Слайд 1 Развитие познавательной активности через проектную деятельность на уроках в
начальной школе.
Закирова Лейсан Харисовна,
учитель II квалификационной категории
МБОУ «Гимназии№40»
Приволжского района г. Казани
Слайд 2моя цель:
1. Определить который вид деятельности более эффективный для младшего
школьника.
2. Особенности, ключевые моменты, при пользовании проектной деятельностью и исследовательскими деятельностями.
3. Какие воспитательные вопросы можно решить с помощью проектной деятельностью и исследовательской деятельностью.
Слайд 3Условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте
деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности
Слайд 4-Первый этап работы
-Вторым этапом работы
Определение потребностей и краткая формулировка
задачи, выделение проблемы.
Набор первоначальных идей.
Проработка одной или нескольких идей
Планирование и изготовление изделия или продукта.
Защита проекта или презентация.
Слайд 5
Результат:
1 группа - “Эмблема команды». Продукт: нагрудной знак, костюмы,
2 группа
- “Конкурс кроссвордов» Продукт: раздел для литературного журнала.
3 группа - “Конкурс рисунков”. Продукт: раздел для литературного журнала.
4 группа - “Конкурс сочинений». Продукт: раздел для литературного журнала.
5 группа - “Спектакль”. Продукт спектакль «Винни - Пух и Все, Все, Все!»
Слайд 6Защита проекта или презентация.
Слайд 12 Возможно ли объединение классно-
урочной и проектной формы
занятий?
Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей.
Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне вкладывается «в классно-урочную систему».
Слайд 13Исследование и проект?
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а
целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей
Слайд 14Основными этапами проектной деятельности являются:
• Определение тематического поля и темы проекта,
поиск и анализ проблемы
, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий,
выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований
к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
• Подготовка и защита презентации;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Слайд 15Этапы научного исследования:
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
Постановка цели
и конкретных задач исследования.
Определение объекта и предмета исследования.
Слайд 16 Выбор метода (методики) проведения исследования.
Описание процесса исследования.
Обсуждение результатов
исследования.
Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Слайд 17Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?
1.Провести подготовительную работу.
2.
2.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.
4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.
5. Создавать группу не более 5 человек.
6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.
7. Учесть и избежать «подводных камней».
Слайд 18Этап 1. Погружение в проект.
Цель этапа - подготовка учащихся к созданию
газеты.
Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
Этап 2. Планирование деятельности.
Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).
Слайд 19Этап 3. Реализация плана.
Цель - поиск материала для вики-стенгазеты.
Задачи: самостоятельная работа
учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).
Этап 4. Презентация результатов.
Цель - демонстрация.
Этап 5. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.
Слайд 209.Общие правила для педагогов – руководителей проектов
• Старайтесь подходить ко всему
творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.
• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
Слайд 21• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
•
Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Слайд 22• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то,
что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.
• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.
• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.
• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.
• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.
• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
Слайд 26Возрастные психолого-физиологические особенности
детей младшего школьного возраста.