Презентация, доклад к педсовету на тему: Социально-психологическое сопровождение учебного процесса

Содержание

Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога?Работа классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога связана самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.    Функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом

Слайд 1ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ  И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Слайд 2Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога?
Работа классного руководителя,

социального педагога и педагога-психолога связана самим ее объектом - это человек, учащийся, воспитанник в социальной среде.    Функции, выполняемые классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом во многом сходны. Различие заключается лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, у социального педагога и школьного психолога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.    Классный руководитель является связующим звеном между учащимся, социальным педагогом и педагогом-психологом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. Чаще всего он обращается к специалисту тогда, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.    Взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведение социально-педагогической и психологической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.       Взаимодействуя с классным руководителем и отвечая на его запрос, педагог-психолог выделяет приоритетные сферы психологического контроля, комплектует пакет диагностического минимума для каждой возрастной группы.
Почему необходимо взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога?Работа классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога связана самим

Слайд 3Вопросы, с которыми чаще всего обращаются к педагогу-психологу классные руководители:
- трудности

в усвоении программы;
- сложности взаимоотношений учащихся с педагогами, сверстниками и родителями, в том числе конфликтного характера;
- вопросы, связанные с адаптацией детей, особенно новичков, в гимназии и классе;
- эмоциональные и личностные нарушения учеников, становящиеся причинами школьных неудач;
- это также задачи, касающиеся выявления и развития интересов, склонностей, потенциальных способностей учащихся;
- своевременная поддержка детей, попавших в трудные жизненные ситуации;
- получение какой-либо специальной информации или консультации.
Вопросы, с которыми чаще всего обращаются к педагогу-психологу классные руководители:  - трудности в усвоении программы;- сложности

Слайд 4 Общие проблемы, решаемые классными руководителями и специалистами социально-психологической службы гимназии:
- организация

воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;    - выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей - с другой;    - своевременное решение конфликтных ситуаций;    - оказание психологической помощи и поддержки учащихся;    - способствование реализации прав и свобод детей и подростков, создание конкретной и безопасной обстановки в школе;    - обеспечение охраны жизни и здоровья, пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;    - развитие демократических основ жизни детских коллективов;    - поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;    - взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальные ситуации;    - участие в разработке социально-образовательных программ гимназии.
Общие проблемы, решаемые классными руководителями и специалистами социально-психологической службы гимназии:  - организация воспитательной

Слайд 5Исходя из совместно решаемых проблем, существуют следующие общие формы работы:
- совместные

консультации, проводимые на основании данных социально-психологической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом;
- проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции;
- совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы;
- игровые способы коррекции поведения детей;
- совместное проведение родительских собраний;
- посещение социальным педагогом и педагогом-психологом учебных занятий и наблюдения за учащимися на уроке, за чем следует коллективный анализ информации, полученной специалистами и классным руководителем;
- проведение совместных мероприятий для учащихся и т. д.
Исходя из совместно решаемых проблем, существуют следующие общие формы работы:- совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психологической

Слайд 6В решении каких вопросов и в какой работе ведущая роль принадлежит

социальному педагогу и педагогу-психологу?

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с детьми "групп риска". Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с детьми "группы риска", социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. Можно обозначить основные направления совершенствования этой деятельности, в которой сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.    Этими направлениями будут следующие:    - организация работы по профилактике и коррекции девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;    - смешение акцентов в профилактической и коррекционной деятельности на индивидуализацию этой работы;    - учет позиции ребенка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции девиантного поведения;    - целесообразность применения в профилактической и коррекционной работе методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков, стимулирующих развитие положительных;    - организация работы с семьей через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализирующего потенциала семейной среды;    - организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.


В решении каких вопросов и в какой работе ведущая роль принадлежит социальному педагогу и педагогу-психологу?Наиболее сложными вопросами

Слайд 7Содержание психологической помощи
  Приоритетной деятельностью педагога-психолога является оказания психологической помощи ребенку и

его семье.    Содержание психологической помощи может включать в себя:    - психологическую профилактику, заключающуюся в оказании помощи через сообщение ребенку и его семье объективной психологической информации, на основе данных которой ребенок и его родители принимают решение о том, как ее использовать;    - психологическую коррекцию, которая представляет собой, как считает Г.С. Абрамов, организованное воздействие на учащегося с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития и индивидуальными особенностями. Для школьников могут разрабатываться индивидуальные программы усвоения ими каких-либо видов деятельности и вхождения в различные социальные роли, программы, помогающие самореализации, проявлению и утверждению его собственного "Я", самостоятельному нахождению своего места в социальном окружении и адаптации к жизненным реалиям;    - психологическое консультирование, способствующее достижению ребенком целей личностного развития и формирования индивидуальности;    - психотерапевтическое воздействие, имеющее целью помочь ребенку скорректировать негативные качества личности и проявление индивидуальности и развить свои сильные стороны.
  Эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
Содержание психологической помощи  Приоритетной деятельностью педагога-психолога является оказания психологической помощи ребенку и его семье.    Содержание психологической помощи

Слайд 8 Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами,

которые помогут изменить ситуацию:

Внимательно выслушайте. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать.
Внимательно относитесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам ребенка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им, попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства.
Придайте уверенность ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь с ситуацией.
При необходимости обращайтесь к психологу.    Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание - та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.

Если замечена склонность школьника к депрессии и суициду, воспользуйтесь советами, которые помогут изменить ситуацию:Внимательно выслушайте. В

Слайд 9Рекомендации классному руководителю по работе с неблагополучными семьями
Принципиально важной является позиция классного

руководителя, которую он занимает во всех контактах с родителями педагогически запущенных детей. Совместные усилия должны быть направлены не против ученика, а против тех трудностей, которые возникают в процессе его развития. Поэтому любая встреча учителями и родителями включает в себя пять элементов:
1) что я хорошего могу сказать о ребенке (с целью психологического расположения к себе родителей);
2) что меня беспокоит в нем (то самое, что является предметом вызова родителей в гимназию, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании);
3) каковы по нашему общему мнению, причины этого отрицательного явления, факта (это вызывает на откровенность, а значит позволяет выявить истинные причины случившегося);
4) какие меры следует предпринять и со стороны родителей, и со стороны гимназии (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания);
5) каких общих требований, общих принципов подхода к ребенку следует придерживаться, чтобы намеченные меры были эффективными. В такой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.
Главной целью своей деятельности во взаимодействии с семьей «группы риска», а именно с «неблагополучной семьей» считаю сохранение семьи, т.е. решение проблем и взрослых и детей, а не обвинение и наказание. При построении системной работы с семьей, например, с родительской некомпетентностью, проблема станет не мишенью для осуждения, а объектом для совместной работы. Родители становятся участниками взаимодействия и наравне со специалистом «реабилитируют» свои семьи.
Рекомендации классному руководителю по работе с неблагополучными семьямиПринципиально важной является позиция классного руководителя, которую он занимает во

Слайд 10Диагностика
В целях улучшения качества воспитательной работы и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения

классных руководителей в январе 2017 года по запросу администрации гимназии был проведен опрос классных руководителей ГБОУ «Гимназия №24» (всего – 34, приняло участие – 15) с помощью методики «Диагностическая карта классного руководителя» Знание возрастных особенностей ребенка – «знаю хорошо» - 13(86,6%); Коррекция взаимоотношений учителя с учеником - 10(66,6%); как создать сплоченный коллектив в классе - 10(66,6%); Вопросы самоуправления в классе - 14(93,3%); дисциплина учащихся - 11(73,3%); Методы поощрения и наказания учащихся - 14(93,3%); составление плана воспитательной работы - 13(86,6%); Выбор тематики классного часа, досуга (общения) - 15(100%); Анкетирование, тестирование учащихся - 10(66,6%); организация КТД в классе - 11(73,3%); организация досуга в классе - 13(86,6%); тематика родительских собраний -13(86,6%); формы проведения родительских собраний - 12(80%).


ДиагностикаВ целях улучшения качества воспитательной работы и организации эффективного психолого-педагогического сопровождения классных руководителей в январе 2017 года

Слайд 11Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)

Слайд 12Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)
За каждый ответ «да» начислите

1 балл. Результаты:
0 -1балл. Синдром выгорания на данный момент у Вас отсутствует.
2 – 6 баллов. Есть некоторые признаки выгорания. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.
7 - 9 баллов. Высокая степень эмоционального выгорания. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни.
10 баллов. Положение весьма серьезное, но возможно, в Вас еще теплится огонек, нужно сделать так, чтобы он не погас.
ВЫГОРАНИЕ – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса, ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Методика «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)За каждый ответ «да» начислите 1 балл. Результаты:0 -1балл. Синдром выгорания

Слайд 13Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:
Во-первых:
- хорошее здоровье и сознательная,

целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни);
- высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях;
Во-вторых:
- опыт успешного преодоления профессионального стресса;
- способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
- высокая мобильность;
- открытость;
- общительность;
- самостоятельность;
- стремление опираться на собственные силы.
В-третьих:
- способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания:Во-первых: - хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии

Слайд 14СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть