Презентация, доклад на тему Особенности развития детей с нарушениями интелекта

Содержание

План Определение понятия умственной отсталости.Причины умственной отсталости.Формы интеллектуальных нарушений.Степени снижения интеллекта.Развитие детей с нарушением интеллектаОбразование умственно отсталых детей.

Слайд 1 Особенности развития детей с нарушениями интеллекта

Особенности развития  детей с нарушениями интеллекта

Слайд 2
План
Определение понятия умственной отсталости.

Причины умственной отсталости.

Формы интеллектуальных нарушений.

Степени снижения интеллекта.

Развитие

детей с нарушением интеллекта
Образование умственно отсталых детей.
План Определение понятия умственной отсталости.Причины умственной отсталости.Формы интеллектуальных нарушений.Степени снижения интеллекта.Развитие детей с нарушением интеллектаОбразование умственно отсталых детей.

Слайд 3 Все дети разные. Одни буквально схватывают все на лету,

другим нужно время, чтобы усвоить знания и научиться их применять. Причем верно это для всех этапов развития. Малыши учатся ходить, говорить, самостоятельно держать ложку, пользоваться горшком, учатся рисовать, читать, писать, решать задачи. Все это осуществляется определенном возрасте. Зависит это от темперамента, социального окружения, уровня внимания к ребенку со стороны взрослых, условий и среды обучения и много другого.

Но иногда случается так, что отставание в развитии обусловлено не индивидуальными особенностями крохи, а болезнью, которая носит обобщенное название «нарушение интеллекта» или «умственная отсталость». Встречается также диагноз «олигофрения», который ставится деткам с нарушением интеллектуального развития.

Все дети разные. Одни буквально схватывают все на лету, другим нужно время, чтобы усвоить знания

Слайд 4F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость

F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость

F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная

отсталость

F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость

F-78 Другие виды умственной отсталости

F-79 Неуточненная умственная отсталость

МКБ-10

К указанным обозначениям могут добавляться цифры.
.0 – отсутствие или слабовыраженные нарушения поведения;
.01 – инфекция, интоксикация;
.02 – травма;
.03 – фенилкетонурия;
.04 – хромосомные нарушения;
.07 – недоношенность;
.09 – неуточненные причины.

F-70(IQ50-69) Легкая умственная отсталость F-71(IQ35-49) Умеренная умственная отсталость F-72(IQ20-34) Тяжелая умственная отсталость F-73(IQниже 20) Глубокая умственная отсталость

Слайд 5Информация по теме
Наука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика.

Исследователи,

внесшие свой вклад в изучение проблемы интеллектуальных нарушений за рубежом – врачи, психологи, педагоги: Э.Сеген, Ж.Демор, М.Монтессори;

Отечественные специалисты: Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Ж.И.Шиф, С.Я.Рубинштейн, В.И.Лубовский, М.С.Певзнер, Г.Е.Сухарева.
Информация по темеНаука, изучающая проблемы обучения умственно отсталых детей – олигофренопедагогика.Исследователи, внесшие свой вклад в изучение проблемы

Слайд 6Умственная отсталость
- это стойкое снижение познавательной
деятельности вследствие органического
поражения центральной
нервной

системы,
и в первую очередь,
коры головного мозга.
Умственная отсталость-  это стойкое снижение познавательнойдеятельности вследствие органическогопоражения центральной нервной системы, и в первую очередь, коры

Слайд 7 стремительные
роды;
затяжные роды;
травмы ребенка
во

время родов;
акушерско-
гинекологические
манипуляции;
асфиксия
(удушье)
новорожденного.

физические и
психические
травмы;
инфекции
(краснуха,
токсоплазмоз);
интоксикации;
соматические
заболевания
матери.

черепно-
мозговые
травмы;
инфекции, в том
числе
нейроинфекции;
интоксикации;
воздействие
алкоголя,
никотина.

Причины умственной отсталости

Факторы,
вызывающие
внутриутробную
(пренатальную)
патологию развития

Родовая
(натальная)
патология

Факторы,
вызывающие
послеродовую
(постнатальную)
патологию развития

стремительные  роды; затяжные роды; травмы ребенка  во время родов; акушерско-  гинекологические  манипуляции;

Слайд 8Формы умственной отсталости
Умственная отсталость,
которая возникает
вследствие
органического
поражения коры
головного

мозга
в пренатальный
натальный и
постнатальный периоды.


Умственная отсталость,
которая возникает
после определенного
периода нормального
развития ребенка
(после двух лет).
Часто возникает
при текущих
заболеваниях мозга.

Олигофрения

Деменция

Формы умственной отсталостиУмственная отсталость, которая возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в пренатальный натальный и постнатальный

Слайд 9 Степени умственной отсталости по Российской классификации
Идиотия – тяжелая (глубокая) степень.

Имбецильность – средняя

(умеренная степень).

Дебильность – легкая степень.

Степени умственной отсталости по Российской классификации Идиотия – тяжелая (глубокая) степень.Имбецильность – средняя (умеренная степень).Дебильность –

Слайд 10Степени умственной отсталости по международной и Российской классификации

Степени умственной отсталости по международной и Российской классификации

Слайд 11Дебильность
При этой форме имеет место диффузный (разлитой) характер поражения коры головного

мозга. Дети с легкой степенью умственной отсталости отстают в развитии от нормально развивающихся сверстников.

Это проявляется в том что:


ДебильностьПри этой форме имеет место диффузный (разлитой) характер поражения коры головного мозга. Дети с легкой степенью умственной

Слайд 12Дебильность

задерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более

поздние сроки овладевают навыками самообслуживания;

дети мало интересуются окружающим: не исследуют предметы, не стремятся узнать о них у взрослых, равнодушны к процессам и явлениям, происходящим в природе и социальной жизни;

к концу дошкольного возраста у детей формируется только предметная деятельность, игровая деятельность не становится ведущей;

в условиях обычного массового образовательного учреждения (детского сада, школы) дети испытывают стойкие трудности в усвоении программного материала по всем видам деятельности.
Дебильностьзадерживаются сроки психомоторного развития – позже начинают ходить, говорить, в более поздние сроки овладевают навыками самообслуживания;дети мало

Слайд 13Имбецильность

При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так

и нижележащие образования.

Это нарушение проявляются в том, что:


Имбецильность		При этой форме поражены как кора больших полушарий головного мозга, так и нижележащие образования. Это нарушение проявляются

Слайд 14Имбецильность
у детей отсутствует гуление и лепет;

не формируется «комплекс оживления»;

речь появляется к

концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы;

познавательные возможности резко снижены: грубо нарушены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление;

существенно страдает моторика, поэтому навыки самообслуживания формируются с трудом и в более поздние сроки.

Дети с умеренной степенью умственной отсталости признаются инвалидами детства. Дети вполне обучаемы. Они способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом., однако не могут вести самостоятельный образ жизни, нуждаются в опеке.
Имбецильностьу детей отсутствует гуление и лепет;не формируется «комплекс оживления»;речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой

Слайд 15Идиотия
При этой форме умственной отсталости диффузное поражение коры сочетается с нарушениями

нижележащих образований и локальными (очаговыми) нарушениями головного мозга.

Диагностика идиотии возможна уже на первом году жизни. Особо выделяются нарушения статических и моторных функций:


Идиотия	При этой форме умственной отсталости диффузное поражение коры сочетается с нарушениями нижележащих образований и локальными (очаговыми) нарушениями

Слайд 16Идиотия
задержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции;

неадекватная реакция на окружение;

позднее появление навыков

стояния и ходьбы;

позднее появление лепета и первых слов;

слабый интерес к окружающему и игре.

Дети не обучаются и находятся (с согласия родителей) в учреждениях Министерства социальной защиты, где им оказывается медицинская помощь, наблюдение и уход.

У взрослых:
резко нарушены процессы памяти, восприятия, внимания, мышления;
снижены пороги чувствительности;
им недоступно осмысление окружающего;
речь развивается крайне медленно и ограниченно или не развивается вообще;
наблюдаются тяжелые нарушения моторики - парезы, параличи.
Идиотиязадержка в проявлении дифференцированной эмоциональной реакции;неадекватная реакция на окружение;позднее появление навыков стояния и ходьбы;позднее появление лепета и

Слайд 17Развитие детей с нарушением интеллекта
Не происходит своевременного перехода к общению с взрослым

на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения — жестовая. Дети на первом году жизни не дифференцируют «своих» и «чужих» взрослых, хотя при нормальном развитии это наблюдается уже в первом полугодии жизни.

У них не возникает потребности в эмоциональном общении со взрослыми, отсутствует, как правило, «комплекс оживления», в то время как нормально развивающийся ребенок в ответ на голос, улыбку взрослого вскидывает ручки, ножки, улыбается, тихо гулит.

У всех детей с нарушениями интеллекта отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители, отмечается безразличие, общая патологическая инертность.

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

Развитие детей с нарушением интеллекта Не происходит своевременного перехода к общению с взрослым на основе совместных действий с

Слайд 18 Отсутствие целенаправленной деятельности, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии ее

достижения, равнодушие к результату своего труда, неадекватные действия все это черты, характерные для деятельности ребенка раннего возраста с нарушениями интеллекта.
Подражание действиям взрослого является одним из существенных видов общения в раннем возрасте. У детей с нарушениями интеллекта раннего возраста отсутствуют необходимые предпосылки, для формирования речи: действия с предметами, эмоциональное общение с взрослым, готовность артикуляционного аппарата и фонематического слуха.
Отсутствие целенаправленной деятельности, вербальное (словесное) обозначение цели при отсутствии ее достижения, равнодушие к результату своего труда,

Слайд 19Трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:
ограничение речевых навыков. Некоторые дети вынуждены

прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы объяснить, чего они хотят. Это затрудняет вербальную коммуникацию;
проблемы с установлением дружеских отношений. Дети с нарушением интеллекта не всегда могут понять, чего от них хотят другие дети, что выражают их слова и мимика. Это затрудняет участие в играх и общей социальной деятельности, где требуется соблюдение определенных правил поведения;
сложности в обучении. Поскольку умственная отсталость влияет на речевые навыки, быстроту мышления, способность воспринимать информацию и решать логические задачи и т. п., возникают трудности в процессе обучения.

Трудности, с которыми сталкиваются дети с нарушением интеллекта:ограничение речевых навыков. Некоторые дети вынуждены прибегать к жестам и прочим невербальным знакам, чтобы

Слайд 20 Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу

или специализированное учреждение? Ответ на него зависит от поставленного диагноза. Дети с легкой умственной отсталостью могут заниматься в обычных школах и успешно контактировать со сверстниками при условии поддержки и поощрения со стороны взрослых. Дети, чьи интеллектуальные функции нарушены значительно, рискуют оказаться в изоляции, даже будучи принятыми в обычную школу или детский сад. Нормальные дети предпочитают играть и общаться с теми сверстниками, которые похожи на них. Поэтому больные малыши окажутся в вакууме. Это не пойдет им на пользу.
Развитие детей со значительным нарушением интеллекта лучше всего поручить специалистам, которые знают к ним подход. В специальных группах детских садов с такими детишками занимаются по специальной программе, что помогает скорректировать отклонения в развитии.
Перед родителями больных детишек часто встает вопрос, что выбрать: обычную школу или специализированное учреждение? Ответ на него зависит

Слайд 21В то же время тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те

же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения — отставание в овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов — в значительной мере носят вторичный характер. При правильной организации жизни, возможно более раннем начале специального обучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.
В то же время тенденции развития ребенка с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые

Слайд 22Организация образовательной среды специального учреждения
Цель:
создание условий для

развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
Организация образовательной среды специального учреждения	Цель:    создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала

Слайд 23Образование умственно отсталых детей

Образование умственно отсталых детей

Слайд 24Образование детей с нарушениями интеллектуального развития в городе Воронеже

Образование детей  с нарушениями интеллектуального развития  в городе Воронеже

Слайд 25Выводы по теме
Умственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее

в своей основе органическое поражение центральной нервной системы, в первую очередь, головного мозга.

Причиной интеллектуальной недостаточности могут быть врожденные и приобретенные аномалии мозга.

Формы нарушения интеллекта зависят от времени наступления и характера протекания патологического процесса.

Степень снижения интеллекта зависит от тяжести повреждения мозговых структур.

Обучение лиц с нарушениями интеллекта
требует создания специальных
педагогических условий.

Выводы по темеУмственная отсталость – сложное нарушение психофизического развития человека, имеющее в своей основе органическое поражение центральной

Слайд 26Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть