситуацию выигрыша и проигрыша. И на поставленные вопросы нет однозначного ответа: у каждого человека, в конкретной ситуации будет свой. Так, если человек выиграл у слабого игрока и решил, что он уже мастер и ему не нужно больше совершенствоваться, то он потерпел поражение – остановился в развитии. Если же он проигрышем доволен, то у него низкая самооценка и нет мотива развиваться, расти – это тоже поражение.
Слайд 18Когда человек себя чувствует виноватым, выиграв? Наверно, если обманул противника –
скажем, незаметно для него вернул на поле сильную, вышедшую из игры фигуру. Это безнравственный поступок и, конечно же, – поражение.
Слайд 19Смысл же притчи в том, что нужно подняться над таким отношением
к результату: ведь к кому бы ни пошел герой, он новое открывал в переживании выигрыша и проигрыша. Кроме оценочного отношения (хорошо-плохо) есть отношение ценностное. Оно уравнивает выигрыш и проигрыш: они обладают ценностью. Выигрыш ценен тем, что дает самоуважение, ощущение своих возможностей, радость успеха.