Слайд 1Массовые нападения и убийства в образовательных учреждениях: история,
общие черты, причины.
Девиантное поведение подростков.
Грибова Н. И.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МКОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»
Слайд 2«Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения».
Китайская пословица
Слайд 7Цветы с портретами погибших
во время стрельбы в школе "Сэнди Хук"
Слайд 8Компьютерная игра
Super Columbine Massacre RPG
Слайд 916 апреля 2007 года
32 человека погибли, 25 ранены
Массовое убийство в Виргинском политехническом
институте - студент из Южной Кореи Чо Сын Хи
Слайд 14Девиантное поведение - отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде,
ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и ценностей.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации.
Слайд 15определение
Девиация (от лат. deviatio – отклонение в поведении ) поведение, которое
не согласуется с нормами, не соответствует тому, что ждет от человека общество.
Слайд 16причины
биологические
социальные
психологические
Слайд 17причины
биологические
социальные
психологические
наследственные, врожденные, и приобретенные заболевания различного рода, провоцирующие девиации
неблагоприятное семейное воспитание;
неблагополучный
характер межличностных отношений со сверстниками и взрослыми;
общие неблагоприятные условия социокультурного развития общества
особенности эмоционально-волевой и мотивационной сферы, особенности самосознания, темперамента, характера, создающие предпосылки для формирования отклонений в поведении
Слайд 18биологические причины:
поражения ЦHC;
тяжелые соматические заболевания раннего возраста;
хронические соматические заболевания;
наследственная предрасположенность к
тем или иным отклонениям (например, синдром дефицита внимания, отягощенный алкоголизмом);
неврозы и невроподобные расстройства;
задержки психического развития;
заболевания с предполагаемым фатальным исходом;
раннее половое созревание или его дисгармония;
дефекты анализаторов и органов чувств;
психические заболевания (шизофрения, эпилепсия).
Слайд 19психологические причины
акцентуация (в некоторых случаях патологического характера), неадекватная самооценка;
низкое
самоуважение;
отклонения в психическом развитии, инфантильность суждений;
эмоциональная неустойчивость;
агрессивность;
деформации потребностно-мотивационной сферы;
повышенная тревожность, страхи;
зависимость от окружающих, конформность и др.;
отсутствие чувства безопасности;
осознание невозможности соответствовать ожиданиям семьи;
неспособность справиться с учебной нагрузкой;
низкий уровень вербального интеллекта;
склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакций на порицание;
слабость функций самоконтроля и саморегуляции;
аффективная возбудимость, импульсивность;
невыраженность школьных интересов, отрицательное отношение к учебе.
Слайд 20психологические причины
(следствие неправильного воспитания)
леность, отсутствие желания учиться и трудиться;
пассивность поведения,
безразличие к окружающей жизни, несамостоятельность в любых видах деятельности;
неорганизованность, проявляющаяся в склонности к дезорганизации, противодействию, провоцировании непослушания у других, неумении управлять собственной активностью, несамостоятельности в организации собственной деятельности либо жесткой самоорганизованности без учета собственных возможностей;
ненастойчивость, характеризующаяся неспособностью ставить труднодостижимые, далекие цели или руководствоваться ими, даже если они поставлены;
эгоистичность, базирующаяся на предпочтении во всем личных интересов интересам других людей и общества в целом;
недисциплинированность;
упрямство, капризность;
грубость;
лживость.
Слайд 21Социальные причины
(неблагополучная семья)
отсутствие привязанности к детям;
ссоры, конфликты, скандалы в семье;
распад
семьи;
неправильный тип воспитания в семье (неприятие ребенка, гипертрофированное, тревожно-ментальное, эгоцентрическое отношение к нему);
асоциальное поведение родителей;
психические заболевания, алкоголизация и подобные формы интоксикации родителей, инвалидность родителей;
враждебная, жесткая семья;
семья, не обеспечивающая ухода и надзора;
появление нового члена семьи (отчима, мачехи, братьев, сестер);
негативное восприятие родителями возможностей ребенка, его успехов, его поведения и личности в целом;
жесткие требования соответствовать представлениям родителей;
непоследовательность и несогласованность требований к ребенку;
жизнь вдали от семьи и потеря одного из родителей (или всех);
многодетность семьи (более четырех человек);
нахождение одного из родителей в заключении;
ограничения и плохие взаимоотношения родителей с другими людьми вне семьи.
Слайд 22Делинкветное
Аддиктивное
Психопатологи-ческое
Патохарактероло-гическое
На базе гиперспособностей
Типы девиантного поведения
Слайд 23Делинкветное поведение-
Физическое воздействие, преступление. Отличия делинкветного поведения от криминального поведения
сходны в тяжести правонарушений, это поведение может проявляться в озорстве и желании поразвлечься. Подросток «за компанию» и из любопытства может бросать с балкона тяжелые предметы в прохожих, получая удовлетворение от точности попадания в «жертву». Основой делинкветного поведения является психический инфантилизм.
Слайд 24Аддиктивный тип-
стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего
психического состояния посредством приема некоторых веществ или с постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Жизнь видится им неинтересной и однообразной. Их активность, переносимость трудностей повседневной жизни снижена; есть скрытый комплекс неполноценности, зависимость, тревожность; стремление говорить неправду; обвинять других.
Слайд 25Патохарактерологический тип
поведение, обусловленное патологическими изменениями характера сформировавшиеся в процессе воспитания. К
ним относятся так называемые расстройства личности. У многих лиц наблюдается завышенный уровень притязаний, тенденции к доминированию и властвованию, упрямство, обидчивость, нетерпимость к противодействию, склонность к самозвинчиванию и поиски поводов для разрядки аффективного поведения.
Слайд 26Психопатологический тип
саморазрушающее поведение. Агрессия направляется на себя, внутрь самого человека.
Аутодеструкция проявляется в виде суицидного поведения, наркотизация, алкоголизации.
Слайд 27 Основные формы проявления девиантного поведения несовершеннолетних:
бродяжничество
попрошайничество
тунеядство
нежелание учиться
употребление наркотиков
употребление спиртных
напитков
токсикомания
раннее начало половой жизни
хулиганство
курение
повышенная агрессия
жестокость
вандализм
воровство
участие в криминальных группах
суицидальное поведение
наличие судимости
приводы в милицию
пребывание на учете в КДН
Слайд 28Психологический портрет девиантного подростка
нарушение самосознания и саморегуляции
обедненность или нарушения эмоциональной сферы
высокий
уровень тревожности, враждебности агрессивности
ярко выраженная дезадаптация
низкий уровень самоконтроля, саморегуляции
преобладание негативных эмоций
нарушения самосознания (от чувства вседозволенности до ущербности)
утрата чувства безопасности (незащищенность)
негативное самопринятие
- низкий уровень самоуважения, самооценки
- уверенность в невозможность добиться в жизни чего-то своими силами
- трудности во взаимоотношениях с окружающими, которые приводят к утрате своей ценности, убеждении в своей ненужности обществу