Слайд 1
Выступление на педсовете
«Психологические особенности работы с талантливой молодежью».
Демьяненко Р.Б.
Слайд 2Определение
Талант – присущие от рождения определенные способности, которые раскрываются с приобретением
навыка и опыта.
Слайд 3
Талант — высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях, важных
в контексте развития культуры. В различных областях талант может проявляться в разное время. Так, в музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике обычно он проявляется в раннем возрасте, а талант в литературной, научной или организаторской сферах обнаруживаются в более позднем возрасте. Также и максимальная продуктивность талантливых людей проявляется в разных возрастах: в науке — в 35–40 лет, в поэзии — в 24–30.
Слайд 4Этимология
Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть
притча о трех рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил ( развил) свой талант.
Слайд 5Из Библии
Слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность
творить, творить нечто новое.
Почему и откуда взялось это выражение?
Слайд 8
При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как
дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
Слайд 9Одаренность благоприятствует развитию таланта.
Одаренность – это степень выраженности таланта.
Слайд 10ВНИМАНИЕ УЧЕНЫХ
Современные ученые выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в
той или иной степени.
В книге «Рамки ума» которую написал Говард Гарднер в начале 80-х годов прошлого столетия определены типы таланта.
Слайд 11Семь типов таланта
1. Вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ
журналистам, писателям, юристам);
2. Цифровой (характерен для математиков);
3.Пространственный (присущ дизайнерам и художникам);
4.Физический ( им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);
5. Личностный (его называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);
6.Межличностный ( люди с таким талантом становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);
7. Талант окружающей среды ( им наделены дрессировщики, земледельцы)
Слайд 12
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,
которые педагог встречает у
своих студентов.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в студентах,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
Слайд 13
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий
на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Слайд 14Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше, то
Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие педагоги встречаются редко!
Слайд 15Сегодня одаренными или талантливыми детьми называют:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с
высоким уровнем творческих способностей;
детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Слайд 16
Как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода
и развития?
Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Слайд 17Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и
способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Слайд 18Условия развития одаренности
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое
сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта.
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.
Слайд 19Степень одаренности
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная
группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Слайд 20Типы характеров одаренных детей
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с
хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
Слайд 21Возрастные особенности
таланта.
Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период
его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности и она уже проявляет себя. Первичное проявление способностей в непреодолимой, непроизвольной тяге к различным сферам деятельности.
Слайд 22Особые способности
Талантливые дети опережают других в силе восприятия окружающих событий, они
больше улавливают и понимают, могут одновременно следить за несколькими событиями, из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты и позы, модели поведения других людей.
Слайд 23Особые способности
Выдающееся свойство- это громадное упорство в области своих интересов. Ребенок
(ученик, студент) может часами быть поглощенным в свое дело. Они не терпят, когда им навязывают готовый ответ.
Яркое воображение талантливых детей рождает несуществующих друзей и целую фантастическую жизнь, богатую и яркую. Спустя много лет часть из них как в работе, так и в жизни сохраняют элемент игры, изобретательность и творческий подход.
Слайд 24Для талантливых детей характерно опережающее познавательное развитие.
Они обладают способностью воспринимать
связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.
Отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.
Талантливые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать. Однако ради удовольствия они часто изобретают собственные слова.
Слайд 25В сфере психосоциального развития талантливым детям свойственны следующие черты
Сильно развито чувство
справедливости, проявляющееся очень рано. Они устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу. «Человек, восприятие которого хронически опережает его возможности, всегда находится под стрессом» (Лета Холлингзуорт).
Слайд 26
Для талантливых детей характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество
опасных последствий. Они также чрезвычайно восприимчивы, эмоционально зависимы, несбалансированны, нетерпеливы.
Слайд 27 «Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас часто
могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто не могут заучить легкий, но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но не способны к выполнению заданий, ограниченных по времени, иногда безнадежно неорганизованны.
Слайд 28«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству и жуткие переживания в
случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение стиля обучения и их познавательных особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет неравномерно, поэтому они стремятся использовать свои преимущества в интеллектуальной сфере для того, чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
Слайд 29«Плата за талант»
Им недостает эмоционального баланса, они нетерпеливы и порывисты.
Их
нормальный эгоцентризм приводит к тому, что все происходящее они относят на свой счет. Иногда они чувствуют вину, даже их ни в чем не обвиняют, ощущают себя отторгнутыми
Нередко у одаренных детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.
Слайд 30Физические характеристики.
Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше
обычного.
Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей.
Слайд 31
Проблемы одаренных детей.
Неприязнь к учебе. Такое отношение часто появляется оттого, что
учебная программа скучна и неинтересна для них. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Творческие интересы. Одаренным детям нравятся сложные занятия и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Слайд 32Проблемы одаренных детей.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться
над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с о старшими по возрасту людьми. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Слайд 33Проблемы одаренных
детей
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию
одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
Слайд 34Пути развития одаренности
Раннее проявление
Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
С.С.Прокофьев,
выступивший композитором в 8 лет.
Слайд 35Пути развития одаренности
В период отрочества :
Ф. И. Тютчев поступил в университет
в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года.
Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
Слайд 36Пути развития одаренности
В зрелом возрасте
Крылов начал писать в 40 лет,
Аксаков – в 55 лет;
А.Энштейн создал теорию относительности в зрелом возрасте.
Слайд 37Особенности работы с одаренными детьми
Сохранение и развитие одаренности – это проблема
и прогресса общества, реализации его творческого потенциала, и индивидуальных судеб.
В чем смысл работы с одаренными детьми?
Слайд 38
Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во
многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Разрабатываются специальные комплексно-учебные программы, в рамках которых ученик может передвигаться более свободно, чем по обычной программе. В США создаются курсы по обучению лидерству одаренных подростков, популярны индивидуализированные способы работы по “учебным договорам”, которые заключаются между учащимися и учителями; они позволяют учителю экономить время, а учащимся – работать в индивидуальном темпе.
Слайд 39При работе с одаренными детьми стоят следующие задачи:
1.Способствовать развитию каждой личности;
2.Доводить индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня;
3.Способствовать общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
Слайд 40Педагог должен:
разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и
интересы;
иметь высокий уровень интеллектуального развития;
иметь широкий круг интересов и умений;
иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;
быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;
иметь живой и активный характер;
обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;
иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Слайд 41Методики работы с одаренными детьми
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает
разработку и реализацию специальных творческих программ и учебных материалов. Разрабатываются специальные программы обучения одаренных детей творчеству, умению общаться, формированию лидерских и других личностных качеств, способствующих в будущем социальной реализации творческой личности.
Слайд 42Пассов предложил 7 принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и
талантливым детям разного возраста.
Содержание учебной программы должно предусматривать длительное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания структурами мышления.
Учебная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать :
1)развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет учащимся переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.;
2)возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
3)наличие и свободное использование соответствующих источников.
4) поощрение их инициативы и самостоятельность в учебе и развитии.
5)развитие их сознания и самосознания, понимание связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.
6)оценку в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
Слайд 43Американские психологи выделяют следующие особенности программ для одаренных детей:
знакомство с материалом,
который обычно не включается в стандартный учебный план;
поощрение глубокой проработки выбранной темы;
осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не заранее установленной жесткой последовательностью;
акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов высокого уровня;
большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;
более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач;
предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;
поощрение творческого и продуктивного мышления;
воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;
создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.
Слайд 44Некоторые наиболее важные способности и умения, подлежащие развитию у одаренных детей.
1.
Познавательные способности и навыки
Владение большим объемом информации.
Богатый словарный запас.
Перенос усвоенного на новый материал.
Установление причинно- следственных связей.
Обнаружение скрытых зависимостей и связей.
Умение делать выводы.
Умение интегрировать и синтезировать информацию.
Участие в решении сложных проблем.
Организация информации.
Умение улавливать сложные идеи.
Умение замечать тонкие различия.
Чувствительность к противоречиям.
Использование альтернативных путей поиска информации.
Анализ ситуаций.
Умение оценивать как сам процесс, так и результат.
Умение предвидеть последствия.
Умение рассуждать.
Построение гипотез.
Применение идей на практике.
Способность к преобразованиям.
Критичность в мышлении.
Высокая любознательность.
Слайд 452.Творческие способности
Способность рисковать.
Творческое мышление.
Гибкость в мышлении и действиях.
Быстрота мышления.
Способность высказывать
оригинальные идеи, изобретать что-то новое.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначных вещей.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
Слайд 463. Особенности эмоциональной сферы
Реалистическая Я-концепция.
Уважение к другим.
Эмпатическое отношение к людям.
Терпимость
к особенностям других людей.
Склонность к самоанализу.
Терпимое отношение к критике.
Готовность делиться вещами и идеями.
Настойчивость в выполнении задания.
Независимость в мышлении и поведении.
Отсутствие нетерпения в ожидании вознаграждения.
Соревновательность.
Чувство юмора.
Чуткость к анализу нравственных проблем.
Уверенность в своих силах и способностях.
Внутренняя мотивация
Слайд 47Рекомендации педагогам
Преподавателю не следует уделять слишком много внимания игровому обучению с
ярко выраженным элементом соревновательности. Одаренный студент будет чаще всего оказываться победителем, что может вызвать
неприязнь сокурсников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей заинтересованности, к которой
стремится преподаватель.
Преподаватель не должен возводить одаренного студента на пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других студентов . Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность — преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны преподавателя,— конечно, недопустима.
Слайд 48Рекомендации педагогам
Не занимайтесь наставлениями, помогайте студентам действовать независимо, не давайте прямых
инструкций относительно того, чем они должны заниматься .
Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно .
Научите студентов прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов.
Приучайте студентов к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.
Используйте трудные ситуации, возникшие в учебном заведении или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач.
Помогайте студентам научиться управлять процессом усвоения знаний .