Слайд 1Организация индивидуального сопровождения детей группы риска
Педагог-психолога МБОУ «Теплоключевская СОШ» Гермогенова В.В.
Слайд 2Учащиеся
«группы риска»
Эта такая категория детей, которая требует особого внимания со
стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.
Слайд 3К ним относятся дети:
С нарушениями в аффективной сфере;
Педагогически запущенные;
С задержкой психического
развития;
С проблемами в развитии (олигофрены);
С психопатоподобным поведением и др.
Слайд 4Леворукий ребенок в школе
Левшами являются около 10% людей, причем доля леворуких
имеет тенденцию к увеличению. Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.
Слайд 5Сопровождение – это обучение, воспитание и развитие учащегося.
В работе мы должны
опираться на зону ближайшего развития школьника и на его индивидуальные особенности. Необходимость индивидуального подхода к детям в процессе обучение и воспитания признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Главное – не бороться с индивидуальными особенностями, а развивать их, изучать потенциальные возможности ребенка и строить воспитательную работу по принципу индивидуального развития.
Слайд 6Рекомендации учителям
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАСТЕНЧИВЫМИ ДЕТЬМИ
Этим детям свойственны страхи,
тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого. Низкая адаптивность. В школьном возрасте – ипохондрики - за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду. Внушаемы.
1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
3. Включать в посильные общественные дела.
4. Хвалить самостоятельность.
5. Стимулировать личную ответственность.
6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найти адекватный.
8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
9. Можно на время освободить от работы - дать время упокоиться.
10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Слайд 7РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ЗАМКНУТЫМИ ДЕТЬМИ
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход
в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Ребенок испытывает определенные страхи. Склонны к развитию логического мышления. Нетипичные интересы ( о строении мира, о потустороннем мире). Любят много читать. Развита речь. На часто формально. Негативные черты: эмоциональная холодность. Не испытывает большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Он не интересуется чьим- либо мнением, он безразличен к внешнему миру. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, может пройти по карнизу. Не имеет друзей - он одиночка. В дружбе подчиняемый, а не лидер. Не смотрит в глаза.
1. В работе попробовать опираться на его сильные стороны. Морали не действуют вообще. Полезно приучить его, так как для него главное, чтобы оставили в покое. «Не важно, как выглядит для других, важно для себя».
2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к ним.
3. Не призывать к совести, не читать морали.
4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов. Потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формирование навыков изобразительной деятельности.
6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
8. Учитывать интерес к точным наукам- математике, физике.
9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не повязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Слайд 8РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ
1. Избегайте состязаний и каких-либо видов
работ, учитывающих скорость.
2. Не сравнивайте ребёнка с окружающими.
3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
4. Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что.
5. Чаще обращайтесь к ребёнку по имени.
6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребёнку.
7. Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
8. Будьте последовательны в воспитании ребёнка.
9. Старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний.
10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.
11. Не унижайте ребёнка, наказывая его.
Слайд 9РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ
1. Игнорируйте истерические реакции.
2. Предупредите класс,
чтобы он не обращал внимание на ребёнка в момент истерики.
3. Хвалите позитивные поступки такого ребёнка для закрепления нового стиля поведения.
4. Не стремитесь угодить.
5. Не обращайте постоянно внимание на его плохое настроение. Это его подсознательная цель.
6. Чаще давайте понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки.
7. Займите такого ребёнка таким видом деятельности, чтобы он смог своим трудом выделиться среди сверстников, а не своим поведением, т.к. он жаждет признания.
8. Если у ребёнка высокий уровень притязаний, определите круг доступных притязаний.
9. Не попадайте под его влияние и не позволяйте манипулировать собой, т.к. он лжив и способен входить в доверие.
10. Критикуйте поступки ребёнка, а не его личность. Позволяйте ему проявлять эмоции бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
11.Усильте систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью)
12. Если ребёнок осознал свой проступок, то побеседуйте с ним. Беседа должна быть запоминающейся.
13.Устраните влияние всепрощающих взрослых, требования должны быть едины.
14. Ужесточить режим, пресекать бесцельное времяпровождение.
15. Ребёнок должен нести ответственность за помощь по дому, за выполнение уроков. Контроль не должен быть постоянным.
16. Не позволять выполнять другое дело, пока не завершит первое.
17. Чётко ориентировать ребёнка в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
18. Повышайте самооценку ребёнка, уверенность в себе.
Слайд 10На этапе оказания помощи семье и подростку «группы риска» применяются:
Метод воспитания
– способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся убеждение, побуждение, поощрение, порицание
Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность. Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально-этических качеств
Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в соответствии с его интересами и потребностями
Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение