Слайд 1Как избежать вовлечения подростков
в секты, экстремистские и террористические
организации
Слайд 2Экстремизм (от лат. Extremus – крайний, чрезмерный) – приверженность крайним взглядам, методам
действий (обычно в политике). Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения.
Слайд 3Терроризм же, в свою очередь, – это крайняя форма проявления экстремизма.
Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” – страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века.
Слайд 4Основными видами экстремистской деятельности являются:
1. религиозно-националистический экстремизм
2. политический экстремизм
3.
религиозно-политический экстремизм
Слайд 5Определяя сущность традиционных религий, следует сказать, что они составляют часть исторического,
духовного, социального и культурного наследия определенной страны и этим определяют духовные и культурные традиции народов, населяющих государство.
В отличие от традиционных, тоталитарные религиозные объединения будут чужеродными в любой стране, ибо они разрушают систему ценностей, выработанных народом. Тоталитарные религиозные объединения, по сути, являются деструктивными, так как они разрушают личность. Термин «тоталитарность» в данном случае делает акцент на методах деятельности объединения.
Слайд 6Секта (лат. secta - учение, направление, школа) – это: 1) организация
или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им; 2) тип религиозной организации, характеризующийся закрытостью, строгим членством, харизматическим лидерством, критическим отношением к действительности.
Слайд 7Тоталитарная секта (от лат. totalis – весь, полный) – организация, устанавливающая
полный, всеобъемлющий контроль над образом жизни и образом мысли своих членов.
Деструктивная секта (культ) – разновидность организации, чья культовая практика признается авторитетными социальными институтами общества разрушающей в отношении личности, ее духовного и физического здоровья, системы ценностей и образа жизни; нарушающей гарантированные права и свободы человека, нормы общественного порядка и нравственности.
Слайд 9 ПЕРВЫЙ ЭТАП – это ФАЗА ИНДОКРИНАЦИИ (англ. Indokrination от лат. In
внутрь и doktrina учение, теория, доктрина)
1) насильственное навязывание личности (группе, народу) ценностей, целей, идеологий теми или иными субъектами или институтами
власти;
2) введение, приобщение, ознакомление с какой-либо теорией, доктриной;
3) целенаправленное распространение какой-либо политической идеи, доктрины, учения в обществе или общественном слое для формирования определенного общественного сознания.
Слайд 101. Фаза вербовки осуществляется людьми, интуитивно чувствующими потенциального члена организации. На
этой фазе человек теряет эмоциональную стабильность и запутывается в противоречиях.
2. Введение в учение заключается в изложении основных положений предлагаемой доктрины. Основной задачей этого этапа является создание психологической зависимости вербуемого с вовлечением его в провозглашаемую идеологию, в смысл таинства. Форма вовлечения может быть разнообразной: курсы, семинары, лекции, богослужения, изучение книг, просмотр фильмов, во время которых «учения», излагаемые основателями секты, выдаются «порционно». Наблюдается тенденция связывать людей новыми обязанностями, не оставляя им времени для самостоятельного критического осмысления происходящего.
3. Увеличивающаяся связь с группой проявляется в разрыве человека с прежними «корнями». Жизнь течет в лоне группы. Происходит прерывание контактов с теми, кто отвлекает от постоянной связи с группой;
4. Отчуждение от окружающего мира и изоляция, происходящие параллельно со все большим вхождением в жизнь организации;
5. Укрепление приверженности к учению секты, к деятельности организации характеризующееся усилением зависимости, контроля над сознанием и чувства идентичности с сектой.
Слайд 11 ВТОРОЙ ЭТАП – КОНТРОЛЬ СОЗНАНИЯ.
Контроль сознания – это практическое применение
хорошо обоснованных и экспериментально проверенных данных научной психологии к феномену быстрых и резких изменений поведения, мышления и чувств у людей, оказавшихся в группах (как религиозных, так и любых других) с высоким уровнем социально-психологического манипулирования и давления.
Контроль сознания – это манипуляция с использованием насильственного обращения в веру (внедрения убеждения) или техники модификации поведения без информированного (осознанного) согласия того человека, к которому эту технику применяют.
Слайд 12Выделяют следующие техники контроля сознания:
1.Групповое давление и «бомбежка любовью» отбивают охоту
к сомнениям и усиливают потребность в принадлежности через использование игр, подобных детским, через пение, объятия, прикосновения и лесть. Цель методики – вызвать у адепта или вербуемого в культ ощущение, что именно его тут только и ждали, что он – это нечто особенное и общаться с ним адептам культа очень и очень приятно.
2. Изоляция ведет к невозможности или отсутствию желания сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
3. Техники, останавливающие мышление, вводят новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, которые, при чрезмерном использовании, создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости.
4. Страх и вину вызывают извлечением признаний под предлогом создания близости и обнаружения страхов и секретов, чтобы создать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, так же как и чередованием наказаний и наград.
5. Поощряется отказ от сна ради духовных упражнений, необходимого тренинга или срочных проектов (планов).
6. Неадекватное питание маскируется или как специальная диета для улучшения здоровья и достижения духовности, или как обязательная принадлежность ритуалов.
7. Сенсорная перегрузка навязывает принятие комплекса из новой доктрины, целей и определений (дефиниций), чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.
Слайд 13 После контроля сознания наступает ТРЕТЬЯ ФАЗА – это КОНСОЛИДАЦИЯ (от лат. con – вместе,
solido – укрепляю)
– укрепление, объединение, интеграция, сплочение чего-либо (лиц, групп, организаций, движений и прочего выбранного, нового поведения и невозможность возврата к прошлому за счет жестких связей внутри организации, установление жесткого контроля, коллективных исповедей, прекращение не санкционированных сектами социальных контактов, требование преданности, исполнительности. Деструктивные культы осознают, что даже самые преданные обращенные поддаются сомнениям и могут оступиться, если не подвергаются интенсивной и постоянной обработке.
Слайд 14ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ и МЕТОДЫ:
– От обращенного требуют придерживаться сурового стиля жизни,
который отражает культурные ценности.
– Использование методик, вызывающих транс, таких, как медитация, молитвы, монотонное пение, самогипноз и говорение на языках.
– Публичное заявление о верности обращенного.
– Повторяющиеся угрозы относительно ухода, такие, как: «если ты уйдешь твоя жизнь развалится на куски», «твоя душа сгниет», «пострадают твои родственники».
– Обещание немедленного спасения, например обращенным говорят, что если они «только чуть-чуть сильнее постараются, отдадут немного больше себя», они достигнут любого обещанного культом вознаграждения. Обращенные постоянно стремятся утопических идеалов и обвиняют самих себя за то, что стараются недостаточно усердно.
Слайд 15– Ограниченный доступ к внешним источникам информации или его отсутствие.
–
Отсутствие некультовых связей и эмоциональной поддержки.
– Обращенные становятся зависимыми от дружбы, близости и эмоциональной поддержки культовой группы, чувства, отчуждения, враждебности и паранойи в отношении некультового мира усиливаются.
– Контроль над сексуальной близостью внутри культа, например, лидер может диктовать, стоит ли жениться, когда и на ком, нужно ли иметь сексуальные отношения, детей, проводить стерилизацию, аборты.
– Постоянная исповедь. Обращенные испытывают стыд, затем облегчение, затем чувствуют себя в долгу перед культом за спасение от их «дурной натуры».
– Чрезмерные финансовые обязательства, часто требующие передачи в пользу культа наследства, банковских счетов, платежных чеков и другого материального имущества (дома, машины, аудио- и видеотехники и т.п.)
Слайд 18Психологические портреты лиц, вовлекаемых в экстремистские организации и террористические отряды.
Политолог и
социолог Ю.М. Антонян выделяет такие неотъемлемые черты экстремистского сознания у молодежи, как:
1) разделение мира на две различные группы – «мы» (хорошие, умные, трудолюбивые и т.д.) и «они» (плохие, готовящиеся на нас напасть, угрожающие нам и т.д.)
2) перенос негативных черт отдельных лиц на всю социальную (религиозную, национальную) группу.
Слайд 19К причинам, порождающим экстремистские настроения в молодежной среде, можно отнести
–
культурно-воспитательные проблемы:
изменение ценностных ориентаций
распад прежних моральных устоев
нетерпимость, ксенофобия
отсутствие стремления к единению всех народов, проживающих на территории России
– социально-экономические факторы:
преобладание досуговых ориентаций над социально полезными занятиями
кризис школьного и семейного воспитания
криминальная среда общения
неадекватное восприятие педагогических воздействий
отсутствие жизненных планов.
Слайд 20Как правило, для лиц, привлекаемых в низшие уровни экстремистских организаций, характерны:
- интеллектуальная и нравственная ограниченность, нетерпимость к критике;
- готовность увидеть недостатки исключительно у других, обвинить окружающих в своих собственных неудачах;
- компенсаторная грубость, агрессия, склонность к применению насилия;
- готовность подчиняться силе и природным инстинктам выживания, когда всё «иное» расценивается как угроза своему существованию и требует устранения;
- социально-психологическая неустойчивость и стремление принадлежности к какой-либо группе людей (желательно сильных и агрессивных) для обретения чувства уверенности и собственной значимости;
- использование упрощенных штампов и примитивной формы психологической защиты для самооправдания от собственных неудач;
- психическая тугоподвижность, ригидность
Слайд 21Первая группа риска вовлечения в террористическую деятельность
-Люди не способные или
не желающие трудиться, даже для своего собственного благополучия, которые хотят решить свои проблемы легко и быстро, не затрачивая усилий
Вторую группу людей, предрасположенных к террористическим действиям, составляют те, кто легко поддается внушению. Такие люди, как правило, попадают под влияние террористической идеологии религиозной направленности. Они быстро впитывают ложную веру.
Третью группу людей, способных быть втянутыми в террористическую деятельность, составляют лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Это может быть связано с потерей работы или социального положения, утратой имущества, болезнью, конфликтом с родными и близкими и т.д.
Четвертая группа людей, из которой могут выйти террористы – психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной национальности, веры, профессии, уровня достатка.
Пятая группа людей, молодежь. Интерес преступников к этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным воздействием.
Слайд 23Признаки вовлечения человека в тоталитарную секту, экстремистскую организацию:
– замкнутость, скрытность, стремление
изолироваться от обычного круга общения;
– «стеклянные» глаза, отрешенный взгляд, забывчивость, невнимательность;
– неспособность мыслить, слушать собеседника;
– частые немотивированные уходы из дома;
– резкое изменение образа жизни, мыслей, словарного запаса и манеры общения;
– пропажа в семье денег и ценных вещей;
– приготовление ранее непривычной пищи и напитков;
– отказ отмечать Новый год, день рождения и другие семейные праздники;
Слайд 24– появляется литература организации, звучит специальная «духовная» музыка, воскуряются благовония на
восточный манер или образки святых покровителей, чтимых данной общиной, оружие и другие необычные предметы;
– меняется выражение лица, становится как бы просветлённым, взгляд погружён в себя;
– неспособность мыслить, слушать собеседника;
– пропадает на несколько часов — посещает мероприятия («сходки», встречи, семинары);
– внезапные разговоры о добре-зле, наказании-прощении, астрале, кармических узлах и т.д.;
– уход из семьи, отказ от общения с близкими и др.
Слайд 25– появляется сразу много новых знакомых — эффект «вхождения в круг»,
он рассказывает о них, они приходят в гости или звонят;
– начинает соблюдать неизвестные ритуалы при повседневных действиях (омовения, жесты, молитвы, пение), соблюдает необычные посты и праздники;
– начинает воспитывать и поправлять вас, может прямо обвинить в греховности вашего образа жизни, попутно заявляя, что стал новым человеком;
Если из дома пропадают ценности, пропускает школу, отключает мобильный, значит влияние организации очень сильное, требования к членам радикальны и опасны.
Слайд 27 1. Как правило, человека толкает в
секту сложная жизненная ситуация, одиночество, ощущение ненужности и невостребованности.
2. Тонкие психологи вербуют в секты настолько грамотно, что человек, ещё не успев понять, куда он попал, уже опутан сетями, и выйти из ловушки очень сложно. Чем дольше он находится в секте, тем сложнее его оттуда вытащить.
3. Нет человека, который пришёл бы в секту сам. Его приводят туда через обман, сокрытие информации, недобросовестную рекламу и держат, манипулируя сознанием.
4. Отличить служителя традиционной церкви от проповедника религиозной секты несложно. Если вам делают весьма заманчивое (за символические деньги) предложение, то необходимо задуматься. Когда требуют принять решение прямо здесь и сейчас, потому что «потом будет поздно», то это явно что-то недобросовестное, вам просто не хотят предоставить полную информацию.
Слайд 29Исходя из степени вовлеченности в религиозное сектантство, педагогическая работа с учащимися
подразделяется:
1) на общую воспитательную работу с детьми; 2) на воспитательно-коррекционную работу с учащимися группы риска; 3) на реабилитационную работу с учащимися, находящимися под воздействием религиозных сект
Слайд 30По отношению к молодым людям, уже ставшим адептами какого-либо НРО, социальному
педагогу совместно с психологом следует организовать реабилитационную работу с культистом, одной из основных форм которой является консультация по выходу их из секты с привлечением членов семьи.
Консультация о выходе - это предоставление человеку информации о принципах и практических приемах восстановления его социальной идентичности. Консультация предполагает почтительный диалог в открытой обстановке, дополненный образовательными материалами в виде подходящих литературных, подлинных исходных материалов (первоисточников), сообщений средств массовой информации и личных свидетельств.
Слайд 31Главная помощь может быть оказана при хорошо спланированной работе близких и
родственников адепта и специалиста, который помогает как семье, так и самому культисту. В качестве группы используются семья, знакомые, бывшие члены культа. Групповые механизмы воздействия на личность в культе вполне уместно нейтрализовать аналогичными групповыми механизмами «не деструктивного действия». Необходимо учитывать, что во время знакомства с культом завербованный получает только одностороннюю информацию со стороны культа, а вовсе не исследует обе точки зрения. Группа - это своеобразная «барокамера» при переходе человека из культа в реальность.
Слайд 32Особенностями консультирования о выходе являются:
- значительная роль предварительного сбора информации;
- активное
участие семьи и близких (но не семейная терапия!);
- «командная» работа консультантов;
длительность и интенсивность;
- акцент на предоставление информации как на единственную цель консультирования, т. е. на информирование вместо психотехники;
- участие бывших культистов.
Правильное понимание мышления культиста и расстановка приоритетов в его сознании - основа успеха по выводу человека из культа.
Слайд 33Чтобы обеспечить духовную безопасность общества и, прежде всего, молодежи, необходимы серьезные
меры по ликвидации религиозной безграмотности как административных работников, педагогов, психологов, так и населения (и, в первую очередь, молодежи). Особая роль в решении данной проблемы отводится педагогической профилактике.
Педагогическая профилактика - это способ организации социальной среды ребенка, препятствующий приобщению к ее негативным явлениям (наркомании, алкоголизму, табакокурению, проституции, религиозным сектам и др.), предотвращающий формирование зависимого поведения и отрицательное влияние на гармоничное развитие личности.
Слайд 34Система предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты включает следующие виды профилактической
работы:
первичную профилактику, целью которой является предупреждение вовлечения молодежи в секты;
вторичную профилактику, предотвращающую развитие негативных последствий психологических методов воздействия на личность молодых людей, имеющих опыт общения с сектантами;
третичную профилактику, являющуюся социально-педагогической реабилитацией адептов со сформированной зависимостью от сектантской среды.
Слайд 35Задачами педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные религиозные секты являются:
формирование
культуры поведения, способствующего обеспечению психологической защиты в ситуациях риска;
формирование смысложизненных ориентиров и позитивной самооценки; активизация критического мышления;
развитие умений противостоять групповому давлению, конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
формирование навыков здорового образа жизни; недопущение в стены общеобразовательных учреждений миссионеров, проповедующих любые религиозные идеи;
выявление молодежи группы риска, наиболее подверженной вовлечению в религиозные секты.
Слайд 36Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты,
являются:
- выявление молодых людей, подверженных риску вовлечения в религиозные секты;
- проведение систематических целенаправленных антисектантских мероприятий с молодежью и их родителями;
- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и научно-методическое обеспечение профилактической деятельности;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей с целью их вовлечения в антисектантское воспитание;
- реализация педагогической модели предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты.
Слайд 37Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей,
мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами.
Хусаинова С.В. старший научный сотрудник, к.псх.н. ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы», г. Казань