Слайд 1Психологическая подготовка к экзаменам
Слайд 2Экзамен-испытание для всех.
Постоянная тревога приводит к стрессу.
ТРИ ФАЗЫ СТРЕССА:
1).Реакция тревоги (головная
боль, учащение пульса, раздражительность, снижение уверенности в себе)
2).Сопротивление (организм менее устойчив к вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективна помощь по укреплению уверенности в себе.)
3).Истощение (восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных
сил)
Слайд 3Родители
своими высказываниями повышают уровень тревожности, тем самым снижают успешность своих
детей, вгоняя еще в большую стрессовую ситуацию. Увеличивается нервное напряжение, которое мешает умственной деятельности
Главное не доводить детей до третьей стадии.
Слайд 4Не использовать негативные фразы.
Для детей важен настрой родителей-создание эмоционально спокойной атмосферы.
Родитель
для ребенка играет роль «палочки-выручалочки».
Создавать ситуацию успеха (говорить, что мы в тебя верим, что ничего не произойдет, даже если результат будет не таким как бы хотелось.
Рекомендации родителям.
Слайд 5Существует определенный уровень волнения для организации деятельности. Есть дети, которых нужно
не столько успокаивать, сколько мобилизовать. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. А очень высокий уровень волнения мешает деятельности. Все силы уходят на то, чтобы справиться с волнением.
Ощущение огромной важности
экзамена не стимулирует ребенка,
а мешает подготовке.
Уровень волнения
Слайд 6 Напоминайте подростку так часто, как ему
нужно, что вы любите его независимо от оценок.
Что в нем есть много важных человеческих качеств, которые вы цените.
Вообще любые непривычные проявления в поведении ребенка должны заставить вас насторожиться.
Душевный покой.
Важнейшая функция родителей – успокаивать выпускника, который испытывает стресс.
Слайд 7-Познавательные
-Личностные
-Процессуальные
Психологические трудности ЕГЭ
Слайд 8Для этих детей учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Любую ситуацию,
связанную с учебой, воспринимают как опасную. Часто исправляют, перепроверяют.
ТРЕВОЖНЫЕ.
Слайд 9Стратегии поддержки
Наиболее трудная сторона экзамена-отсутствие эмоционального контакта со взрослыми. Нельзя нагнетать
обстановку, напоминая о значимости результата. Необходимо создание ситуации успеха: «Я уверен, что ты справишься!»
Слайд 10«Отличники» и перфекционисты
Эти дети обычно отличаются хорошей успеваемостью, ответственностью, исполнительностью. Все
стремятся сделать лучше всех. Чувствительны к похвале. Им нужно быть лучшими.
Слайд 11Стратегии поддержки
Важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу
между «достаточным» и «превосходным».
Слайд 12Астеники
Высоко утомляемые, быстро устают, при этом снижается темп деятельности, увеличивается количество
ошибок. Утомляемость связана с особенностями ВНД.
Слайд 13Стратегии поддержки
Не предъявлять невыполнимых требований. Другие могут заниматься целый день, астеники
устают через 2 часа. Во время подготовки делать перерывы, гулять, достаточно спать.
Слайд 14Гипертимные
Быстрые, энергичные, импульсивные, склонны к педантизму. Быстро выполняют задания, но часто
небрежно, не видят ошибок, не проверяют. Пренебрегают точностью и аккуратностью во имя результативности.
Слайд 15Стратегии поддержки
Важно не пытаться изменить темп деятельности «не торопись». Он все
равно будет работать в том темпе в котором ему комфортно. Необходимо развивать функцию самоконтроля, навыки самопроверки, после окончания работы найти ошибки, самостоятельно проверить результаты. Основной принцип для них «Сделал, проверь». Кроме того, необходимо создать у таки детей ощущение важности экзамена.
Слайд 16Неуверенные
Не умеют опираться на собственное мнение, не могут проверить качество своей
работы, они себе не доверяют. Хорошо справляются с заданиями по образцу, но испытывают затруднения, когда нужно выбирать самостоятельно стратегию решения.
Слайд 17Стратегии поддержки
При взаимодействии воздерживаться от советов («Сначала реши простые, а потом
переходи к сложным»). Лучше предложить самому: «Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных?) Также ситуация успеха: «Я уверен, у тебя всё получится». Нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фразу типа «Подумай еще». Это усилит их тревогу, но не продвинет выполнение задания
Слайд 18Инфантильные
Низкий уровень самоконтроля всех волевых процессов, слабо сформирована учебная мотивация, характерна
недооценка важности экзамена, трудно самим себя заставить готовиться к экзамену
Слайд 19Стратегии поддержки
Взрослому важно возложить на ребёнка ответственность за подготовку к экзамену.
Слайд 20Недостаток произвольности и самоорганизации
Этих детей характеризует как «невнимательных», «рассеянных», но поистине
нарушение внимания редко имеет место. Все психические функции для того чтобы быть внимательным у них сформированы, но общий уровень организации низкий. Частые колебания темпа деятельности, отвлекаемые.
Слайд 21Стратегии поддержки
Непроизвольные дети, при общем высоком уровне познавательного развития могут нерационально
использовать отведенное время. Психические функции формируются через наличие внешних опор, поэтому на этапе подготовки, необходимо научить использовать различные средства для саморегуляции. (песочные часы). Призыв «Быть внимательными» бесполезен.
Слайд 22Уважаемые родители!
Ваша поддержка, любовь и самоотверженность имеет колоссальное значение для ваших
детей именно на этом этапе.
Важно помнить, что результаты экзамена – это не окончательный приговор, и тем более не оценка
ребенка как личности!
Вспомните свои удачи и неудачи, дорогие родители, и помогите детям сохранить оптимистический настрой – это не последний экзамен в их жизни!