Слайд 1Обучающий семинар
Особенности организации образовательного процесса в условиях инклюзивного (интегрированного) образования.
30.03.2015
Слайд 2Что такое инклюзивное образование?
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение
и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Слайд 3СЕГРЕГАЦИЯ
СЕГРЕГАЦИЯ (от лат. segregacio - отделение) - политика принудительного отделения или изоляция какой - либо расы либо этнической группы путем поселения на ограниченной территории, преград для социального общения, раздельного обучения и воспитания, иных подобных мер.
Слайд 4ИНКЛЮЗИЯ
Инклюзивное (франц. inclusif - включающий в себя, от лат. include -
заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
Слайд 5ОСНОВА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает
равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Слайд 6Инклюзивное образование
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Слайд 7Мировая практика
инклюзивного образования
В современной образовательной политике США и Европы получили
развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.
Слайд 8Мировая практика
инклюзивного образования
В 1990-х гг. в США и странах Европы
вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.
Слайд 9Мировая практика
инклюзивного образования
Ситуация с инклюзивным
образованием в России
Первые инклюзивные образовательные
учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
Слайд 10Инклюзивное образование
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом
«Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Слайд 11Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов»,
одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.
Слайд 12Другие варианты
обучения детей-инвалидов
Спецшколы и интернаты - образовательные учреждения с круглосуточным
пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.
Слайд 13Другие варианты
обучения детей-инвалидов
система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные
программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.
Слайд 14Другие варианты
обучения детей-инвалидов
Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования,
позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.
Слайд 15Другие варианты
обучения детей-инвалидов
Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором
преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. Обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения.
По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
Слайд 16Другие виды обучения
детей - инвалидов
Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг,
предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Слайд 17Перспектива обучения
детей - инвалидов
На сегодняшний день с помощью дистанционного обучения
можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.
Слайд 18Определены нормы
Число детей-инвалидов в инклюзивной школе ограничено - не более 10%
на всю школу и не более трех человек - в одном классе.
Слайд 19Школьное оборудование
Школьное оборудование для детей-инвалидов - необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая
детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками.
Слайд 28Пространство для хранения коляски