Презентация, доклад Как научить правильно писать

Содержание

Формирование навыка письма: техническая и смысловая стороны письмаПисьмо начинается с побуждения, мотива, задачи. План письменного высказывания, смысловая программа, общая последовательность мыслей.Нужно соотнести с определенной структурой предложения. Сохранить нужный порядок написания фразы, предложения. Каждое предложение, которое предстоит

Слайд 1

Механизмы формирования навыка

письма
Механизмы формирования навыка  письма

Слайд 2Формирование навыка письма: техническая и смысловая стороны письма
Письмо начинается с побуждения,

мотива, задачи.
План письменного высказывания, смысловая программа, общая последовательность мыслей.
Нужно соотнести с определенной структурой предложения.
Сохранить нужный порядок написания фразы, предложения.
Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивать на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.
Анализ звуковой структуры слова: последовательность и место каждого звука.

Формирование навыка письма: техническая и смысловая стороны письмаПисьмо начинается с побуждения, мотива, задачи. План письменного высказывания, смысловая

Слайд 3Формирование навыка письма: техническая и смысловая стороны письма
7. Проговаривание.
8. Соотнесение выделенной

из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы.
9. Воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль (проговаривание).
10. Запись слова, соблюдая все элементы правописания.
11. Чтение написанного текста.
12. Ориентация на том, что написал и что
предстоит написать. 

Формирование навыка письма: техническая и смысловая стороны письма7. Проговаривание.8. Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным

Слайд 4Что требуется от обучающегося
Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Ориентировка в

инструкции.
План письменного высказывания, смысловая программа, общая последовательность мыслей. Хороший уровень развития связной речи и логичность высказывания.
Нужно соотнести с определенной структурой предложения. Умение составлять предложения – владение лексико-грамматическим строем речи.
Сохранить нужный порядок написания фразы, предложения. Знание правила написания предложения. Удержание смысловой программы.

Что требуется от обучающегосяПисьмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Ориентировка в инструкции.План письменного высказывания, смысловая программа, общая

Слайд 5Что требуется от обучающегося
5. Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивать на

составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова. Владение схемой анализа предложения.
6. Анализ звуковой структуры слова: последовательность и место каждого звука. Сформированность фонематического слуха. Владение звуко-буквенным анализом и синтезом.
7. Соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы. Знание букв.
8. Воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль (проговаривание). Ориентация в элементах букв.
9. Запись слова, соблюдая все элементы правописания. Знание правил правописания.


Что требуется от обучающегося5. Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивать на составляющие его слова, так как на

Слайд 6Содержание коррекционных работ
Развитие и уточнение пространственных представлений:
Уточнение представлений детей о схеме

тела, тела в пространстве.
Определение направлений в пространстве: налево, направо, вперед, назад, наверху, внизу.
Уточнение пространственных взаимоотношений на листе бумаги ( зрительные диктанты).
Определение линейной последовательности предметного ряда: кто за кем, между кем?
Последовательность цифрового ряда: упражнения на память: кто первый, следующий, последующий?

Содержание коррекционных работРазвитие и уточнение пространственных представлений:Уточнение представлений детей о схеме тела, тела в пространстве.Определение направлений в

Слайд 7Содержание коррекционных работ
2. Временные представления:
Сутки: утро, день, вечер, ночь. (позавчера,

вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Неделя.
Времена года.
Месяцы.
Возраст и роли в семье: младший,
средний, старший; дедушка,
прадедушка; бабушка, прабабушка;
внук, внучка, правнук, правнучка;

Содержание коррекционных работ2.  Временные представления:Сутки: утро, день, вечер, ночь. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)Неделя.Времена года.Месяцы.Возраст и

Слайд 8Содержание коррекционных работ
3. Коррекционная работа на фонетическом уровне:
Образование

звуков.
Звуковой (фонематический) анализ слов: гласный звук, узнавание и вычленение гласного звука, согласный звук, узнавание и вычленение согласного звука, звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд, обозначение мягкости согласных на письме, дифференциация звуков сходных по написанию, дифференциация оппозиционных
звуков.

Содержание коррекционных работ3.  Коррекционная работа на фонетическом уровне:  Образование звуков.  Звуковой (фонематический) анализ слов:

Слайд 9Содержание коррекционных работ
4. Коррекционная работа на лексическом уровне:
Уточнение

и расширение словарного запаса: предметные группы, явления природы, общества, значимые даты.
Слоговой анализ и синтез слов: знакомство с гласными как со слогообразующими звуками; деление слов с изучаемыми согласными; подбор слогов различной структуры; придумывание слогов, содержащих данный звук;
Типы слогов.
Ударение в слове.
Схемы слого-ритмической структуры слов. Вычленение и запись ударного звука; придумывание и запись слов с ударным слогом в начале, середине, конце слова;
Безударные гласные.
Состав слова (корень слова, приставка, суффикс).

Содержание коррекционных работ4. Коррекционная работа на лексическом уровне:  Уточнение и расширение словарного запаса: предметные группы, явления

Слайд 10Содержание коррекционных работ
5. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:
Словосочетание и

предложение: составление фраз с заданным количеством слов; изменение порядка слов во фразе; описание предмета или предметной картинки; составление рассказа по сюжетной картинке; восстановление порядка высказывания в небольших текстах, пересказ текста.
Согласование: в числе, в роде.
Управление: работа над падежами.
Связь слов в предложении.
Предлоги: схемы предлогов (образцы схем)
Предлоги и приставки.
Содержание коррекционных работ5. Коррекционная работа на синтаксическом уровне:  Словосочетание и предложение: составление фраз с заданным количеством

Слайд 11Работа над слоговой структурой слова
Группы слогов:
1 группа: двусложные слова из двух

открытых слогов.
из двух одинаковых слогов с ударением на первом слоге: ма-ма, па-па;
из двух разных слогов: ко-ни, ва-та;
2 группа: трехсложные слова из трех открытых слогов: мо-не-та, ли-мо-ны, па-ла-та, по-ле-но, ма-ши-на;
3 группа: односложные слова: сом, сок, тук, тюк;
4 группа: двусложные слова с одним закрытым слогом: на-сос, па-кет;
5 группа: двусложные слова со стечением согласных в середине слова: тыква, банка, лепка, карта, парта;
Работа над слоговой структурой словаГруппы слогов:1 группа: двусложные слова из двух открытых слогов. из двух одинаковых слогов

Слайд 12Работа над слоговой структурой слова
Группы слогов:
6 группа: двусложные слова со закрытым

слогом со стечением согласных: компот, поднос, восток, арбуз;
7 группа: трехсложные слова с закрытым последним слогом: напиток, молоток, самокат, логопед;
8 группа: трехсложные слова со стечением согласных: котлета, конфета, поливка;
Работа над слоговой структурой словаГруппы слогов:6 группа: двусложные слова со закрытым слогом со стечением согласных: компот, поднос,

Слайд 13Работа над слоговой структурой слова
9 группа: трехсложные слова со стечением согласных

и с закрытым слогом: памятник;
10 группа: трехсложные слова с двумя стечениями: винтовка;
11 группа: односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слово: страх, клей, кнут, плот, мост, куст, танк, парк;
12 группа: двусложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка, скрепка, строчка, стрелка;
13 группа: четырехсложные слова с открытыми слогами: пуговица, Буратино;
Работа над слоговой структурой слова9 группа: трехсложные слова со стечением согласных и с закрытым слогом: памятник;10 группа:

Слайд 14Порядок работы над оппозиционными звуками
Работу рекомендуется вести в следующей последовательности:
В-Ф, Б-П,

Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш, Ш-С, Ж-З, Ц-С, Ч-Ц, Ш-Ч, Р-Л.
Схема работы над оппозиционными звуками:
Дифференциация и закрепление данных оппозиционных звуков среди других звуков;
Дифференциация и закрепление звуков в слогах;
Дифференциация и закрепление звуков в словах;
Дифференциация и закрепление звуков в словосочетаниях, предложениях;

Порядок работы над оппозиционными звукамиРаботу рекомендуется вести в следующей последовательности:В-Ф, Б-П, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш, Ш-С, Ж-З,

Слайд 15Использовать следующие виды диктантов:
Проверочные диктанты: без предварительного анализа, без подчеркнутой артикуляции,

без выделения сомнительного звука;
Зрительные диктанты: текст пишется на доске с выделением изучаемой буквы. Учащиеся рассматривают текст, обращая внимание на выделенные буквы, и путем последующего звукового анализа слова и орфографического разбора объясняют их написание. Затем текст закрывается, и учащиеся пишут его под диктовку.


Использовать следующие виды диктантов: Проверочные диктанты: без предварительного анализа, без подчеркнутой артикуляции, без выделения сомнительного звука;Зрительные диктанты:

Слайд 16Использовать следующие виды диктантов:
Предупредительные диктанты: Учитель сначала читает весь текст. Дети

внимательно слушают. Затем проводится краткий звуковой и орфографический разбор текста. После этого учитель диктует каждое предложение. До написания каждого предложения логопед останавливает внимание учащихся на тех словах, которые представляют орфографическую зоркость.
Контрольные диктанты: проводится после того, как достаточно прочно усвоена изучаемая фонема. Перед началом записи под диктовку следует прочитать текст целиком и поставить, если надо, два-три вопроса, чтобы учащиеся осмыслили его содержание. Затем материал диктуется по предложениям. После окончания диктанта учитель снова прочитывает весь текст, а учащиеся в это время проверяют написанное и вносят исправления, если они потребуются.



Использовать следующие виды диктантов:Предупредительные диктанты: Учитель сначала читает весь текст. Дети внимательно слушают. Затем проводится краткий звуковой

Слайд 17Работа над ошибками
Привить учащимся навыки работы над ошибками:
На первых

порах при замене одной буквы другой рекомендуем делать исправление ошибочного написания в самом слове, чтобы учащиеся воспринимали его в правильном виде. Исправляя ошибку, учитель вписывает в слово нужную букву вместо ошибочной. Например, в ошибочном написании слова «тлава» (трава) учитель на месте буквы л пишет р красными чернилами. Проводится звуковой анализ, после чего учащиеся выписывают два-три раза слова в исправленном виде.
В дальнейшем необходимо научить обучающегося видеть свои ошибки. Важное значение при этом имеет прием подчеркивания учителем неверных написаний. Это развивает у детей внимание к ошибкам. Учитель подчеркивает только орфографическую ошибку, а учащийся после правильного произнесения и звукового анализа должен надписать нужную букву над подчеркнутой и после проверки учителя выписать два-три раза исправленное слово в конце работы.
На следующем этапе работы не указывается конкретное место ошибочного написания. Учитель подчеркивает все слово, в котором допущена ошибка, а учащийся должен найти ошибку с слове и надписать нужную букву. После проверки учащийся выписывает слово в правильной форме.
Работа над ошибками  Привить учащимся навыки работы над ошибками:На первых порах при замене одной буквы другой

Слайд 18Использование слов-паронимов для дифференциации оппозиционных звуков
В-Ф: Ваня – Фаня, Веня –

Феня, ветка – конфетка, влага – фляга.
Б-П: балка – палка, башня – пашня, бочка – почка, баня – Паня, бой – пой, болит – палит, бот – пот, букет – пакет, булка - пулька, бил – пил, беги – пеки, бел – пел, забор – запор, набор – напор, забирай – запирай.
З-С: газета – кассета, зуб – суп, лозы – лоси, коза – коса, гроза – краса, завет – совет, зев – сев, злой – слой, злить – слить, залить – солить, зыбь – сыпь.
Д-Т: дачка – тачка, дело – тело, день – тень, Дина – тина, дом – том, Дон – тон, доска – тоска, душ – тушь, дочка – точка, кадушка – катушка, удочка – уточка, дрова – трава, док – ток.
Г-К: Галина – калина, гол – кол, голос – колос, гости – кости, грот – крот, густ – куст, игра – икра, галька – калька, гора – кора.
Ш-С: башня – басня, каша – касса, кашка – каска, крыша – крыса, Машка – маска, мишка – миска, мышь – мыс, шутки – сутки.
Ж-Ш: жар – шар, жаль – шаль, жест – шест, жесть – шесть, жить – шить, жутко – шутка, лужа – Луша, сажа – Саша.
Ж-З: кожи – козы, ложи – лозы, рожок – разок, жевать – зевать, лежать – лизать, лужа – луза.
Ц-С: цапля – сабля, цвет – свет, цветик – светик, цел – сел, цвести – свести, цедить – садить.
Л-Р: барка – балка, бурки – булки, жарить – жалить, жарко – жалко, жарь – жаль, рак – лак, репка – лепка, ров – лов, розы – лозы, рука – Лука, сорить – солить.
Использование слов-паронимов для дифференциации оппозиционных звуковВ-Ф: Ваня – Фаня, Веня – Феня, ветка – конфетка, влага –

Слайд 19Работа над словами, объединенными лексическими темами
Цель:
Развитие оптико-пространственных представлений,

аналитико- синтетической деятельности;
Уточнение и обогащение словарного запаса;



Работа над словами, объединенными лексическими темамиЦель: Развитие оптико-пространственных представлений,    аналитико- синтетической деятельности;Уточнение и обогащение

Слайд 20Работа над словарными словами
Лучше всего уже в первом классе завести для

этих слов один общий словарь.
В процессе заучивания слова следует произносить так, как они пишутся, а не так, как их принято произносить обычно, например «корова», «потолок».
С целью улучшения запоминания слов лучше всего постараться самому найти какие-то приемы заучивания, позволяющие вносить как бы некоторую долю осмысливания в этот в общем-то механический процесс. Например названия овощей. Их лучше записать в два столбика с учетом содержащейся в их составе гласной О или А, например: огурец, картофель, помидор, кабачок, морковь, капуста и т.д.

Работа над словарными словамиЛучше всего уже в первом классе завести для этих слов один общий словарь.В процессе

Слайд 21Работа над словарными словами
4. Слова, включающие в свой состав сочетания –ОРО-,

-ОЛО-, -АРА-, -АЛА-, для лучшего усвоения этих слов опять-таки лучше прибегнуть к записи их в два столбика: соловей, молоко, сарафан, сарай и т.д. отдельно можно запомнить такие слова, в составе которых имеется сразу три одинаковых гласных О или А.
5. В процессе заучивания словарных слов необходимо к каждому из них подбирать возможно большее число родственных слов. Это расширяет границы познания в языке, дает возможность «обыгрывать».
6. Систематическое проведение предупредительных диктантов.
7. Те словарные слова, написание которых прочно усвоено исключается, к ним возвращаются, если возникают ошибки. Это делать немедленно.

Работа над словарными словами4. Слова, включающие в свой состав сочетания –ОРО-, -ОЛО-, -АРА-, -АЛА-, для лучшего усвоения

Слайд 22Список литературы
1. И.Н. Шапиро, М.Ф. Кондакова, М.И. Подшивалова, Ц.Г.Ермоник «Диктанты

и другие материалы для диференциации смешиваемых звуков» пособие для логопедов и учителей начальных классов. М. «Просвещение», 1964 г.
2. «Преодоление нарушений письменной речи» под ред. Н.Н.Яковлевой. Изд. «Каро» С-Пб. , 2011 г.
Список литературы 1. И.Н. Шапиро, М.Ф. Кондакова, М.И. Подшивалова, Ц.Г.Ермоник «Диктанты и другие материалы для диференциации смешиваемых

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть