Слайд 1Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение,
«Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения»
Инклюзивный
ресурсный центр
Основные функции и направления работы специалистов
при обучении ребенка с РАС
Педагог-психолог
Биркун О. В.
г. Симферополь
13. 03. 2019 г
Слайд 2
Все дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга
особенностями коммуникации, поведения, уровнем развития академических навыков, когнитивными способностями и т. д.
Невозможно представить себе единой образовательной программы для «среднестатистического» ребенка с РАС. Обеспечение индивидуального подхода к обучению, учет особенностей конкретного ребенка, разработка образовательной программы на основе тщательно проведенной оценки — непростая задача для коллектива школы. Все это требует специальных знаний, опыта и взаимопонимания в команде. Успешная адаптация ребенка с РАС и его дальнейшее обучение в школе также требуют некоторого изменения фокуса работы службы сопровождения.
Слайд 3Основные функции и направления работы специалистов при обучении ребенка с РАС.
Педагог-психолог формирует у ребенка с РАС навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, развивает коммуникативные навыки, проводит мероприятия по профилактике и коррекции дезадаптивного поведения, нарушений в развитии познавательной сферы и т. д.
К основным направлениям коррекционной работы психолога можно отнести:
формирование учебного поведения;
формирование коммуникативных навыков;
развитие познавательной сферы;
эмоционально-личностное развитие.
Слайд 4
Учитель-дефектолог помогает ученику в усвоении программного материала, а также оказывает
методическую поддержку учителю класса: помощь в создании образовательной среды, отвечающей потребностям ученика с РАС, и адаптации дидактических материалов.
К основным направлениям работы учителя-дефектолога можно отнести следующее:
формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);
ликвидация пробелов в усвоении программного материала;
формирование навыков в рамках специальных курсов занятий;
Слайд 5Учитель-логопед оказывает методическую поддержку учителю в организации речевого режима, обучения чтению
и письму, адаптации текстов и других дидактических материалов.
К направлениям работы учителя-логопеда относятся:
коррекция и развитие речи;
формирование коммуникативной стороны речи (формирование альтернативной коммуникации, развитие диалогической речи);
совершенствование понимания обращенной речи (понимание инструкций, предложений, коротких текстов и т. д.);
работа с дисграфией и дислексией.
Слайд 6.
Социальный педагог осуществляет взаимодействие с семьей ребенка, консультирование по организационным
вопросам обучения, контроль за соблюдением прав ребенка в семье и школе. На основании результатов социально-педагогической диагностики социальный педагог определяет потребности ребенка в объеме социальной поддержки, а также направления помощи в сфере адаптации ребенка к школе.
В функциональные обязанности социального педагога может входить:
установление взаимодействия с учреждениями социальной защиты, органами опеки, общественными организациями, защищающими права инвалидов, и т. п.;
организация участия ребенка в школьных и внешкольных мероприятиях, студиях учреждений дополнительного образования;
развитие социально-бытовых навыков, формирование жизненных компетенций, в том числе за пределами школы;
помощь в работе с родителями, организация деятельности «Родительского клуба» и т. д.;
поиск необходимой информации, популяризация знаний об инклюзивном образовании и т. д.
Слайд 7
Необходимость сопровождения ребенка тьютором, особенно в адаптационный период, определяется специфическими
особенностями и потребностями ученика с РАС.
Некоторым детям, особенно в адаптационный период обучения, тьютор необходим в течение всего учебного дня (и на уроках, и во время режимных моментов). По мере адаптации ребенка к школьному обучению объем помощи, оказываемой тьютором, может сокращаться. Со временем ребенок будет прибегать к помощи тьютора только в определенное время, например на уроке физкультуры, при написании контрольной работы или в том случае, когда он сталкивается с новыми для него социальными ситуациями (на праздниках, экскурсиях и т. п.)
Слайд 8
Тьютор оказывает ученику поддержку не только на уроке (помощь при
восприятии инструкций, выполнении заданий, купирование эпизодов нежелательного поведения), но и на перемене (поддержка в процессе общения со сверстниками, при необходимости сопровождение во время перемещений по школе).
Основные трудности ученика, при которых ему может быть рекомендовано тьюторское сопровождение:
трудности с регуляцией поведения в классе;
проявления нежелательных форм поведения, нарушающих учебный процесс и отрицательно сказывающихся на усвоении программы как учеником с РАС (дезадаптивное поведение, в том числе агрессивные и аутоагрессивные проявления), так и его одноклассниками;
трудности с пониманием инструкций учителя;
трудности с организацией продуктивной деятельности во время уроков, на переменах, в процессе самообслуживания (переодевание, туалет, посещение столовой и т. п.).
Слайд 9Новые задачи службы сопровождения в образовательных учреждениях
К новым и не совсем
привычным задачам относятся:
оценка коммуникации (а не только особенностей речевого развития ребенка),
подбор и освоение средств дополнительной или альтернативной коммуникации ребенком и всеми остальными участниками образовательного процесса,
оценка особенностей и причин нежелательного поведения и разработка поведенческих планов.
Слайд 10
Специалистам службы сопровождения необходимо уделять особое внимание проведению оценки:
особенностей
коммуникации,
поведения,
развития психических процессов,
эмоционально-волевой сферы,
предпочтений,
социальных навыков учащихся,
а также совместной с учителем разработке и реализации программ и материалов, которые будут наилучшим образом способствовать обучению и развитию личности ребенка с РАС.
Слайд 11
Для эффективной работы службы сопровождения образовательной организации важен переход от
преимущественного использования прямой работы специалиста с учащимся (специалист индивидуально работает с ребенком в кабинете) к непрямой модели сопровождения (специалист работает в классе, помогая учителю и конкретным детям).
Слайд 12
Реализация поведенческого плана требует согласованной работы всех участников образовательного процесса.
Должны быть задействованы не только учителя и специалисты службы сопровождения, но и сотрудники столовой, охраны, а также сотрудники, отвечающие за уборку помещений.
Эффективное развитие коммуникации ребенка с РАС предполагает использование средства коммуникации в течение всего дня (на уроках, на перемене, в столовой, во время внутришкольных и внешкольных мероприятий и, конечно, дома).
Слайд 13
Сплоченная команда профессионалов — важное условие для успешности обучения детей
с РАС в образовательных учреждениях .
Слайд 14Литература
Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И.
Дети с расстройствами аутистического
спектра в детском саду и школе:практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с., ил.
Фонд помощи детям ≪Обнаженные сердца≫