Презентация, доклад на тему Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с РАС

Содержание

Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т. д. Невозможно представить себе единой образовательной программы для «среднестатистического» ребенка с РАС. Обеспечение индивидуального

Слайд 1Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» Инклюзивный

ресурсный центр

Основные функции и направления работы специалистов
при обучении ребенка с РАС

Педагог-психолог
Биркун О. В.


г. Симферополь
13. 03. 2019 г

Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение, «Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения» Инклюзивный ресурсный центрОсновные функции и

Слайд 2
Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга

особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т. д.






Невозможно представить себе единой образовательной программы для «среднестатистического» ребенка с РАС. Обеспечение индивидуального подхода к обучению, учет особенностей конкретного ребенка, разработка образовательной программы на основе тщательно проведенной оценки — непростая задача для коллектива школы. Все это требует специальных знаний, опыта и взаимопонимания в команде. Успешная адаптация ребенка с РАС и его дальнейшее обучение в школе также требуют некоторого изменения фокуса работы службы сопровождения.
Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических

Слайд 3Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с РАС.


Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, нарушений в развитии познавательной сферы и т. д.
К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести:
формирование учебного поведения;
формирование коммуникативных навыков;
развитие познавательной сферы;
эмоционально-личностное развитие.

Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с РАС. Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС

Слайд 4
Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает

методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с РАС, и адаптации дидактических материалов.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести следующее:
формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);
ликвидация пробелов в усвоении программного материала;
формирование навыков в рамках специальных курсов занятий;

Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает методическую поддержку учителю класса: помощь в

Слайд 5Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению

и письму, адаптации текстов и других дидактических материалов.

К направлениям работы учителя-логопеда относятся:
коррекция и развитие речи;
формирование коммуникативной стороны речи (формирование альтернативной коммуникации, развитие диалогической речи);
совершенствование понимания обращенной речи (понимание инструкций, предложений, коротких текстов и т. д.);
работа с дисграфией и дислексией.


Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению и письму, адаптации текстов и других

Слайд 6.
Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным

вопросам обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основании результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка в объеме социальной поддержки, а также направления помощи в сфере адаптации ребенка к школе.
В функциональные обязанности социального педагога может входить:
установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т. п.;
организация участия ребенка в школьных и внешкольных мероприятиях, студиях учреждений дополнительного образования;
развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы;
помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т. д.;
поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т. д.

. Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным вопросам обучения, контроль за соблюдением прав

Слайд 7
Необходимость сопровождения ребенка тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими

особенностями и потребностями ученика с РАС.
Некоторым детям, особенно в адаптационный период обучения, тьютор необходим в течение всего учебного дня (и на уроках, и во время режимных моментов). По мере адаптации ребенка к школьному обучению объем помощи, оказываемой тьютором, может сокращаться. Со временем ребенок будет прибегать к помощи тьютора только в определенное время, например на уроке физкультуры, при написании контрольной работы или в том случае, когда он сталкивается с новыми для него социальными ситуациями (на праздниках, экскурсиях и т. п.)
Необходимость сопровождения ребенка тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими особенностями и потребностями ученика с РАС.Некоторым

Слайд 8
Тьютор оказывает ученику поддержку не только на уроке (помощь при

восприятии инструкций, выполнении заданий, купирование эпизодов нежелательного поведения), но и на перемене (поддержка в процессе общения со сверстниками, при необходимости сопровождение во время перемещений по школе).
Основные трудности ученика, при которых ему может быть рекомендовано тьюторское сопровождение:
трудности с регуляцией поведения в классе;
проявления нежелательных форм поведения, нарушающих учебный процесс и отрицательно сказывающихся на усвоении программы как учеником с РАС (дезадаптивное поведение, в том числе агрессивные и аутоагрессивные проявления), так и его одноклассниками;
трудности с пониманием инструкций учителя;
трудности с организацией продуктивной деятельности во время уроков, на переменах, в процессе самообслуживания (переодевание, туалет, посещение столовой и т. п.).
Тьютор оказывает ученику поддержку не только на уроке (помощь при восприятии инструкций, выполнении заданий, купирование эпизодов

Слайд 9Новые задачи службы сопровождения в образовательных учреждениях
К новым и не совсем

привычным задачам относятся:
оценка коммуникации (а не только особенностей речевого развития ребенка),
подбор и освоение средств дополнительной или альтернативной коммуникации ребенком и всеми остальными участниками образовательного процесса,
оценка особенностей и причин нежелательного поведения и разработка поведенческих планов.

Новые задачи службы сопровождения в образовательных учрежденияхК новым и не совсем привычным задачам относятся: оценка коммуникации (а

Слайд 10
Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки:
особенностей

коммуникации,
поведения,
развития психических процессов,
эмоционально-волевой сферы,
предпочтений,
социальных навыков учащихся,
а также совместной с учителем разработке и реализации программ и материалов, которые будут наилучшим образом способствовать обучению и развитию личности ребенка с РАС.

Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки: особенностей коммуникации, поведения, развития психических процессов, эмоционально-волевой

Слайд 11
Для эффективной работы службы сопровождения образовательной организации важен переход от

преимущественного использования прямой работы специалиста с учащимся (специалист индивидуально работает с ребенком в кабинете) к непрямой модели сопровождения (специалист работает в классе, помогая учителю и конкретным детям).
Для эффективной работы службы сопровождения образовательной организации важен переход от преимущественного использования прямой работы специалиста с

Слайд 12

Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса.

Должны быть задействованы не только учителя и специалисты службы сопровождения, но и сотрудники столовой, охраны, а также сотрудники, отвечающие за уборку помещений.
Эффективное развитие коммуникации ребенка с РАС предполагает использование средства коммуникации в течение всего дня (на уроках, на перемене, в столовой, во время внутришкольных и внешкольных мероприятий и, конечно, дома).

Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса. Должны быть задействованы не только учителя

Слайд 13
Сплоченная команда профессионалов — важное условие для успешности обучения детей

с РАС в образовательных учреждениях .
Сплоченная команда профессионалов — важное условие для успешности обучения детей с РАС в образовательных учреждениях .

Слайд 14Литература
Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.
Дети с расстройствами аутистического

спектра в детском саду и школе:практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с., ил.

Фонд помощи детям ≪Обнаженные сердца≫
ЛитератураДовбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе:практики

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть