Слайд 1
Выявление психологических характеристик школьников юношеского возраста, склонных к наркотической зависимости и
разработка профилактических мероприятий.
Выполнила: ученица 10 «б» класса
МАОУ «СОШ №4»
Ерёменко Алёна Александровна
Слайд 2Цель работы: выявить зависимость характерологических проявлений школьников юношеского возраста и уровня
склонности к наркотической зависимости, с целью организации адресной профилактической деятельности.
Задачи:
1. Узнать об особенностях юношеского возраста, причинах, способствующих употреблению наркотиков среди молодежи.
2. Узнать психологические особенности лиц, юношеского возраста склонности к употреблению наркотиков.
3. Провести исследование характерологических особенностей и уровня проявления склонности к употреблению наркотиков учащихся 10-11 классов МАОУ «СОШ №4».
4. Определить профилактические мероприятия употребления наркотиков в образовательной среде.
Актуальность
В последние десятилетия особенно остро встала проблема, аддиктивного поведения молодежи, связанного с употреблением разнообразных психоактивных веществ и не доходящего до стадии психической и физической зависимости от них. Стремительный рост количества детей и подростков с аддиктивным поведением и высокая социальная значимость проблемы характеризует изучение данного вопроса как одного из центральных в современной психолого-педагогической литературе. В связи с этим уже третий год Министерство образования проводит социально-психологическое тестирование среди школьников и студентов России с целью изучения состояния наркотической ситуации в стране среди молодежи. Более того, в соответствии с приказом Минобразования России от «05» февраля 2002 года № 330, «при осуществлении инспектирования образовательных учреждений и проведении аттестации руководителей и других работников образовательных учреждений в качестве одного из критериев результатов их деятельности принято рассматривать показатель состояния антинаркотической работы обучающихся, воспитанников».
Моя тема актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
Слайд 4 Психологические особенности лиц
юношеского возраста
Юношескому возрасту соответствует период
от 16 – 17 до 21 – 25 лет.
Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л. И. Божович считала центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового к раннему юношескому возрасту он связывал с изменением отношения к будущему. Он утверждает, что подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, а юноша или девушка смотрят на настоящее с позиции будущего.
Слайд 5
Представление о центральном новообразовании раннего юношеского возраста по
сути близко представлению об идентичности. Известнейший американский психолог Э.Эриксон, который ввел в обиход это понятие, понимает идентичность как тождественность человека самому себе и целостность. Идентичность - это чувство обретения, адекватности и владения личностью собственным Я, независимо от изменения ситуации. Юность Э.Эриксон связывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот период жизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенных элементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, свои главные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он должен определить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам, и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие».
Слайд 6Причины, способствующие появлению наркотической зависимости.
Причины подростковой наркомании
Биологические
Социальные
Психологические
Слайд 7Исследование характерологических проявлений, уровня склонности к наркотической зависимости
учащихся 10, 11
классов МАОУ «СОШ №4».
В исследовании приняли участие учащиеся 10,11 классов МАОУ «СОШ № 4»,всего 22 человека: 12 девочек и 10 мальчиков в возрасте от 16 до 17 лет.
Для исследования были выбраны: экспресс-диагностика характерологических особенностей личности Н.Айзенка в модификации Т.В.Матолиной , психологический тест на наркотическую и алкогольную зависимость Наимджона Маликова.
Слайд 8
Графическое изображение результатов склонности
к наркотической зависимости.
Всего опрошено: 22 уч-ся.
17 ч./77%
- отсутствие наркотической зависимости,
4 ч./18% - раннее проявление зависимости,
1 ч./5% - средняя степень наркотической зависимости.
Слайд 9 В исследовании принимали участие 22 учащихся 10-11 классов МАОУ «СОШ
№4»: 12 девочек и 10 мальчиков.
После проведения исследования и анализа результатов, были сделаны следующие выводы: из 22 опрошенных у 4-х выявлено раннее проявление зависимости и у 1 девушки диагностирована средняя степень наркотической зависимости. По итогам диагностики характерологических проявлений этих учащихся объединяют следующие характеристики: склонность к раздражительности, мнительность, молчаливость, склонность к самообвинению. Эти дети в классном коллективе стараются быть в стороне. Лишь девушка со средним уровнем наркотической зависимости жестко требовательна к окружающим: упряма, горда, очень честолюбива, энергична, общительна, часто пребывает в боевитом настроении. Неудачи скрывает, любит быть на виду. Меня удивило то, что из 5 человек, показавших отличительные результаты, 4 девушки 10 класса и один юноша 11 класса.
Остальных опрошенных, у которых диагностировано отсутствие наркотической зависимости преобладают следующие характерологические проявления: жизнерадостность, оптимистичный настрой, в контактах преобладает дружелюбие, предпочитают интимно-дружеские связи, любят риск, многие из них наивны и ребячливы, склонны к фантазированию, артистичны.
Слайд 10
С пятью учащимися, относящимися к «группе риска» необходимо спланировать адресные профилактические
мероприятия, учитывая данные диагностической работы. Желательно наладить взаимоотношения в социуме. Это легче сделать, основываясь на мнительности опрошенных. Можно интересоваться их самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве общественной нагрузки, позволяющей иметь опору во взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работ. Поощрить за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Рекомендовать посещение занятий с элементами социально-психологического тренинга у школьного психолога. Эта группа учащихся требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия, поощрения при одноклассниках, доброжелательное, уважительное отношение. Эффективным будет вовлечение в спортивные или общественные мероприятия, чтобы подростки могли перевести энергетику в позитивное русло. Поощрять социальную активность, способствовать участию в каких-либо семинарах, конференциях и т. п. Необходимо вовлекать в позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.
Слайд 11
Организация профилактической деятельности в общеобразовательной школе будет более эффективной при условии
тесного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Можно выделить основные направления работы школы по профилактике наркомании:
1. Работа с детьми:
· общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
· работа с детьми «группы риска»;
· работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
2. Работа с педагогическим составом:
· подготовка учителей к ведению профилактической работы;
· организационно – методическая антинаркотическая работа.
3. Работа с родителями:
· информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
· работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
· психолого – педагогическая поддержка семей, в которых ребёнок начал употреблять наркотические вещества.
4. Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотической профилактики (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).