Слайд 1
Артикуляционная гимнастика
Презентацию подготовила:
учитель – логопед
Петренко Н.Т.
2018 г.
МБОУ Пролетарская СОШ № 6
ОДО «Василёк»
Слайд 2Рекомендации при выполнении артикуляционных упражнений соблюдайте следующие правила и указания:
Проводить гимнастику
надо ежедневно, лучше перед завтраком, в течение 3-5 минут.
При отборе гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным (проводить их надо эмоционально, в игровой форме).
Гимнастику выполняют сидя, с прямой спиной, руки и ноги в спокойном состоянии.
Нельзя проводить гимнастику, не видя , как выполняет упражнение ребенок.
Нельзя говорить ребенку, что он выполняет упражнение неверно, -это может привести к отказу выполнять движения.
Выполняйте упражнения только перед зеркалом с опорой, как на визуальный контроль, так и на двигательные ощущения;
Избегайте сопутствующих (дополнительных) движений;
Выполняйте в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений;
Слайд 3ЛЯГУШКА
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние
и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать, надо про себя произносить звук «И». Удерживать в таком положении губы под счет до 5-10.
Слайд 4ХОБОТОК
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком
положении под счет до 5-10.
Слайд 5ЛЯГУШКА-ХОБОТОК
Чередовать упражнения «Лягушка» – «Хоботок». Переключение позиций плавное, в
одном ритме. Выполнять 7-10 раз
Слайд 6ЛОПАТОЧКА
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка
на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5- 10.
Слайд 7ЧАШЕЧКА
Из положения «Лопаточка» поднять язычок вверх, загибая боковые края.
Следить, чтобы кончик языка не загибался вглубь рта, чтобы язык не лежал на нижней губе, а боковые краянаходились у верхних зубов. Удерживать под счет до 10.
Слайд 8НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу
и, слегка покусывая его зубами, произносить «та-та-та» в тетечие 5-10 сек. Затем пошлепывая его губами, произносить звуки « пя – пя – пя …» в течение 5-10 сек.
Слайд 9ГРИБОК
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и, не
отпуская языка, надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Слайд 10
ПОЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ
Приоткрыть рот и кончиком языка
«почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Слайд 11ПОЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ
Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить»
верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Слайд 12КАЧЕЛИ
.
Рот открыт, кончиком языка коснуться изнутри верхних зубов, затем нижних. Если
сразу трудно удержать язык за зубами, выполнять движения вне рта: к носу – к подбородку - 10 раз.
Слайд 13МАЛЯР
Улыбнуться, открыть рот, и погладить кончиком языка твердое небо,
делая движение языком вперед-назад. Выполнить 3-4 раза
Слайд 14ЛОШАДКА
Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх, присосать к верхнему
нёбу кончик языка. Щёлкать языком. Челюсть неподвижна, широкий язык за верхними зубами и не подворачивается внутрь. Выполнять 5-6 раз.
Слайд 15ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
Широким языком обхватить верхнюю губу, удерживая позу обхвата,
стянуть воображаемое варенье в рот – 10 раз. Широким языком облизывать губы по кругу сначала в одну сторону, потом в другую.
Слайд 16БАРАБАНЩИК
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними
зубами: д-д-д или дын-дын-дын. Сначала произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Выполнить 3-5 раз. Рот широко открыть.
Слайд 17МОТОРЧИК
Во время длительного произношения звука д-д-д или дын-дын-дын быстрыми
движениями одноразового шпателя или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону
Слайд 18ФОКУС
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на
верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Слайд 19ПАРОХОД ГУДИТ
Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы» (как
гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
Слайд 20ЧАСИКИ
Рот открыт, кончиком языка надавить на уголок рта справа (слева) –
10 раз. Нижняя челюсть остается при этом неподвижной. Выполнить 5 раз по 10 движений
Слайд 21ОРЕШКИ
Рот закрыт. Кончик языка с напряжением упирать то в
одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «шарики-орешки».
Слайд 22РАСЧЁСКА
Улыбнуться, закусить язык зубами и
протаскивать язык
между зубами вперёд-назад, как бы причёсывая его
Слайд 23ИНДЮК
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, производить
движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки «бл-бл» (как индюк болбочет)