Слайд 1«Этиопатогенетические механизмы различных форм ДЦП»
Слайд 2Сущность нарушения при детском церебральном параличе
ДЦП – это группа
двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны ЦНС за функционированием мышц.
Слайд 3Специфика двигательного развития ребёнка с ДЦП:
Наличие примитивных врождённых рефлекторных форм двигательной
активности, не характерны для данного возраста ребёнка.
Задержка формирования основных моторных функций
Слайд 4Причины ДЦП
Причинами ДЦП в период внутриутробного развития ребёнка (пренатальный период) могут
быть: инфекционные заболевания матери во время беременности; интоксикации; ушибы и травмы; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности; внутриутробная гипоксия или асфиксия плода и др.
Причинами ДЦП в период родов являются в основном родовые травмы, в том числе и акушерские.
Причинами ДЦП в период первого года жизни могут быть: нейроинфекции; травмы и др.
Слайд 5Структура двигательного дефекта при ДЦП
Наличие параличей и парезов
Тетраплегия – общее поражение
всех четырёх конечностей.
Диплегия – поражение либо верхних, либо нижних конечностей.
Гемиплегия – поражение либо правой либо левой половины тела.
Моноплегия – редко встречающееся поражение одной конечности.
2. Нарушение мышечного тонуса.
3. Повышение сухожильных и периостальных рефлексов.
4. Синкинезии.
5. Недостаточное развитие цепных выпрямительных рефлексов
6. Несформированность реакций равновесия и координации движений.
7. Нарушение ощущения движений.
8. Насильственные движения.
9. Защитные рефлексы.
10. Патологические рефлексы.
11. Позотонические рефлексы.
Слайд 6Формы детского церебрального паралича
1. Спастическая диплегия (синдром Литтля)- часто встречающаяся форма
ДЦП, характеризующаяся двигательными нарушениями в верхних и нижних конечностях; причём ноги страдают больше, чем руки.
2. Двойная гемиплегия.
3. Гемипаретическая форма.
4. Гиперкинетическая форма
Хореиформные гиперкиезы – это быстрые, интенсивные, размашистые, неритмичные непроизвольные движения в различных мышечных группах: непроизвольное нахмуривание бровей, лба, зажмуривание глаз, высовывание языка, причмокивание, шмыгание носом.
Атетоидные гиперкинезы – медленные, червеобразные движения пальцев рук, реже – мышц лица.
Хореоатетоидные гиперкинезы – смешанная форма гиперкинеза.
Спастическая кривошея – судорожные сокращения мышц шеи.
5. Атоническая – астатическая форма (мозжечковая)
Слайд 7Синдромы двигательных нарушений
При выраженности тонического лабиринтного рефлекса (ЛТР) у ребёнка с
ДЦП в положении на спине повышается тонус разгибательных мышц. Ребёнок не может поднять голову или делает это с большим трудом, не может вытянуть руки вперёд, чтобы взять предмет, или подтянуться и сесть, повернуться со спины на живот. В положении на животе он не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, встать на четвереньки, принять вертикальную позу.
При выраженности симметричного шейного тонического рефлекса (СШТР) у ребёнка с ДЦП мышечный тонус изменяется в зависимости от того, сгибает он голову или разгибает. Разгибание головы усиливает тонус разгибателей рук, в связи с этим ребёнку грозит потеря равновесия и падение назад.
Асимметричный шейно-тонический рефлекс (АШТР) выражается в том, что при повороте головы в сторону повышается тонус в разгибательных мышцах той руки, в направлении которой повёрнута голова
Слайд 8Синдромы речевых нарушений
Задержки речевого развития (замечается уже в доречевом развитии. Гуление
и лепет появляются поздно, отличаются фрагментарностью, бедностью звуковых комплексов, малой голосовой активностью. Активный словарь накапливается медленно).
Псевдобульбарная дизартрия (повышение тонуса речевой мускулатуры. Язык в полости рта напряжён, его спинка спастически изогнута, кончик не выражен. Губы спастически напряжены. Нарушение голосообразования и расстройство дыхания)
Экстрапирамидная дизартрия (мышечная дистония, гиперкинезы артикуляционных мышц, выраженным нарушением интонационной стороны речи).
Мозжечкова дизартрия (асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь носит замедленный и толчкообразный характер).
Слайд 9Синдромы нарушений высших корковых функций
Нарушения пространственных представлений.
Нарушение формирование схемы тела, стереогнозиса.
Эмоциональные
нарушения.
Нарушение интеллектуального развития