Слайд 1
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа-интернат №67 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Фантазия или лож?
Холкина
Е.С. педагог-психолог
Слайд 3Все дети фантазируют. Их таланту сочинять и придумывать могут позавидовать многие
знаменитые писатели. Но почему-то детские фантазии зачастую расстраивают родителей и взрослых, когда сложно отличить выдумку от лжи. Что же такое ложь и фантазия? Как найти грань между обманом и выдумкой? Ругать детей или поощрять? и т.д.
Именно об этом мне и хочется рассказать.
Слайд 4Фантазия
Фантазия – это свободный полет воображения.
С трех летнего возраста дети начинают
активно придумывать небывалые истории. Чтобы происходило развитие творческого потенциала, необходимо заниматься с ребенком. Не будь фантазии, не развивалась бы наука, и жили бы мы до сих пор в каменном веке. Человек увидевший в обыкновенном камне палку-копалку был наверняка фантазером. Давайте вспомним наши сказки в которых «Ковер-самолет», «печка-самоходка, сапоги скороходы и т.д все это было кем-то придумано.
Слайд 5Дети младшего школьного возраста, часто рассказывают сочиненные ими истории, выдавая их
за правду, и иногда даже верят в них сами. Это не ложь и не обман, просто они еще нечетко отличают реальность от вымысла, к тому же если такие небылицы не приносят вреда окружающим, они способствуют развитию воображения у детей.
Слайд 6Как развить воображение
Читать стихи, рассказы, сказки.
Играть с предметами-заместителями. Например: стулья
станут машиной, крышка от кастрюли – рулем. Одеяло – гаражом для машины и т.д.
Предлагайте образы-заместители. Предложите ребенку быть собачкой или киской. Имитируя движения, и общения. Например: «гав-гав», «мяу-мяу». Таких игр может большое количество. Где мы сможем познакомить детей не только с животными, но и профессиями.
Слайд 7Ложь
Ложь – это преднамеренное искажение фактов для приобретения личной выгоды.
Слайд 8Иногда плоды детских фантазий пугают взрослых. Поскольку в них явно видны
агрессия,
детские страхи, соперничество, отвержение родителей, нелюбовь к сестрам и братьям.
Известно, что каждый второй ребенок от трех до пяти лет боится неожиданных звуков,
сказочных персонажей. Каждый третий – воды, транспорта, замкнутого пространства, одиночества. Все дети проходят через различные страхи. Подобные фантазии даже полезны, в последствии они перерабатываются и помогают развить осторожность у ребенка.
После 6 лет выдуманные истории становиться уже не столь безвредными, особенно если взрослые или сам ребенок не может понять, где правда, а где ложь.
Слайд 9Разновидности выдумок.
Самозащита. Иногда мы сами провоцируем ребенка, защищать себя таким способом.
Зная о том, что за любую мелочь (например: разбитая чашка, пятно на одежде) ребенок будет наказан. Оправдать себя и избежать наказания можно, придумав, почему именно так произошло и кто в этом виноват. И естественно ребенок начинает все это придумывать и рассказывать взрослым. Избежать этого можно, если бы в семье приветствовался мягкий метод воспитания, без лишнего физического и психологического наказания.
Слайд 10Невозможность получить желаемое другим способом. Это происходит когда у ребенка огромное
количество запретов. И тогда малыш придумывает причину, чтобы любой ценой получить желаемое. Например: ребенок неоднократно давал понять родителям, что не любит младшего брата, за такую правду его наказывают (притесняют). Потом малыш говорит неправду, что полюбил брата и тут же родители позволяют ему то, что ранее было запрещено. И ребенок понимает, что с помощью лжи можно с легкостью добиваться желаемого результата.
Слайд 11Чувство стыда. Если есть такое чувство, то вряд ли кто-то захочет
хвастаться своими неудачами. Например, получив плохую оценку, или выговор, ребенок придумает, что учитель или взрослый был в плохом настроении и другие дети тоже получили негативную оценку.
Слайд 12Признаки детской лжи.
Чтобы определить лжет ребенок или нет, необходимо не только
слушать, что он говорит, но и внимательно следить за языком жестов.
Чадо которое говорит неправду, зачастую подсознательно прикрывает рот рукой, словно желая не выпустить ложь наружу.
Если во время разговора малыш отводит глаза, или же наоборот слишком пристально заглядывает вам в глаза, это верный признак лжи.
Отвечая на вопросы, ребенок часто переспрашивает и повторяет свой ответ почти без интонации.
А дети старше восьми лет, наоборот, стараются говорить очень эмоционально.
Подсознательное прикосновение к носу, потирание глаза, мочки уха, почесывание шеи – все это является признаками, что перед нами маленький врунишка. Иногда дети «прикрывают» свои выдумки игрушками, сажая их себе на колени.
Слайд 13Ругать детей или поощрять за выдумки
Определив, что перед нами выдумщик, нужно
найти правильный путь к решению этой проблемы, как можно меньше травмируя психику ребенка, а не путем наказаний, запугиваний, ведь это приведет к более виртуозной лжи.
Необходимо объяснить ребенку, что его обман огорчает взрослых, и может привести к наказанию. Таким образом, лучше говорить правду и избежать наказания.
Иногда детские выдумки прикрывают скрытую в них правду, поэтому надо проанализировать саму причину обмана вместе с ребенком и осознать, что именно пугает его, и понять скрытые желания. Никогда не наказывайте ребенка за ложь из солидарности, когда малыш просто не хотел «подводить, подставлять» товарища.
Слайд 14Путь к правде
Не критиковать самого ребенка за ложь, а только его
поступок, при этом не кричать и не проявлять агрессию.
Собственный пример. Очень часто мы сами забывает свои обещания, которые даем детям, а потом чтобы не потерять авторитет в их глазах, придумываем причины, которые могли нам помешать. Дети начинают подражают, данному, поведению взрослых.
Слайд 15Совсем избежать детских выдумок невозможно, любой, даже самый лучший ребенок
(и
взрослый) иногда хочет что-то скрыть или приукрасить. Всегда надо помнить, что в любом возрасте ребенок – личность, а значит, имеет право на собственное жизненное пространство. Заходя в это пространство с агрессией, мы можем вызвать противодействие и спровоцировать ложь.
Чтобы дети не обманывали, необходимо исключить причины, порождающие ложь. Ведь ребенок становиться лжецом поневоле, так как ему не хватает внимания, заботы, любви.