Слайд 1Семинар
с элементами тренинга
«Психологический комфорт как условие развития личности
обучающихся
с ОВЗ»
Автор-составитель
педагог-психолог
Леонова О.Д.
Тымовск 2019
Слайд 3Создание в образовательном учреждении атмосферы психологического комфорта
Закон РФ «Об образовании» в
ст. 56.3 говорится «о прекращении трудового договора с педагогами в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося»
Статья 32.3 «Образовательное учреждение несёт ответственность за качество образования своих выпускников». Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики обучающегося, его желание учиться, а в итоге - на его успеваемость.
Конвенция ООН о правах ребёнка статья 28.2 «Государства участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребёнка и в соответствии с настоящей Конвенцией»
Слайд 4
Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
Слайд 5Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический
словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Слайд 6Психологический комфорт – это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности обучающегося
в результате оптимального взаимодействия его с внутриобразовательной средой.
Слайд 7Наиболее благоприятные условий для взаимодействия
просьбы, а не требования;
убеждения, а не
агрессивное словесное воздействие;
четкую организацию, а не жесткую дисциплину;
компромисс, а не конфронтацию ( столкновение, противоборство, враждебное отношение)
Слайд 8На занятиях интеллектуальный комфорт достигается:
сменой видов деятельности;
достижением желаемого результата;
поддержкой со
стороны педагога;
верой в собственные возможности.
Слайд 9Создание психологического комфорта
доброжелательные взаимоотношения в системах «педагог – обучающийся», «студент
– студент»;
создание ситуации успеха;
использование на занятиях методов эмоциональной раскачки, упражнений на релаксацию;
комфортная внутриобразовательная среда (благоприятные внешние условия образовательного учреждения).
Слайд 10Благоприятный климат
1. «Открытие» обучающегося на общение - которая призвана создать ему
комфортные условия на уроке, в группе, образовательном учреждении.
2. «Соучастие» обучающемуся – демонстрация своих чувств искренней радости, благожелательности, расположенности.
3. «Возвышение» обучающегося – создание положительной репутации обучающемуся, повышения его самооценки, когда бы обучающийся поверил в себя, свои силы, способности.
Слайд 11Тест
«Стиль педагогического общения»
Слайд 12Либеральный стиль общения –
10-19 баллов.
Либеральные педагоги почти не контролируют действия обучающихся,
все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, в тех случаев, когда возникает угроза жизни, физической травмы обучающегося. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни обучающегося. Такой тип воспитания формирует в обучающемся вседозволенность и безразличие к другому человеку. обучающийся привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделён вниманием.
Слайд 13Авторитарный стиль общения –
20-24 балла.
Авторитарные педагоги добиваются от обучающихся слепого
и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением обучающихся сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание – основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный обучающийся (ребенок). Общие черты обучающегося при таком воспитании – заниженная самооценка, неуверенность в себе.
Слайд 14Демократический стиль общения –
25-30 баллов.
Педагоги, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся
к обучающимся, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Но подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких педагогов в общении с обучающимися преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности обучающихся. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности обучающегося. У обучающихся формируется чувство собственного достоинства.
Слайд 15Работа в группах
Правильное решение в конфликтной ситуации