Презентация, доклад на тему Особенности психического развития детей и подростков. Учимся различать и понимать.

Содержание

! Нарушения в детском и подростковом возрасте подразделяются на «нарушения поведения» и «нарушения развития». СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) Выявляется у 3-5% детей. У мальчиков в 5 раз чаще. Среди

Слайд 1Особенности психического развития детей и подростков. Учимся различать и понимать.
Материал подготовлен

психологом МОУ «Дмитровская гимназия «Логос» Л.В.Коныжевой, ноябрь, 2019 г
Особенности  психического развития детей и подростков.  Учимся различать  и понимать. Материал подготовлен психологом МОУ

Слайд 2 ! Нарушения в детском и подростковом возрасте подразделяются на «нарушения поведения»

и «нарушения развития». СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)


Выявляется у 3-5% детей. У мальчиков в 5 раз чаще. Среди детей, которые лечатся у психиатра, ДВСГ отмечается почти у половины детей, в детских домах и интернатах – у 2/3 детей.

Откуда? - ММД + наследственность (7 – 9%) + эмоциональная депривация + семейные ситуации + биологические факторы + употребление сладкой пищи и пищевых добавок.

Проявления (во всех жизненных ситуациях):
1. Гиперактивность и неспособность регулировать уровень активности.
2. Нарушение внимания (снижение и невозможность управлять). 
3. Импульсивность. 

Сочетания:
Агрессивность
Неповиновение
Тревожность, замкнутость, депрессивность
Аутизация
Необучаемость
Отсутствие учебной мотивации
Отвержение со стороны сверстников
Предрасположенность к несчастным случаям

Гиперактивность обычно нормализуется в подростковом возрасте, затем уменьшается импульсивность. Дольше всего сохраняются нарушения внимания. Треть детей, имеют симптомы и после того, как становятся взрослыми, и примерно у одной десятой СДВГ переходит в антисоциальное расстройство личности или в расстройство, связанное со злоупотреблением ПАВ. Многие молодые люди с СДВГ более наивны и незрелы, чем их сверстники. И только в 30—35-летнем возрасте эти люди могут считаться взрослыми. Практически у всех больных ос­тается «шрам» в виде низкой самооценки.



! Нарушения в детском и подростковом возрасте подразделяются на «нарушения поведения» и «нарушения развития».

Слайд 3СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью)

Слайд 4Что делать?
В первую очередь дети и подростки с ДВСГ нуждаются в

развитии организационных навыков, социальной компетентности и в повышении успеваемости. В легких случаях достаточными мерами могут быть пребывание в небольшой школьной группе, продуманное рассаживание детей, индивидуальное внимание педагога, ограничение числа приходящих друзей и используемых одновременно игрушек.
Техники прямого управления возможностями («реакция-штраф»).
Совместная работа с родителями:
а) структурирование течения дня;
б) прямая однозначная оценка поведения (ребенок с трудом оценивает последствия своего поведения, поэтому правила и ожидания должны формулироваться ясно и однозначно, а оценка следовать немедленно);
в) поэтапную постановку целей.
Родителям нужно объяснить, что вседозволенность и освобождение от ответственности не полезны для ребенка. Важно создать предсказуемую систему поощрений и наказаний. Спокойное поведение, усидчивость должны подкрепляться материально (талоны) и социально (внимание, похвала, подбадривание, совместная деятельность). Подкрепление должно наступать как можно быстрее, интенсивнее, массивнее, разнообразнее (чаще менять т.к. дети быстро привыкают).

Что делать?В первую очередь дети и подростки с ДВСГ нуждаются в развитии организационных навыков, социальной компетентности и

Слайд 5Тренинг самоинструктирования по Мейхенбауму
В данном подходе применяется не внешний контроль,

а помощь в усилении самоконтроля. Ребенок должен научиться концентрировать внимание, контролировать импульсы и планировать действия при решении задач. На модели «думающего вслух» психотерапевта ребенок учится тому, как можно постепенно решить эти проблемы.
Этапы тренинга самоинструктирования:
а) ребенок наблюдает, как кто-то другой решает задачу, говоря сам себе;
б) выполняет задачу, следуя словесным инструкциям модели;
в) громко подражает словесной модели;
г) шепчет инструкции;
д) говорит их про себя.
Содержание самовербализаций (ребенок говорит сам себе):
а) определение задачи («что нужно сделать?»);
б) планирование («как нужно делать?»);
в) руководство своими действиями («сначала делаю это...»);
г) исправление ошибок («я сделал это не так, сейчас попробую по другому»);
д) самоподкрепление («это мне удалось»).
Нужно понимать, что дети с ДВСГ плохо воспринимают тонкие нюансы социальных ситуаций – им следует объяснять, что от них требуется и чего от них ожидают. 
Прогноз. Профилактика и изменение траектории ДВСГ остаются труднодостижимыми целями.

Тренинг самоинструктирования по Мейхенбауму В данном подходе применяется не внешний контроль, а помощь в усилении самоконтроля. Ребенок

Слайд 6Особенности подросткового возраста
Одной из самых значимых предпосылок взрослых проблем являются плохие

отношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте.
Подросток решает следующие проблемы:
Автономия (эмоциональная и поведенческая).
Насколько хорошо подростки справляются с предоставленной им автономией? не возникает ли расхождения между уровнем автономии, который готовы предоставить родители, и тем, с которым в состоянии справиться подросток? не ограничивают ли родители автономию подростка чрезмерно для данного.
Идентичность. Главной психологической задачей подросткового возраста является развитие идентичности. Идентичность многомерна и включает самоперцепции и обязательства, касающиеся многих сфер, включая профессиональные, учебные, религиозные, межличностные, сексуальные и политические.
Интимность. Интимные отношения характеризуются доверием, обоюдным самораскрытием, ощущением лояльности и готовностью прийти на помощь. В подростковом возрасте все отношения становятся более насыщенными в эмоциональном плане, и подростки сильнее, чем дети, тяготеют к установлению дружеских отношений со сверстниками противоположного пола. Интимная дружба позволяет формировать самоуважение.

Характерной чертой подросткового мышления является вера в наличие «воображаемой аудитории».
Особенности подросткового возрастаОдной из самых значимых предпосылок взрослых проблем являются плохие отношения со сверстниками в детском и

Слайд 7Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения
Особенности поведения при синдроме упрямства:
1) частые эпизоды

вспыльчивости;
2) частые ссоры со взрослыми;
3) упорство или отказ подчиниться требованиям взрослых;
4) переложение своих ошибок на других;
5) язвительность;
6) приступы злости и ожесточения;
7) приступы озлобленности.
При этом права других людей не нарушаются, в отличие от расстройства поведения, где основные права окружающих или основные соответствующие возрасту социальные нормы или правила систематически нарушаются.
Как в случае расстройства поведения, так и при оппозиционно-вызывающем расстройстве (синдроме упрямства, неповиновения) основным симптомом является агрессивное поведение.
Агрессивность бывает функциональной и дисфункциональной. Возраст 1,5-2 лет и подростковый является маркером для функциональной агрессивности, когда надо защитить собственное Я, иначе придется подчиниться. Дисфункциональная агрессия вредит, ведет к проблемам в социуме. Мальчикам сложнее признавать свои депрессивные чувства и поэтому они нередко выражают их агрессивностью. Агрессия проявляется в вербальной и невербальной форме, может быть направлена против людей или животных, а также на разрушение материальных объектов.

Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведенияОсобенности поведения при синдроме упрямства:1) частые эпизоды вспыльчивости;2) частые ссоры со взрослыми;3) упорство

Слайд 8Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения
Дети с высокой агрессивностью описываются по следующим

признакам:
нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;
доминируют эгоистически мотивированные действия;
нет чувства вины или раскаяния;
для них не характерно позитивное социальное поведение;
искаженное восприятие социального взаимодействия;
недостаточный самоконтроль в смысле способности задерживать свои агрессивные импульсы и обдумывать их;
неумение думать о других людях и недостаточная способность к эмпатии.
Синдром упрямства обычно проявляется в возрасте 6 лет, расстройства поведения — в 9 лет. Практически всем случаям расстройств поведения предшествует синдром упрямства, хотя только примерно у 25% детей таких детей развиваются расстройства поведения.
При синдроме упрямства дети игнорируют нормы и требования взрослого мира, стараются вызвать раздражение у окружающих и обвиняют других в собственных ошибках и трудностях, мстит взрослым. 15-20% детей школьного возраста демонстрируют описанное расстройство, мальчики в 2 раза чаще, чем девочки. Получается, что каждый 3 – 4 мальчик.
 Характерные проблемы – недостаточные послушание и самообслуживание, плохая успеваемость.


Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведенияДети с высокой агрессивностью описываются по следующим признакам:нет стабильных дружеских отношений со сверстниками;доминируют

Слайд 9Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения
Что делать?
В результате постоянных провокаций детей

родители часто ведут себя непоследовательно: эпизоды интенсивных усилий сменяются пустыми угрозами и чрезмерными поощрениями. Решающее значение имеет овладение родителями поведенческими приемами. Изменения происходят, если родители последовательно одобряют и вознаграждают позитивное поведение своего ребенка и перестают фокусировать свое внимание на его негативных поступках. В конце концов, у них могут измениться его восприятие и чувства к нему; в результате возникает базовое приятие, в котором ребенок так отчаянно нуждается.
Расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими факторами, но чаще всего его причины видят в семейных конфликтах и враждебных отношениях в семье. Нередко больные являются нежеланными детьми, часто живут в неполных семьях. Родители таких детей
уделяют им мало внимания;
не способны организовать дисциплину и контролировать поведение;
предъявляют детям жесткие и непоследовательные требования;
сами ведут себя антисоциально, злоупотребляют алкоголем;
упрямые, агрессивные, ребенок моделирует этот агрессивный паттерн.
Исследования показывают прямую связь между насилием над ребенком и нарушениями его поведения и преступностью, ребенок чувствует себя отверженным, попадают в девиантную группу.
Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведенияЧто делать? В результате постоянных провокаций детей родители часто ведут себя непоследовательно: эпизоды

Слайд 10Расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими факторами, но чаще

всего его причины видят в семейных конфликтах и враждебных отношениях в семье. Нередко больные являются нежеланными детьми, часто живут в неполных семьях. Родители таких детей
уделяют им мало внимания;
не способны организовать дисциплину и контролировать поведение;
предъявляют детям жесткие и непоследовательные требования;
сами ведут себя антисоциально, злоупотребляют алкоголем;
упрямые, агрессивные, ребенок моделирует этот агрессивный паттерн.
Исследования показывают прямую связь между насилием над ребенком и нарушениями его поведения и преступностью, ребенок чувствует себя отверженным, попадают в девиантную группу.
Что делать?
В целом в нашем обществе преобладает обвинительный, а не реабилитационный подход к асоциальной, агрессивной молодежи. Основной упор делается на наказании, но такое отношение лишь усиливает, а не корректирует поведение. Основная задача работы с агрессивностью состоит в том, чтобы привить таким детям новые социальные навыки, при которых не было бы необходимости вести себя агрессивно.

Оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройство поведения

Расстройства поведения в некоторых случаях связывают с биологическими факторами, но чаще всего его причины видят в семейных

Слайд 11РАС и УО
Ключевым признаком РАС является крайняя отчужденность и отсутствие интереса

к другим людям. В младенческом возрасте такие дети не тянутся к родителям, когда те подходят, проявляют недовольство, когда их берут на руки. Часто они не способны узнавать других людей или общаться с ними. Тем не менее, многие из них способны тепло и по-дружески взаимодействовать с животными. Симптомы расстройства проявляются уже в первые годы жизни, но чёткие симптомы могут быть очевидны примерно в три года. Для детей с РАС также характерны:
- фобии, страхи перед изменением обстановки;
- немотивированные приступы ярости, агрессии и самоповреждения;
- интеллектуальные нарушения (у ¾ таких - выраженные).
- искаженное речевое развитие, эхолалия (многократное повторение, подобно эху, фраз, сказанных другими), неправильное употребление местоимений (использование «ты» вместо «я»). Приблизительно половина детей не может научиться говорить;
- нарушения моторики (задержка психомоторного развития, ходьба на цыпочках, стереотипии)
Прогноз зависит от степени выраженности симптомов.
РАС и УОКлючевым признаком РАС является крайняя отчужденность и отсутствие интереса к другим людям. В младенческом возрасте

Слайд 12Синдром савана. Синдром Аспергера.
Саван (по-французски — «знающий») — это человек,

страдающий серьезным психическим расстройством или нарушениями интеллекта, но обладающий при этом какой-нибудь эффектной способностью, демонстрирующий блестящий ум в какой-нибудь отдельной области (фильм «Человек дождя»).
Дети с синдромом Аспергера имеют тяжелые и стойкие нарушения в социальном взаимодействии, которые наиболее отчетливо проявляются в общении со сверстниками, и ограниченном и постоянном круге интересов, видов деятельности и активности. Здесь нет выраженной задержки в развитии речи и адаптивного поведения, и IQ соответствует нормальному или на нижней границе нормы. Однако при синдроме Аспергера наблюдается тенденция к недостаточному развитию практических навыков устной речи (например, недостаточно развита способность вести разговор) и нарушения невербальной экспрессивности (например, жесты, выражение лица). Симптомы синдрома Аспергера часто ведут к значительному затруднению межличностного и профессионального функционирования.
Синдром савана. Синдром Аспергера. Саван (по-французски — «знающий») — это человек, страдающий серьезным психическим расстройством или нарушениями

Слайд 13Тики - простые и сложные отрывистые движения или звуки, непроизвольные, повторяющиеся

и стереотипные

У 10-24% всех детей случаются тики – чаще всего преходящие.

Чаще всего преходящие тики прекращаются с годами, но они могут возвращаться в периоды стресса.

Тики - простые и сложные отрывистые движения или звуки, непроизвольные, повторяющиеся и стереотипные У 10-24% всех детей

Слайд 14Школьная травля (буллинг)
Буллинг - длительное физическое или психическое насилие со стороны

индивида или группы в отношении индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Распространенность явления составляет от 5 до 25%. Результаты существенно зависят от того, проводится опрос среди учащихся или педагогов. Буллинг — скрытый процесс. По данным опроса учащихся, при буллинге доля учителей позволяющих себе издевательства в отношении учеников, составила 10%. Но и с другой стороны некоторые учителя считают, что подвергаются издевательствам со стороны учеников.

К мерам по предотвращению насилия следует отнести выработку договоренности относительно степени допустимого в школе. Как далеко могут заходить потасовки? Как реагировать на прогулы? Как относиться к порче школьного имущества? Ученики нуждаются в ясной, недвусмысленно выраженной согласованной позиции по отношению к насилию и агрессии, зафиксированной в каком-нибудь документе, где в частности проводилось бы различие между здоровыми проявлениями агрессии и проявлениями, принимающими форму насилия. Не менее важно, чтобы эти общие для всех правила внутреннего распорядка не оставались только на бумаге, а стали подлинным кредо преподавателей.
Кроме того, ситуации буллинга не рекомендуется замалчивать.

Школьная травля (буллинг)Буллинг - длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида,

Слайд 15Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)
Обсессии - идеи, мысли, образы, которые воспринимаются как навязчивые

и не имеющие смысла. Человек пытается игнорировать, подавлять или нейтрализовать их посредством других мыслей или действий. Типичным содержанием обсессии являются агрессия, страх заражения, сомнения или приведение предметов в порядок.
Компульсии - повторяющиеся действия, которые кажутся целенаправленными и намеренными, выполненными в ответ на мысли. Поведение направлено на то, чтобы нейтрализовать или предотвратить дискомфорт или некое пугающее событие. Взрослый человек понимает, что его действия чрезмерны или бессмысленны (дети могут не понимать). Частыми компульсиями являются мытье рук, перепроверки, пересчет, создание запасов или прикасание, выполняемое в строгом порядке.
Попытки родителя помочь встречаются ребенком со злостью. Взрослые непросто принимают это заболевание у ребенка.
У многих людей можно найти проявления обсессии или компульсий, но для постановки диагноза эти симптомы должны вызывать значительный дистресс и длиться более часа в сутки или существенно нарушать профессиональное или социальное функционирование.
Распространенность ОКР составляет 2,5%. В 33-50% случаев заболевание начинается в детстве, средний возраст начала заболевания 15 лет. В возрасте старше 40 лет заболевание начинается редко.
Больше всего связаны с депрессией и тревогой.

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР)Обсессии - идеи, мысли, образы, которые воспринимаются как навязчивые и не имеющие смысла. Человек пытается

Слайд 16Варианты ОКР.
Большинство людей с ОКР(до 85%) на определенном этапе заболевания

выполняют «ритуалы очищения». Некоторые дети все проверяют, бесконечно убеждаясь, что двери закрыты, а электроприборы выключены. Другие постоянно «классифицируют» карточки или снова и снова считают узоры на потолке. Некоторые стремятся найти особую симметрию, например, выкладывая в линию карандаши, цветные мелки или обувь; другие оценивают все, что они делают или говорят, например, читая только до страницы, номер которой делится пополам.
Гораздо реже ребенок не может выйти за дверь, не выполнив определенный ритуал, или выстукивает ритм на заборе, проходя каждый раз одним и тем же маршрутом.
Частым проявлением ОКР у многих детей служит повторное задавание одних и тех же вопросов. Многие подростки, стремятся оставить за собой последнее слово в разговоре, так как испытывают навязчивый страх, что вопрос не будет закрыт, если они не сделают этого.

Лечится психотерапевтом и психиатром. Но окружающие должны понимать, что это не прихоти. 
Варианты ОКР. Большинство людей с ОКР(до 85%) на определенном этапе заболевания выполняют «ритуалы очищения». Некоторые дети все

Слайд 17Тревожность. Детские страхи.

Тревожность. Детские страхи.

Слайд 18Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки
Тревожное расстройство в связи

с разлукой встречается примерно у каждого десятого ребенка. Оно одинаково распространено как среди мальчиков, так и среди девочек.

Основным проявлением является чрезмерная тревога по поводу разлуки с основными объектами привязанности, например матерью, и знакомым домашним окружением. Дети отказываются идти в гости к друзьям или уходить из дома по каким-нибудь поручениям, ехать в детский летний лагерь или ходить в школу. Многие не могут даже оставаться в комнате в одиночестве. Некоторые, кроме того, проявляют внезапные припадки раздражения, беспричинно плачут или умоляют родителей не покидать их. Дети могут бояться, что они потеряются, если останутся одни, или что с их родителями случится несчастье.

Во многих случаях расстройство начинается после стрессового события, например, смерти одного из родителей или любимого домашнего животного, переезда или перехода в другую школу. Иногда принимает форму фобии школы.

Дети со страхом разлуки нередко сначала попадают к педиатру, так как жалуются не на страх, а на соматические расстройства, особенно перед школой или в начале недели.


Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки Тревожное расстройство в связи с разлукой встречается примерно у каждого

Слайд 19Характерны симбиотические отношения с матерью. Матери испытывают такие же трудности при

разлуке, как и дети.
Наиболее характерным стилем воспитания является потворствующая гиперопека. Некоторые родители обучают детей быть чрезмерно боязливыми, преувеличивая внешние опасности и свою опеку или действуя в качестве модели. Одной из причин расстройства является психотравматизация ребенка в грудном возрасте в связи с реальным расставанием с матерью.
Течение хроническое с обострениями в периоды социального стресса или соматических заболеваний.
Расстройство рано обнаруживается (до 4-летнего возраста) и обычно приходится на начало школьного обучения. В 5-8 лет в большей степени выражены конкретные опасения в связи с расставанием с опекающими лицами, в 9-12 лет - апатодепрессивные проявления, трудности сосредоточения, в 13-16 прогулы занятий и соматические симптомы.
Страх разлуки относится к разряду тревожных расстройств, а не к расстройствам поведения. Прогуливающий школу ребенок с расстройством социального поведения в принципе мог бы, но не хочет посещать занятия, ребенок же с эмоциональными нарушениями не в состоянии этого сделать.

Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки

Характерны симбиотические отношения с матерью. Матери испытывают такие же трудности при разлуке, как и дети. Наиболее характерным

Слайд 20В коррекции очень много зависит от установки родителей. Родители могут вести

разную политику:
1) родители говорят об отношениях с ребенком, собственных трудностях при разлуке - ожидают рекомендаций;
2) озабочены поведением и психологическими проблемами ребенка – ждут психиатрического лечения ребенка;
3) озабочены соматическим здоровьем ребенка – ждут соматического лечения;
4) жалуются на предполагаемое несправедливое отношение со стороны школы, борются с внешними инстанциями и ждут поддержки психолога в этой борьбе.
Поведенческие методы – поощрение посещения, одобрение.

Элективный мутизм - это состояние, при котором отмечается постоянная неспособность говорить в определенных социальных ситуациях, например в школе.
1) отсутствуют общие расстройства развития (ребенок знает язык и может говорить);
2) неспособность говорить в определенных социальных ситуациях, когда от ребенка ожидается речь (например, в школе), в других ситуациях речь возможна;
3) длительность расстройства свыше 4 недель;
Иногда общаются с помощью скупых жестов, односложных ответов или шепота. Результатом является социальная дезадаптация, трудности обучения, отказы от посещения школы. В домашней обстановке дети часто демонстрируют дисфорические вспышки, негативистичность, оппозиционное и агрессивное поведение. Вне дома они выглядят чрезмерно робкими и сдержанными.



Тревожное расстройство в связи со страхом разлуки

В коррекции очень много зависит от установки родителей. Родители могут вести разную политику:1) родители говорят об отношениях

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть