Слайд 1"Не может возникнуть никакой деятельности без наличия цели и задачи, пускающей
в ход этот процесс, дающей ему направление«
Л.С. Выготский
Слайд 2 МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
НА УРОКЕ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЕЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
Слайд 3Цель:
Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников,
повышение качества образования
Слайд 4Задачи:
Обобщить опыт работы учителей школы по вопросу мотивации деятельности учащихся на
уроке и созданию условий для ее реализации;
Используя практический опыт учителей выявить наиболее эффективные методы, формы, приемы формирования учебной мотивации в процессе организации образовательного процесса.
Определить перспективы работы педагогов по развитию у учащихся мотивации обучения и стимулированию учебно-познавательной деятельности.
Слайд 5Мотив –
- любая внутренняя движущая сила поведения и деятельности.
- это побуждение
к действию.
- причина, побуждающая к деятельности, а цель – это то, к чему стремиться человек, выполняя эту деятельность.
Потребность-мотив-цель.
(хочу) (интересуюсь) (умею)
Охарактеризовать мотив – значит ответить на вопрос, ради чего деятельность выполняется.
Слайд 6Мотивация -
«совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека... его направленность и
активность»
(Немое Р. Психология. М.: Просвещение, 1995).
Деятельность без мотива или со слабым мотивом или не осуществляется вообще, или оказывается крайне неустойчивой.
Слайд 7Учебная мотивация -
это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные
на выполнение учебной деятельности.
Учебная мотивация - это направленность ученика на учебную деятельность, отражаемый в индивидуальном сознании личностный смысл учения.
Слайд 8Классификация мотивов:
С позиций личностного смысла учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
СОЦИАЛЬНЫЕ
это побудители, непосредственно связанные
так или иначе с содержанием учебной деятельности.
связаны с удовлетворением в учебной деятельности социально-психологических потребностей личности.
Слайд 9Классификация мотивов:
Отношение к самой деятельности
ВНУТРЕННИЕ
ВНЕШНИЕ
мотивы, связаны с деятельностью.
мотивы,
не связаны с деятельностью.
Слайд 10Познавательные мотивы:
-потребность в саморазвитии и самоактуализации личности в процессе познания;
-познавательный интерес,
т.е. интерес к знаниям и способам его добывания;
мотив достижения, реализуемый и удовлетворяемый на основе и через успехи в учебной деятельности;
-мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности;
-мотивы, связанные с глубиной интереса к знаниям, к занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, ключевым идеям и т.д.
-мотивы, свидетельствующие об интересе к способам добывания знаний — методам научного познания;
-мотивы, свидетельствующие об интересе к саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего труда;
-мотивы, связанные с профессиональным самоопределением в старших классах, придающие личностную значимость содержанию предметов, полезных для будущей профессии.
-мотивы становятся основой самообразования, направленности школьников на совершенствование способов познания.
Слайд 11Внутренние:
- мотивы, характеризующиеся интересом к самому процессу и его результату;
-
стремление развить какие-либо умения, качества;
- интерес к процессу решения,
- интерес к поиску наиболее рационального способа, к результату процесса и т.д.
Слайд 12Социальные мотивы:
- мотивы связанные с различным взаимодействием школьника с другими людьми;
-
мотивы получения одобрения и избегания порицания от окружающих (мотивы поощрения и наказания).
- стремление быть полезным обществу,
- чувство ответственности перед родителями, учителем.
- чувство ответственности, долга как часть мировоззрения личности
- стремление занять определённую позицию, место среди окружающих, получить их одобрение, заслужить авторитет.
- попытка самоутверждения — в желании занять место лидера, оказать влияние на других учеников, доминировать в группе или классе и т.д.
- желании общаться, взаимодействовать с другими людьми, осмысливать формы взаимоотношений с учителями, товарищами, совершенствовать их (потребность в общении);.
- яркие положительные эмоции могут служить самостоятельными побудителями к учению.
- Этот мотив — основа самовоспитания, самосовершенствования.
Слайд 13Внешние:
- проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности,
-
действует из-за давления родных, учителей и т.д.
- желание получить хорошую отметку,
- желание показать умение решать задачи,
- добиться похвалы учителя и т.д.
Слайд 14В мотивации учения важную роль играют:
Содержание
учебного
материала
организация
учебной
деятельности:
Слайд 15Активизация учебно-познавательной деятельности.
Занимательные задачи.
Познавательные вопросы.
Развивающие упражнения.
Творческие задания.
Использование в качестве поддержки изучаемого материала компьютерных программ.