Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа №8 городского округа Кинешма
Родительское собрание по теме:
«Адаптация
первоклассников к школе.»
Подготовила:
педагог-психолог
Скоморохова Л. А.
Слайд 2Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально- волевой сфер
ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.
Слайд 3ВИДЫ АДАПТАЦИИ
Физиологическая адаптация.
Привыкая к
новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
Первые 2-3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Продолжительность всего периода адаптации варьируется от 2 до 6 месяцев в зависимости от индивидуальных особенностей ученика.
Слайд 4 Социально-психологическая адаптация.
Независимо от того, когда ребенок пошел
в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7(6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль – «ученик». То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а все, что имеет отношение к учебе, становится более ценным. Такие изменения происходят в психике ребенка при благоприятном развитии событий, его успешной адаптации к школьному обучению. О «внутренней позиции школьника» можно говорить только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять «позицию школьника»: чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать.
В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка.
Слайд 5 Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической
адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1 четверти, у многих отмечается снижение артериального давления
( признак утомления), а у некоторых –значительное его повышение (признак переутомления).
Неудивительно, что многие первоклассники в 1 четверти жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к регуляции поведения.
Дети со сложностями в здоровье нуждаются в особом подходе и внимании взрослых.
Слайд 6УРОВНИ АДАПТАЦИИ
(дети 6-7 лет)
1) Высокий уровень адаптации. Первоклассники положительно относятся к
школе, предъявляемые требования воспринимают адекватно; учебный материал усваивают легко, глубоко и полно овладевают программным материалом;
Решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение. Характеристика ребенка, прошедшего кризис 7 лет.
Слайд 72) Средний уровень адаптации. Первоклассники положительно относятся к школе, ее посещение
не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занят ем-то для него интересным (готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда); общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со всеми одноклассниками.
Слайд 83) Низкий уровень адаптации. Первоклассники отрицательно или безразлично относится к школе;
нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учеником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса, к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Слайд 9 Говоря о социально- психологической адаптации детей к школе, нельзя
не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу и к учителю. Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому привыкли дома. Поэтому для такого ученика часто становится стрессом изменение ситуации, когда он осознает, что учитель одинаково относится ко всем детям, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.
Слайд 10КАК помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
1. Проверьте, правильно ли
организовано рабочее место ребенка.
- Рабочее место должно быть достаточно освещено.
- Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
- Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
- Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
- Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
Слайд 113. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно
устраивайте небольшие перерывы.
- Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.
- На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).
4. Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе.
- Не забывайте, что у первоклассника ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его работоспособность в течение дня снижается.
5. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
- Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.
Слайд 126. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если
он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
- На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
7. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Слайд 13Какие школьные умения должны быть развиты у первоклассника?
• умение собрать свой
портфель (ранец);
• поздороваться с учителями и детьми;
• задать вопрос учителю или однокласснику;
• ответить на вопрос;
• слушать объяснения и задания учителя;
• выполнять задание;
• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
Слайд 14• разделять работу на части;
• адекватно реагировать на замечания;
• объяснить то,
с чем не согласен;
• учитывать мнение других;
• гордиться своей работой и не скрывать этого;
• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
• самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Слайд 15Методики определения комфортности и затруднений ребенка в школе?
- 1) Пять вопросов
в конце недели. ( что за пять дней стало главным, расстроило, обрадовало; какой из дней запомнился больше всего; …);
- 2) Беседа по классной фотографии (опиши одноклассников);
- 3) Диагностика –игра «Плюсы и минусы школьного дня»(нарисовать или рассказать о прошедшем школьном дне);
- Копилка школьных УСПЕХОВ (в прозрачную банку или коробку складывать свои успехи в школе)