Слайд 1Урок на тему : "Красота человеческая"
По произведениям поэтов и писателей.
Подготовила и
провела: Шайхлисламова Эльмира Альтафовна
Слайд 2всем известна фраза А. П. Чехова: "В человеке все должно быть
прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли"
Слайд 3Красота – понятие относительное. В разные времена представления о прекрасном менялись.
Но неизменно красивым в лице человека оставалось отражение внутреннего вдохновения, чистоты чувств. Перед вами, ребята, репродукции картин разных художников, написанные в разное время. Мастера кисти считали эти лица красивыми. Мы можем согласиться с ними или нет, ведь и вкусы у нас, у людей, разные. Каждый из нас создал для себя определённые критерии красоты. Давайте сегодня поговорим о ней. Свой разговор мы начнём с известного стихотворения Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» . (Стихотворение может прочитать учитель или подготовленный ученик.)
Слайд 4Мона Лиза. Итальянский художник Леонардо да Винчи
Слайд 5Карл Брюллов «Картина девушка с виноградом».
Слайд 7Некрасивая девочка
Николай Заболоцкий
Среди других играющих детей
Она напоминает лягушонка.
Заправлена в трусы худая
рубашонка,
Колечки рыжеватые кудрей
Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,
Черты лица остры и некрасивы.
Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия.
Ни тени зависти, ни умысла худого
Еще не знает это существо.
Ей все на свете так безмерно ново,
Так живо все, что для иных мертво!
И не хочу я думать, наблюдая,
Что будет день, когда она, рыдая,
Увидит с ужасом, что посреди подруг
Она всего лишь бедная дурнушка!
Мне верить хочется, что сердце не игрушка,
Сломать его едва ли можно вдруг!
Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине ее горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
И пусть черты ее нехороши,
И нечем ей прельстить воображенье, —
Младенческая грация души
Уже скользит в любом ее движенье,
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Слайд 9Чтение рассказа А.М. Горького «Красавица
«Жаркий летний день. На палубе парохода стоят
люди. Все смотрят в сторону одной женщины.
Чем же она обратила внимание? Женщина очень красива.
Люди в очаровании наблюдают за ее движениями. Один юноша, поражённый красотой женщины, шепнул своему соседу: «Заговорите с нею. Мне хочется видеть, что даст речь! Это, наверное, будет музыка, роскошная музыка. Тогда она, эта женщина... будет вдвойне хороша. Но женщина заговорила сама. «Вот как жарко сёдни! Взопрела я». И все очарование сразу исчезло. Красота пропала!»
- Как вы думаете, ребята, действительно хороша эта женщина? Почему?
Слайд 10Чтение рассказа А.М. Горького «Красавица»
Слайд 11
С готовой, с красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек.
Ничто ведь само
не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом
Учатся и становятся
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы,
Как в спорте, как в музыке, как в труде,
Тренаж нужен людям везде-везде.
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,
Любви и действительной доброты.
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание «Человек»,-
Стоит, друзья, учиться!
Э. Асадов
Слайд 12Учитесь. Э.Асадов
Учитесь мечтать, учитесь дружить,
Учитесь милых своих любить
И жить горячо и
смело.
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело!
- Позволите, - воскликнет иной простак,
-Воспитывать чувства? Но как же так?
Ведь в столбик они не множатся!
Главное в жизни без лишних слов –
Это найти и добыть любовь.
А счастье само приложится!
Спорщики! спорщики! Что гадать,
Реку времен не вернете вспять,
Чтоб заново жить беспечно.
Так для чего ж повторять другим
Всех наших ошибок горьких дым,
Жизнь-то ведь быстротечна.
Нельзя, не учась, водить самолет,
Любви и действительной доброты.
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание «Человек»,-
Стоит, друзья, учиться!
Слайд 14Прослушайте отрывок из известной вам сказки Х.К.Андерсена «Гадкий утёнок»:
«Все гнали бедного
утенка, далее братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели». Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногой».
Слайд 15О воспитании какого человеческого качества идёт речь в этом отрывке? (О
милосердии.)
Какое качество в человеке вы поставили бы на первое место?
Слайд 16Я доброту считаю
Всех благ земных дороже.
Ведь без нее, я знаю,
Никто прожить
не может.
Она, как солнце, освещает
Путь человека непростой.
И в миг суровый помогает
Ему не отступить перед бедой.
Как дерево, лишенное корней,
Без доброты погибнет человек.
Таятся силы жизни в ней,
А без нее остановился б жизни бег.
Слайд 17В душе каждого из нас есть маленький очаг, который греет нас
и людей, что окружают нас, этот очаг, это тепло – доброта человеческая. Добрый человек - это тот, кто любит всё, что его окружает: людей, животных, лес, птиц,- это тот, кто их бережёт и им помогает. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь, милосердие, доброта, великодушие согревают, как огонь. Возле доброго человека, как возле костра, отогреешься душой, мы чувствуем себя тепло и комфортно, с ним хочется встречаться снова и снова, таких людей мы обычно называем душевными, их в стихах воспевают поэты, о них поют песни. Давайте вспомним строки из них
Слайд 18Песня «Улыбка»
1
От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется.
Поделись
улыбкою своей -
И она к тебе не раз еще вернется!
Припев:
И тогда наверняка, вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
Слайд 19Действительно, быть добрым одновременно и легко, и совсем не просто. Вспомните,
всегда ли вы добры с родными: мамой, бабушкой, сестренкой? К сожалению, нет. Вы полагаете, что все успеете наверстать, когда вырастете. Но это не так. Да и в классе очень часто по отношению друг к другу вы проявляете жестокость, забывая, что вы все очень разные, и у каждого есть свои достоинства и свои недостатки. Если кому-нибудь в другом что-то не нравится, нельзя открыто проявлять к нему неприязнь, потому что человек будет чувствовать себя одиноким, отверженным. Чтобы быть по-настоящему добрым и великодушным, надо помнить одно простое правило: не делай другому того, что будет неприятно тебе.
Слайд 21Надо помнить всегда,
Как душа человека ранима,
И порой к ней беда
Руки тянет
незримо.
Чтоб ее отвести,
Надо щедрым, как солнце, быть.
Радость людям нести,
Только так надо жить!
Слайд 22Давайте, ребята, попробуем сформулировать так называемый кодекс хорошего человека.
Слайд 23Кодекс хорошего человека:
Хороший человек добр по отношению к окружающим.
Он умеет радоваться
радостям других людей.
Он радуется тому, что имеет.
Он не завидует
Он в меру щедр.
Он уважителен по отношению к старшим.
Он любит людей, мир, и все, что в нем.
Он ценит дружбу
Он видит красоту природы.
Он сострадателен и милосерден, готов прийти на помощь.
Он способен поставить себя на место другого, понимая его чувства
Слайд 24Список, конечно, можно продолжить. Но главное – мы знаем, какими качествами
должен обладать хороший человек. А коль сегодня мы говорим о том, что это человек с огнём в груди, как у героя М.Горького Данко, значит, хороший человек, в нашем понимании, - это человек красивый.
Слайд 26В заключение нашего занятия я хочу обратиться к вам с просьбой,
которую облёк в стихи поэт.
Александр Яковлевич Яшин
Спешите делать добрые дела
Слайд 27Мне с отчимом невесело жилось,
Все ж он меня растил —
И оттого
Порой
жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Когда он слег и тихо умирал,
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал меня и ждал:
«Вот Шурку бы... Уж он бы спас меня!»
Бездомной бабушке в селе родном
Я говорил, мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю, Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обещал...
В блокаде ленинградской старика
От смерти б спас,
Да на день опоздал,
И дня того не возвратят века.
Теперь прошел я тысячи дорог —
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог...
Нет отчима,
И бабка умерла...
Спешите делать добрые дела!
Слайд 29В. А. Сухомлинский: «Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием:
не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками.
Слайд 32ИТОГ
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют
люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н.Заболоцкий)