Слайд 1Общие вопросы методики обучения рассказыванию
Слайд 2Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью,
потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора.
Слайд 3В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом
и рассказом (в элементарной форме).
Слайд 4Пересказ — связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
Пересказ - сравнительно легкая
речевая деятельность. Ребенок излагает готовое содержание и пользуется готовой речевой формой автора и чтеца-воспитателя (словарь, синтаксические конструкции, композиция, выразительность).
В детском саду практикуется в основном подробный или близкий к тексту пересказ, но возможны и такие варианты, как пересказ с изменением лица рассказчика (не от первого, а от третьего лица и наоборот), пересказ фрагментов (в дидактических играх), пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона и т. п.), инсценированный пересказ (с игрушками, силуэтами, детьми, «актерами»).
Слайд 5Рассказ — самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события.
Составление рассказа (по
заданию) — более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям.
Слайд 6 По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание — это
изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Обычно описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Кроме того, описание должно быть лаконичным.
Слайд 7Разновидности описательных рассказов — сравнительный и объяснительный рассказы.
В детском саду
дошкольников учат составлять описание двух предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков. Полезны и объяснительные рассказы с элементами рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий. Объяснить что-то другому лицу — значит подвести его в определенной последовательности к пониманию главных связей и отношений, характерных для того явления, о котором рассказывается.
Слайд 8Сюжетный (повествовательный) рассказ — это передача событий, происходящих в определенной временной
последовательности с каким-нибудь героем.
Слайд 9Еще большее значение, чем форма изложения, имеет содержание рассказа.
Для дошкольников можно
выделить три категории рассказов: рассказ по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа), рассказ по памяти (о том, что воспринимал до момента рассказа), рассказ по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
Слайд 10Приемы обучения рассказыванию
Образец рассказа
Разбор образца рассказа
Воспроизведение плана детьми
Коллективное составление
рассказа
Составление рассказа по частям
Оценка
Иногда к разбору рассказа товарища привлекают детей.
Слайд 11Итак, приемы обучения рассказыванию достаточно разнообразны. Воспитатель-методист помогает воспитателям выбрать для
конкретного занятия комплекс ведущих и дополнительных приемов, руководствуясь уровнем умений детей, новизной и трудностью учебных задач.