Слайд 1Выполнила:
Кравцева Наталья Владимировна
Учитель начальных классов
Мбоу сош №64
Г.о. Самара
Предупреждение негативного
воздействия педагогических, физиолого-гигиенических, социопсихологических факторов на здоровье учащихся
Слайд 2Факторы, которые воздействуют на здоровье школьников
экологические
педагогические
экономические физиолого-гигиенические
социальные социопсихологические
внешкольные
внутришкольные
Слайд 3Педагогические факторы
учебная нагрузка;
средства и методы обучения и воспитания;
педагогические методики;
организация физического воспитания.
Слайд 4Физиолого-гигиенические
режим дня,
школьное оборудование,
организация двигательной активности,
оздоровительные мероприятия;
Слайд 5социопсихологические
мотивация учащихся,
взаимоотношения «ученик – учитель»,
взаимоотношения «ученик – класс»
(сверстники),
взаимоотношения «учитель – родители»
Слайд 6Все перечисленные выше факторы могут быть разделены на 3 категории
Неизбежные(нф)
Корректируемые(кф)
Устранимые(уф)
Слайд 7Смысл здоровьесберегающей деятельности состоит в том,
чтобы учитывать неизбежные факторы, ослаблять
вредное воздействие
корректируемых и избавляться от устранимых факторов.
Слайд 8Школьные факторы риска
1)стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
2)интенсификация учебного
процесса;
3)несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
4)нерациональная организация учебной деятельности (в том числе физкультурно-оздоровительной работы);
5)низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Слайд 9Интенсификация учебного процесса
– увеличение количества учебных часов (уроков, внеурочных занятий,
факультативов и т.п.).
(скрытый) вариант
реальное уменьшение количества учебных часов при сохранении или даже увеличении объема учебного материала
Слайд 10Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников(нерациональной организации
учебного процесса)
расписание, в котором увеличено количество учебных часов, сокращена продолжительность перемен, отсутствует активный отдых, контрольные и самостоятельные работы проводятся в один день и т.п
Слайд 11Рациональная организация образовательного процесса
;
- Соблюдение гигиенических норм и требований к
организации и объему учебной и внеучебной нагрузки учащихся
Использование при составлении расписание трудности учебных предметов, позволяющей строить расписание уроков с учетом каждой возрастной группы
Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе (проблемное обучение, дифференцированное обучение, проектное обучение, развивающее обучение, игровые технологии технология критического мышления)
В начальной школе:
Безотметочное обучение, при котором фиксация результатов обучение в первых классах ведется в Листах индивидуальных достижений учащихся, что позволяет создать систему портфолио.
Подвижный способ обучения со сменой динамических поз.
В средней и основной школе:
Переход к предпрофильной подготовке и профильному обучению как средству, позволяющему учитывать склонности и интересы учащихся, снижающему уровень тревожности
Слайд 12Физиолого-гигиенические
1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
Создание комплексных
условий для развития ребенка и сохранение его здоровья
Состояние и содержание здания и помещений в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами
Организация качественного горячего питания (Школьная столовая должна обеспечивать всех учащихся полноценным горячим питанием, что не только благоприятно повлияет на состояние здоровья учащихся, но и позволит без ущерба для здоровья школьников проводить различные виды деятельности во вторую половину дня(посещение ГПД, занятия в кружках, секциях, клубах по интересам) )
Слайд 132. Рациональная организация физкультурно-оздоровительной работы
Комплекс утренней гимнастики ;
Подвижные игры на перемене,
благодаря которым можно снять статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей ;
Физкультминутки и динамические паузы на уроке, позволяющие поддержать работоспособность школьников, снять утомление с конкретных физиологических систем;
Комплекс упражнений для профилактики близорукости и снятия зрительного утомления.
Слайд 14
3. Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья;
- Профилактика
заболеваний(прививки, витаминизация, и т.п.);
- Анализ результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья;
-Введение карты здоровья класса (школы);
Комплексная педагогическая, психологическая и социальная помощь детям
со школьными проблемами;
Привлечение медицинских работников-специалистов к проведению
медицинских осмотров в школе.
Слайд 15Социопсихологические
Факторы
- стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
- жесткая агрессивная среда, конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой, при которых страдающая сторона – ребенок;
- социально обусловленные болезни (наркомания, алкоголизм, венерические заболевания и т.п.).
Слайд 16Стрессовая педагогическая тактика (или тактика педагогических воздействий);
В классах с авторитарным,
жестким педагогом текущая заболеваемость в 3 раза выше, а число вновь возникающих неврологических расстройств в 1,5–2 раза больше, чем в классах со спокойным, внимательным и доброжелательным педагогом (при прочих равных условиях обучения).
Слайд 171. Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и
здорового образа жизни
- профилактические беседы
- классные часы
- тематические уроки и т.д.
2. Организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями
- родительские собрания, темы которых связаны с укреплением и сохранением здоровья у школьников;
- наглядная пропаганда ЗОЖ;
- беседы и консультации по предупреждению заболеваний, по сохранению и укреплению эмоционального здоровья;
- анкетирование;
- дни открытых дверей.
Слайд 18Задачи школьной администрации:
соблюдение СанПиНов;
внедрение новейших технологий обучения и оздоровления,
прошедших экспертизу;
обеспечение переподготовки кадров;
создание инфраструктуры для оздоровительной деятельности;
влияние на социальные (и экономические) факторы;
контроль и влияние на психологические факторы.
Слайд 19Задачи учителя и классного руководителя:
выбор адекватных средств и методов обучения
и воспитания;
индивидуальный подход к обучению и воспитанию;
создание эффективного психологического климата в классе;
влияние на микросоциум (коллектив класса, учебной группы);
просвещение учащихся;
мотивация учащихся;
взаимодействие с семьей.
Слайд 20Задачи родителей:
создание необходимых условий для занятий ребенка;
создание условий для
оздоровления ребенка;
формирование морали, социальных установок;
формирование мотивации;
передача культурной традиции;
взаимодействие с учителем в проблемных ситуациях;
влияние на психологические внутришкольные факторы.
Слайд 21Есть свои задачи в сохранении и укреплении собственного здоровья и у
самих учащихся:
формирование собственной мотивации к здоровью;
формирование привычки соблюдать гигиенические правила и нормы;
изучение учебного материала и соотнесение его с собственным опытом;
нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях.
Слайд 22 В своей педагогической деятельности я стараюсь большое внимание уделять здоровью
детей.
Слайд 23Динамические паузы
Дети нашего класса часто танцуют на переменах для того ,
чтобы снять напряжение и повысить настроение.
Слайд 24Каждый год наши дети выезжают в санаторий,
где проходят лечебные процедуры.
Санаторий
Слайд 25Каждый день мы выходим на прогулку
Слайд 26Почти весь класс получает полноценное горячее питание