Слайд 1ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ для
9-11 классов к ОГЭ и ЕГЭ
Слайд 2ЧТО ТАКОЕ ЭКЗАМЕН?
Экзамен - это слово произошло от лат. Еxamen, т.е.
обозначающее прежде всего, стрелку у весов, затем в переносном значении, оценку, испытание – итоговая форма оценки знаний.
В высших учебных заведениях проводятся во время экзаменационных сессий. Экзамены бывают совершенно разными: институтскими, школьными, военными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т. д., — но все они объединены одинаковыми традициями, методами.
Слайд 3ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ СЛУЧАЮТСЯ СТРЕССЫ
Слайд 4К основным школьным стрессам относятся
Стресс оценивания (экзаменационный стресс). Сопровождает школьников
на протяжении всего обучения, но у одних напряженное состояние возникает даже в привычных ситуациях у доски, выполнения заданий на уроке, у других - только в действительно напряженных и ответственных ситуациях экзамена.
Стресс ограничения времени. Его испытывают не только ученики при выполнении контрольных работ, написании сочинений, но и особо ответственные учителя, когда не могут уложиться в рамки урока, что приводит к взвинчиванию темпа урока, «комканию» подачи материала.
изложения последних вопросов. Такие ситуации особенно нежелательны для медлительных (флегматиков) и утомляющихся к концу урока учащихся.
Слайд 5Виды стресса
Хронический дистресс - связанный с невозможностью получения желательной отметки или
ожидаемой похвалы со стороны учителя, родителей и огорчением от неоправдавшихся ожиданий и надежд…
Переутомление учащихся - форма дистресса, со всеми нежелательными последствиями для здоровья.
Стресс психологического давления - обусловлен авторитарным стилем воздействия на учащихся.
Коммуникативные стрессы - обусловленные эмоциональными конфликтами в процессе общения.
Слайд 6Помоги себе сам, овладей приемами и методами саморегуляции.
Во время стресса происходит сильное
обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях организма. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.
Слайд 7Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности
Проблема, с которой сталкиваются учащиеся, попавшие
в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом:
Слайд 8Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности
имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем
обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.
Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.
Слайд 9Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности
Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует
немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет чуть слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.
Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне или наоборот.
Слайд 10Методы саморегуляции
Успокаивающие приемы основаны на релаксации, т.е. психоэмоциональном и мышечном расслаблении.
Умение расслабиться - важный навык для современной жизни.
Задержка дыхания на вдохе. Задержите дыхание на 15-20 секунд, сосредоточившись на себе. При этом как можно медленнее считайте про себя, закрыв глаза. Затем медленно выдохните. Упражнение сделайте 2-3 раза.
Слайд 11Мысленно отключитесь от взволновавшей ситуации, минуту - другую заставьте себя думать
о чем-то совершенно ином, представьте себе во всех подробностях какой-то образ, картину природы. Важно постараться воспроизвести именно детали образа.
Слайд 12Простые приемы для снятия напряжения
Сильно сжать руки в кулаки на несколько
секунд и медленно отпустить. Повторить 2-3 раза с небольшими паузами. Обратить внимание на то, какое приятное тепло ощущается в кистях, как они отяжелели, расслабились, как это приятное расслабление медленно охватывает всю руку.
Медленно, с удовольствием потянуться. Размять мышцы тела, сделать несколько физических упражнений, самомассаж. Особенно полезно промассировать пальцы рук, шейно-затылочную зону. Вспомнить, как потягиваются животные, наученные самой природой.
Слайд 13Спасибо за внимание и удачи на экзаменах ! МБОУ «СОШ №
5» педагог-психолог: Зубенко С.В. г. Кемерово
УДАЧИ НА ЭКЗАМЕНАХ
Удачи на экзаменах