Слайд 1Как привить ребенку желание читать.
Подготовила учитель-логопед
МБОУ СОШ № 13 г.
Волжского
Манаенкова Ирина Валентиновна
Слайд 2Пословицы о книге
Книга подобна воде: дорогу пробьет везде.
С книгой жить -
век не тужить.
Книги - мост в мир знаний.
Прочел хорошую книгу - встретился с другом.
С книгой поведешься - ума наберешься.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Кто много читает, тот много знает.
Слайд 3Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть
счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, – невоспитанный человек, нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский
Слайд 4
Слабо читающий ученик, перейдя в среднее,
а затем и в старшее звено школы, будет если не тонуть, то захлёбываться в потоке информации. Надеяться «на авось», на то, что с годами беглость чтения придёт сама не стоит.
Слайд 5
Существует ряд причин, в том числе и
социальные, – общий спад интереса к чтению, обилие источников информации помимо чтения и т. д. Теперь, для того, чтобы знать и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея.
Слайд 6 В соответствии с ФГОС показатели позитивного навыка
чтения учащихся начальной школы характеризуется следующим образом:
«После предшествующей подготовки уметь сознательно, правильно, плавно читать вслух целыми словами и группами слов с соблюдением средств выразительности устной речи и основных норм литературного произношения, темп чтения вслух – не менее 80 слов в минуту, молча – не менее 100 слов в минуту»
Слайд 7Качества, характеризующие навык чтения :
· способ – чтение целыми словами с переходом на
умение схватывать содержание в системе фразы, опережая прочитанное;
· темп – чтение незнакомого художественного и учебного текста со скоростью 90 слов в минуту вслух и превышение темпа чтения молча на 30-40 слов (120-140 слов в минуту);
· правильность (безошибочность) – правильное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения; не допускаются ошибки: пропуски и замена звуков – 1 класс, искажение окончаний слов – 2 класс, неправильное ударение, произношение – 3-4 класс;
· осознанность и выразительность – понимание содержания любого типа простого или сложного предложения и передача его при помощи интонации, с учётом знаков препинания; передача с помощью интонирования понимания текста и своего отношения к персонажам после самостоятельной подготовки к выразительному чтению.
Слайд 8 Таким образом, для обучения технике чтения
выделяются определенные группы упражнений, направленные на:
развитие речевого аппарата;
расширение оперативного поля чтения;
развитие правильности и безошибочности восприятия текста;
развитие скорости чтения при чтении вслух и молча;
развития внимания и памяти в процессе восприятия;
преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Слайд 9Предлагаются упражнения следующего вида:
а) разминка (дыхательная гимнастика)
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение тихо и умерено:
арка арца арта арда арла арча арса аржа
г) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь
Слайд 10Расширение оперативного поля чтения
10_________23
96_________________72
54_______________________34
68___________________________86
71______________________________43
Слайд 12Чтение согласных букв:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
КВМСПЛБШГРДБЛСТ
ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ЩМЖДШХЧМКПБРВС
ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Слайд 14Чистоговорки
Са-са-са – прилетела к нам оса.
Су-су-су – мы увидели осу.
Сы-сы-сы –
не боимся мы оса.
Ас-ас-ас – не ужалит она нас.
Ра-ра-ра - начинается игра.
Ры-ры-ры - у нас красные шары.
Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
Ро-ро-ро - принеси скорей ведро.
Слайд 15Скороговорки
У соседа- домоседа сосед-непоседа,
У соседа-непоседы сосед-домосед.
От топота копыт пыль по полю
летит.
Проворонила ворона вороненка.
Мама мыла Милу мылом.
Под горой гогочут гуси, на горе костёр горит.
Слайд 16Конструктор :
ВО ВА
СО СЫ
У СА
РО ВОК
О ДА
Слайд 19
Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях.
Упражнение “Антиципация частей поговорок”
Сделал дело …
Тише
едешь …
Дал слово …
Лучше поздно …
Мал золотник …
Семь раз отмерь …
Слайд 20Развитие скорости чтения при чтении вслух и молча:
“ФИНИШ” (чтение слов за
ограниченное время)
удар лист
мало хлеб
вниз звук
метр игра
счет дочь
Слайд 21Кто играет в прятки?
КНОТИГРЯАЖОМЕДВЕДЬ
ДЬЦЯЮХДЯТЕЛИСААНИ
ЁСЛИНОТУШКАНЧИККМ
ЭЖЛОСЬАКЛОРИНДЮК
МОРЖКОЗАИПРОЖУКМТ
АЕПЧЕЛАРМТЬЮЖИРАФ
МПАЛЕВ ИЬЮВОРОНАЖЪ
Слайд 23 Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут
в день.
Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.
Слайд 25Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у
ребёнка;
При выборе книг опираться на желания ребёнка;
Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками;
Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы, стихотворения, басни, фольклор;
Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребёнка;
Надо организовать семейное чтение книг; это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы;
Для совместного чтения выбирать интересную и занимательную книгу, чтобы дети с удовольствием ждали вечера;
Читать вслух следует по очереди; чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко;
Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять детей, не притуплять интереса к чтению;
После чтения важно обсудить прочитанное;
Всячески поддерживать одобрять и хвалить, особенно неуверенного в себе ребёнка.
Слайд 26Спасибо за внимание!
Мы без книги, как без
рук,
Книга - это верный друг.
Ведь
без книги, как без
света,
Как без доброго совета.